Программа «Профилактика и коррекция речевых нарушений у младших дошкольников
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Бурдукова Елена Алексеевна

Программа опреде­ляет содержание и организацию логопедического сопровождения с детьми раннего возраста с 2 до 3 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по речевому направлению. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М.А.Ва­сильевой,   Т.С.Кома­ро­вой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №36 «Яблонька»

Е.А.Бурдукова, учитель - логопед

ПРОГРАММА

« ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел 

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи реализации Программы 

1.3

Сроки реализации

1.4.

Основные направления

1.5.

Ожидаемые результаты

 II. Содержательный раздел 

2.1.

Научная обоснованность

2.2

Требования к условиям реализации Программы

2.3.

Условия комплексного сопровождения детей

2.4

Механизации реализации

2.5

Планирование

 III. Организационный раздел 

3.1

Механизмы отслеживания результатов

3.2

Условия реализации Программы

3.2

Список литература

3.3.

Приложения

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа определяет содержание и организацию логопедического сопровождения с детьми раннего возраста с 2 до 3 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по речевому направлению. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М.А.Васильевой,   Т.С.Комаровой.

   Реализуемая мною программа, направлена на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.  

       В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой.  Анализируя свой опыт работы,  я сделала вывод о недостаточном внимании к ранней диагностике и коррекции речевых нарушений у детей 2-3 лет.  Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Поэтому, основанием для разработки программы послужили следующие факторы:

  • увеличение детей с речевыми нарушениями;
  •  подготовка ребенка к поступлению в ДОУ.

 Вариантом решения обозначенных проблем является разработка и внедрение программы «Профилактика и коррекция речевых нарушений у младших дошкольников».

     Реализация программы увеличит эффективность профилактической работы на успешную социализацию ребенка, значительно повысит психолого-педагогическую грамотность  педагогов и родителей в вопросах речевого развития.

      Для обеспечения благоприятной речевой  среды в ДОУ создана система взаимодействия всех участников педагогического сопровождения детей. Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей. Совместная работа даст более эффективный результат, т.к. родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего малыша, а учитель - логопед грамотно и последовательно руководит процессом передачи этих знаний и умений.      Программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, мышления, координации и мелкой моторики и т. д.   Поэтому, основанием для разработки программы послужили следующие факторы:

  • увеличение детей с речевыми нарушениями;
  •  подготовка ребенка к поступлению в ДОУ.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста.

 Задачи:

  •  внедрение инновационных форм профилактической работы.
  • развитие у детей общеречевых навыков;
  • формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;
  • обогащать активный словарь;
  • способствовать развитию грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.

  Актуальность:

Одним  из  приоритетных  направлений  логопедической  работы,  в  рамках  модернизации   дошкольного образования, становится  работа по

 речевому сопровождению детей. Одним из основных направлений является профилактика речевых нарушений, поэтому ранняя диагностика, профилактика речевых нарушений является одной из актуальных проблем педагогики. Важно вовремя предупредить отклонения и сократить в дальнейшем количество детей  с речевыми нарушениями.  

Проблема:                                                                            

В последнее время молодые родители всё чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребёнка», по утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта и речевого развития. Особого внимания требуют дети с задержкой в речевом развитии, которые  неправильно произносят звуки, не умеют связно выстраивать фразы из 2-3 слов. Родителей таких детей волнует вопросы, как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении, что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь.

    Именно эта проблема и легла в основу разработки  программы.

Гипотеза:

    Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме.  Потребность в общении формируется в процессе жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми. Владение речью играет важную роль в повседневной жизни, обучении, умении общаться и понимать собеседника. Хорошему владению речью нужно учиться не один год, и начинать обучение желательно как можно раньше.    

 Принципы:

  • Научность.
  • Учет психологических, возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Доступность, конкретность.
  •    принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми.    

  1.3. Сроки реализации:

I этап (май - сентябрь).  Информационно-аналитическая деятельность. Результатом данного этапа является оценка контингента детей для учёта особенностей речевого  развития, определение специфики нарушений.
  II этап (октябрь - май). Планирование, организация и координация.

Результатом является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и логопедическое сопровождения детей раннего возраста.

 III этап (май – июнь). Диагностическая деятельность.  

Результатом является создание специальных условий и разработка коррекционно-развивающих программ
  IV этап (август - сентябрь).  Регулятивно-корректировочная деятельность.  Результатом является корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

1.4.     Основные направления:

  Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ЗРР, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.

   Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в коррекции речевых недостатков.

 Консультативная работа обеспечивает непрерывность логопедического сопровождения детей с задержкой речевого развития и их семей по вопросам реализации психолого-педагогических условий воспитания;  

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями речевого развития детей, со всеми участниками образовательного процесса: родителями (законными представителями) и педагогами.

 

Участники:

  Педагоги ДОУ.

 Родители (законные представители)

 Дети от 1,5 до 3 лет.

1.5.Ожидаемые результаты:

  • формирование информационной готовности родителей к работе по профилактики речевых нарушений;
  • повышение качества и эффективности просвещения родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста;
  • обеспечение единства и преемственности воспитания.

  1. СОДРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    2.1. Научная обоснованность

     Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей.     Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с речевым общением. Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки. К трём годам ребёнок овладевает умениями и  способностью понимать, активно пользоваться языком в общении с людьми.

   В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.   Большинство родителей при анкетировании (приложение 1) убеждены в том, что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся, что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет.

     Необходимо на раннем этапе донести до каждого родителя понимание того, насколько важен этот особенный возраст, как многого можно достичь, начав заниматься с собственным ребенком уже сейчас, и каких трудностей в дальнейшем это поможет избежать. Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование и использование игр – драматизаций и развлечений.

    В работе  выделяются следующие направления по развитию речи:

  • звуковая культура речи,
  • словарная работа,
  • грамматический строй,
  • связная речь и художественная литература.

     Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения с взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир.

       На сегодняшний день, образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые  речевые отклонения.
  ФГОС предъявляет конкретные требования по созданию  предметно- развивающей среды и   поэтому  важное место занимает  создание речевой среды. Речевой среды включает в себя следующие моменты:

  • постоянный разговор с ребенком,
  •  естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми.

    Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.  

2.2. Требования к условиям реализации

Основными требованиями к реализации программы является:

  • обеспечение психоло-педагогического сопровождения (учёт индивидуальных особенностей (приложение 2), соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических  технологий для оптимизации образовательного процесса;
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок, соблюдение санитарно-гигиенических правил);
  • развитие системы обучения и воспитания детей «группы риска».

      Для развития речевой активности детей раннего возраста используются многочисленные приемы, при помощи которых ребенок быстрее и совершеннее овладевает навыком понимания речи окружающих, обогащает пассивный словарный запас. Вот некоторые из них:

  • развитие подражательной деятельности ребенка, стимуляция его речевой активности;
  • обыгрывание игрушек;
  • повторение игровых ситуаций, использование потешек, прибауток, песенок.

2.3. Условия комплексного сопровождения детей

Вот основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – развивающего направления профилактики речевых нарушений:

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Первичная психологическая, педагогическая и логопедическая диагностика.

Заполнение индивидуальных карт развития детей.

Организация и проведение ПМП консилиума.

Создание индивидуальных коррекционных маршрутов.

Разработка программ подгрупповой и индивидуальной работы.

Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

Решение коррекционных задач.

Осуществление логопедического мониторинга.

Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса.

Устранение у детей отклонений в речевом, психическом развитии, повышение уровня физических и музыкальных способностей.

Заключительный

Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ.

Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных маршрутов.

   

     Важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка! Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.                    Речь взрослого должна быть чёткой, неторопливой, доступной для понимания малыша и перегруженной труднопроизносимыми словами, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения. При отсутствии такого образца, сокращение общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется.

   Таким образом, чем чаще взрослые будут разговаривать с ребёнком доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!

    При организации совместной коррекционно-развивающей деятельности прослеживаются приоритетные направления в работе логопеда и воспитателя.

Приоритеты логопеда

Приоритеты воспитателя

Коррекция звукопроизношения

Осуществление контроля за правильным звукопроизношением

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха на НОД по развитию речи, в свободной деятельности через различные дидактические, подвижные игры для развития речи.

Развитие связной речи

Чтение художественной литературы, рассматривание картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений.

Развитие артикуляционного аппарата и выработка речевого выдоха

Проведение артикуляционных упражнений. Включение комплексов дыхательных упражнений в режимные моменты.

Формирование лексико-грамматических категорий

Включение игровых упражнений на занятиях по развитию речи. Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками.

      Правильное планирование способствует эффективному и быстрому закреплению усвоенных навыков и профилактической работе  речевых нарушений. Система ранней, комплексной диагностики гарантирует снизить уровень сложных речевых нарушений у детей «группы риска». Эффективность данной системы зависит от раннего начала диагностической работы и последующая профилактическая работа. Каждое занятие включает в себя:

  • артикуляционную гимнастику;
  • игры для развития мелкой моторики;
  • игры на развитие представлений о схеме тела и частях лица (у себя, у мамы, у куклы, у друга);
  • игры на воспроизведение звукоподражаний;
  • игры на стимулирование  самостоятельное произношение ребенком слов.  На основе проблемного анализа полученных результатов обследовании детей мною был составлен план работы с педагогами и родителями и выработаны рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста.

2.4. Планирование реализации

1-й этап

Название

Цель

1

Изучение и подбор специальной литературы по проблеме раннего речевого развития детей. 

Создание научно-методической базы дл разработки программы.

2.

Формирование пакета диагностических методик.

Систематизация методик, направленных на выявление у детей раннего возраста речевых нарушений

3.

Первичная психолого- логопедическая, педагогическая диагностика детей.

 Подбор критериев оценки результативности деятельности.

Создание индивидуальных коррекционных маршрутов помощи ребенку с нарушениями речи (приложение 3)

Разработка программ подгрупповой и индивидуальной работы с детьми

 2 этап

1.

Семинары-практикумы:  

  • «На беседу к логопеду»,
  • «Тра-ля-ля для язычка»,
  • «Волшебный ветерок»
  •  «Речь на кончиках пальцев»

Обучение родителей основным практическим приемам по активизации речевого аппарата.

2.

Выпуск информационных буклетов по диагностике речи в условиях семьи:

  • «Мой малыш, как ты говоришь»,
  •  «Как выбирать игрушки»

Помощь родителям в подборе детской литературы с  учетом их возраста.

 3 этап

1

 

Итоговое анкетирование родителей.

Выявление уровня компетентности в вопросах раннего выявления и профилактики возникновения речевых нарушений

2

 Организация и проведение ПП консилиума.

Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных маршрутов.

2.5.Перспективный план

Развивающая область

Цель и содержание работы

1

Развитие артикуляционного аппарата.

  • Создание  положительного эмоционального фона
  • Воспитывать умение играть совместно с детьми.
  • Развитие подвижности и переключаемости органов артикуляции. 

2

Развитие мелкой моторики.

  • Развитие мелкой моторики, процессов расслабления.
  • Снятие  эмоционального напряжения: пальчиковая гимнастика, «сухой бассейн»,

пальчиковый  театр.

3

Формирование пространственных представлений о схеме тела и лица.

  • Формирование пространственных представлений о схеме тела и лица.
  •  Побуждать детей к активным действиям с игрушкой и диалогу (упражнения «Водичка», «Покажи у куклы (мишки, зайки)».

4

Развитие импрессивной речи.

  • Формировать умение вслушиваться в речь.
  •  Развитие пассивного словаря: показ предметов с их называнием («Чудесный мешочек», «Кто в домике живет»).

5

Развитие экспрессивной речи.

  • Развитие стремления к звукоподражанию.  
  • Развитие умения  самостоятельно произносить слова.
  • Воспитывать умение играть совместно с другими детьми.
  • Побуждать детей к активным действиям с игрушкой и диалогу (игра "Гости", игра "Кто там?")

6

Развитие высших психических функций.

  • Развитие слухового внимания.
  • Развивать наглядно-действенное мышление на основе предметно-манипулятивной деятельности ( «Найди звучащую игрушку», «Куда спряталась кукла»)

ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

Мероприятия

Срок

1

Общие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.

Ноябрь

2

 Практикум по проведению артикуляционной гимнастики.

Декабрь

3

Создание картотеки:

  • пальчиковых игр;
  • артикуляционных упражнений;
  • художественных текстов для оречевления режимных моментов;
  • игр на развитие слухового внимания.

В течение года

4

 Консультация «Игры и игровые упражнения для развития воздушной струи»

Январь

5

 Консультация-практикум «Корректировка программного содержания в соответствии с выявленными проблемами».

Ноябрь

6

 Рекомендации по развитию речи детей группы риска.

Ноябрь

7

 Разработка индивидуальных коррекционных маршрутов развития детей группы риска.

Ноябрь

8

 Составление библиографии по проблеме речевого развития детей.

Декабрь

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

№ п/п

Формы проведения общения

Сроки

1.

Изучение проблем семьи по речевому развитию детей.

Сентябрь

2.

Родительское собрание «Не волнуйся, мама, я иду в детский сад»

Октябрь

3.

Родительский клуб «Здоровый малыш». День открытых дверей.                                                                              

Выставка педагогической литературы по проблеме     «Развитие речи детей раннего возраста»

Ноябрь

4.

Консультация «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»                                                                                                      

В течение года

5.

Логопедический тренинг «Пальцами играем-речь развиваем»

Январь

6.

Папка - передвижка  «Развивайся, малыш»

Фотовыставка «Папа – мой главный защитник», «Мама – солнышко моё».

Февраль

7

Организация проблемно – теоретического семинара «Как разговорить молчуна»

Фотовыставка  «Мама – солнышко моё».

Март

8.

Информационный стенд «Помоги своему ребенку»

Март

9

Консультация «Книжка в гости к нам пришла»

Выпуск памяток для родителей «Учите, играя» (приложении 4).

Апрель

10.

Круглый стол по итогам диагностики «Учим ребенка  говорить правильно»

Май

  1. Организационный раздел 

 3.1. Механизм отслеживания результатов

Для контроля над эффективностью реализации программы целесообразно вести систематический учет исходных данных, анализ резервных возможностей каждого ребенка  и регулярно отражать динамику достижений. Вот основные показатели,  отражающие качество работы:

  •  выявление уровня компетентности в вопросах раннего выявления и профилактики нарушений речевого развития;
  •     составление  индивидуальных перспективных планов работы  (приложение 3);

Эффективность результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

  Для ДОУ

Положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к ребенку.

Положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.

Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.

Благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

Механизм отслеживания результатов

  1. Диагностическая работа (Мониторинг)  учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений. То есть коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие направления: первичный, обследование по заявкам, итоговый.

Первое направление – первичный мониторинг, работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения ДОУ.

Второе направление – обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.).

Третье  направление - итоговый мониторинг.

По результатам обследования формируются списки  воспитанников  на психолого – педагогический консилиум  учреждения. Обследование ППк проходит на второй неделе апреля, по результатам,  которого формируются списки нуждающихся в логопедической помощи.

3.2.Условия реализации программы:

       Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями (смотри приложение).

   Результат реализации программы приводит к уровню сформированности  речевых навыков, ключевых социальных компетенций, успешной адаптации.  Программа обеспечит:

  • систематизацию методик, направленных на раннее выявление и профилактику речевых нарушений;
  • повышение компетенции родителей и педагогов в вопросах речевого развития детей групп раннего возраста.

    Реализация программы повысит эффективность профилактической работы, направленной на успешную социализацию ребенка раннего возраста, значительно повысит психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросах речевого развития.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клюева Н.В., Касткина Ю.В.  Учим детей общению.
  2. Мастюкова Е.М. Игровая педагогика. Ранний и дошкольный возраст- М.: «Владос», 1997.
  3. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2001.
  4. Репина Н.Н. Уроки логопедии.Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003
  5. Носов И.А.  Игры с детьми в детском саду /учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2002.
  6. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Играем, речь развиваем. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2002.
  7. Радынова О.Л.  Музыкальное воспитание дошкольников. М.:  Просв., «Владос» 1994.
  8. Сборник нормативных и методических  документов. Общее образование России 2004 – 2005г. М., 2005.
  9. Селевко Г.К .Веселая логопедия./ 1998
  10. Семаго М.М.  Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка/
    комплект рабочих материалов, Москва, изд-во «Аркти», 1999 .
  11. Семаго М.М. Учитесь говорить правильно. /Владос. 2010.
    Смирнова О.Е.  Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях выпуск 3 /                                                                                                                  
    Приложение 1

                                                       АНКЕТА

Ваша информация поможет нам лучше узнать ребенка и значительно повысить эффективность коррекционно-воспитательной работы.

1. Фамилия, имя, отчество ребенка__________________________________

2. Дата рождения ребенка__________________________________________

3. Домашний адрес, телефон________________________________________

4. ФИО мамы, место работы, телефон_______________________________

5. ФИО папы, место работы, телефон________________________________

6.Имеются ли речевые нарушения у родителей или близких родственников?

7. Сообщите данные о ходе речевого развития ребенка:

  • когда появилась лепетная речь?__________________________
  • когда появились первые слова?___________________________
  • когда появились простейшие фразы?______________________

8. Какие трудности вы замечаете в речи ребенка?_____________

9. Каково ваше отношение к трудностям в речи ребенка?___________

10. Ваши предложения и пожелания__________________________

11. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели обсудить?______

12. Отметьте, консультации, каких специалистов Вы хотели бы получить?___

                      Спасибо за участие в анкетировании и откровенные ответы

Приложение 2

Индивидуальный перспективный план абилитационной работы (ранний возраст)

       

        Ф.И. ребёнка, возраст, группа__________________________________________________________________________________

 п/п

Направление, вид работы

Содержание работы

Сроки и результаты  работы

( + хорошая динамика;

- без динамики;

+/-  незначительная  динамика)

Вывод

XI

XII

I

II

III

IV

V

                                                                                         Приложение 3.

Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».
  2. Использовать игры для развития воздушной струи: поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.
  3. Развивать слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)
  4. Уточнять артикуляцию звуков раннего онтогенеза.
  5. Обогащать пассивный и активный словарный запас:
  • учить называть предметы ближайшего окружения;
  • знакомить со значением слов, обозначающих:
  • основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);
  • форму предметов (круглый, квадратный, овальный);
  • параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий);
  • различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый,грязный);
  • обозначать словами свои и чужие действия.
  1. Учить детей выражать свои желания и потребности фразовой речью.
  2. Вводить в речь детей предлоги (в, на, под, около и т. д.).
  3. Оречевлять и комментировать все режимные моменты.
  4. Проводить пальчиковые игры.
  5. Включать в жизнь детей игры-инсценировки и игры - драматизации по сказкам.
  6. Читать стихи и сказки с повторяющимися действиями.
  7. Рассматривать сюжетные картины и беседовать по их содержанию.
  8. Рассматривать игрушки и описывать их.
  9. Учить детей выполнять двухактные инструкции.

Рекомендации по организации работы с детьми, имеющими низкий уровень речевого развития

  1. Учить детей общаться со взрослыми и друг с другом:
  • здороваться и прощаться со сверстниками и взрослыми;
  • показывать другим людям то, что ему понравилось;
  • ждать исполнения своих желаний;
  • играть рядом с другими детьми;
  • играть вместе с другими детьми.
  1. Продолжать знакомить детей с названиями окружающих его предметов, учить узнавать их на картинках.
  2. Учить детей ориентироваться в схеме собственного тела, а так же животных (игрушек).
  3. Учить детей различать понятия «большой», «маленький».
  4. Учить детей подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы (би-би, тук-тук, бух, мяу, ням-ням и т. д.).
  5. Побуждать детей повторять за взрослым простые слова; называть предметы, отвечая на вопрос «Что это?».
  6. Формировать у детей элементарную фразовую речь (Ляля топ-топ, киса мяу).
  7. Упражнять детей в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке.
  8. Учить ребенка выполнять просьбы взрослого «Дай мне», «Покажи мне».
  9. Упражнять детей в выполнении двухступенчатых инструкций (Дай мне мишку и собачку. Пойди на кухню и принеси чашку.).
  10. Учить детей соотносить предметы по цвету.
  11. Учить понимать значение предлогов «в», «на», «под» в ситуациях с игрушками и при рассматривании иллюстраций.

  Для организации более эффективной и целенаправленной работы по выявленным проблемам были выработан индивидуальные маршруты развития на каждого ребёнка, имеющего значительные нарушения в речевом развитии как для педагогов, так и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольников.

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но ...

Профилактика и коррекция речевых нарушений у дошкольников

Логопедия, являясь педагогической наукой, занимается изучением дефектов и устойчивых расстройств речи, преодолеваемых с помощью совместной работы учителей-логопедов и врачей специалистов....

статья " Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

статья раскрывает новые подходы к развитию речи дошкольников средствами нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий...

Проект «Школа красивой речи» или «Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»

·        Актуальность проблемы: В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Речевой фитнес как профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста

Речевой фитнес  как профилактика  и коррекция речевых нарушений  у детей раннего и младшего возраста....