«Приемы и формы работы по формированию связного высказывания с детьми с ОВЗ»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Черномырдина Анастасия Павловна

В настоящее время в своей практике логопеды используют в своей работе  как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы по формированию связного высказывания, которые гармонично вписываются в систему ФГОС, не нарушая структуры непосредственно-образовательной деятельности.
Подробнее о приемах развития связной речи детей с ОВЗ можно прочитать в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приемы и формы работы по формированию связного высказывания с детьми с ОВЗ»

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Развитие связной речи у детей с ОВЗ   - одна из главных задач коррекционного воздействия и  осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОВЗ - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

В настоящее время в своей практике логопеды используют в своей работе  как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы по формированию связного высказывания, которые гармонично вписываются в систему ФГОС, не нарушая структуры непосредственно-образовательной деятельности.
Рассмотрим приемы развития связной речи детей с ОВЗ.

Приемы развития связной речи детей с ОВЗ.

Словесные:

  • речевой образец;
  • повтор;
  • вопрос

Наглядные:

  • организация наблюдения;  
  • демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д.
  •  просмотр видеофильмов

Игровые:

  • дидактические игры-упражнения,  
  • театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры
  • другие виды игр с речевым содержанием.

Методы формирования связного выказывания:

I. Прием наглядного моделирования.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

Одним из видов моделирования является синквейн.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Мнемотехника так же является видом наглядного моделирования.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание

II. Приемы ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Основатель теории Г. С. Альтшуллер.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

ТРИЗ дает детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Существует множество методов ТРИЗ:

  1. «Круги Луллия»,
  2.  «Метод фокальных объектов»
  3. «Сенсорный ящик»
  4.  «Составление загадок»

1.Круги Луллия( основоположник Раймонд Луллий) это выполненные из оргалита несколько колец разного диаметра, нанизанных на общий стержень, в верхней части которого установлена стрелка. На кольца накладываются бумажные круги с прорезями для удобного расположения на кольца. Круги разделены на несколько секторов и они свободно вращаются.

Задачи:

совершенствование навыка речевого общения;

закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания;

развитие речевого творчества;

Игра «Расскажи сказку»

На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок.  Дети,  раскручивая  круги,  подбирают  подходящую  пару  и рассказывают сказку. Можно использовать рассказы по схемам (когда на  одном  круге  предметные  или  сюжетные  картинки,  а  на  втором схемы-подсказки для связного высказывания)

2.“Метод фокальных объектов” (автор Ф. Кунц) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

     Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.

Например, “Сорокот”. Его родители: сорока и кот. Живет в жарких странах. Очень быстро летает и ловко лазает по деревьям. У него развито обоняние. Видит в темноте. Любит яркие предметы. . .

3.Метод ТРИЗ - «Сенсорный ящик»

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт.

Дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает логопед.

Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)

Какого он цвета?  (он желтый)

Какого он размера?

Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)

Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (да)

Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)

Вкус: Это съедобный предмет? (да)

Какой он на вкус? (он кислый)

Это лимон. Правильный ответ.

4.Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».

Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.

Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок.  Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.

Выбираем объект, например, мяч.

Далее детьми даются образные характеристики по заданным логопедом признакам:

Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)

Какой мяч по форме? (круглый)

Что он делает? (скачет, прыгает, катится)

Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. 

Что бывает таким же?

Разноцветный. Что бывает таким же? (радуга…)

Круглый. Что бывает таким же? (солнце, апельсин…)

Прыгает и скачет.  Кто делает так же? (заяц…)

После заполнения таблицы логопед предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Получилась загадка о мяче:

Разноцветный, как радуга.

Круглый, как солнце.

Прыгает и скачет, как заяц.

Таким образом, результативность проводимой работы по использованию методов и приемов в процессе формирования связной речи у детей с ОВЗ соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооборазование " Методические приемы и формы работы с детьми с ОНР по формированию связной речи"

Дипломная работа по окончанию курсов повышения квалификации "Современные технологии предупреждения и преодоления речевых расстройств". В работе представлена теоретическая часть по развитию связной реч...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Новые формы работы по формированию связной речи дошкольников.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребёнку высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценн...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Речь - одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Основная задача развития речи у детей в дошкольном возрасте – формирование правильной устной речи детей на основе овладения литерату...

Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

Формы работы по формированию связной речи дошкольников

В статье раскрываются понятие "связная речь", формы работы по развитию связной речи....