«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
консультация по логопедии

Сусликова Лариса Станиславовна

Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

 «Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что дети имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.

Сказки – самые любимые произведения детей.

Они  воспитывают в детях лучшие черты характера, обогащают словарный запас, развивают речь, воображение, мышление.

Сказки  являются мудрым воспитателем ребёнка. Она всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.

Для формирования  речевых компетенций дошкольников через знакомства русскими народными сказками, поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми  дошкольного возраста на основе ФГОС;

• Сформировать интерес к русским народным сказкам.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок.

• Развивать творческие способности у детей.

Основные направления деятельности по развитию речи дошкольников:

1. Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.

 Задачи  на данном этапе:

- учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя.

-  называть сказку, прослушав отрывки из нее;

 - вовлекать детей в обсуждение сказки.

 

Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.

 

2. Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.

 Задачи:

 -пробудить интерес к родному слову;

 - развивать речевую активность, коммуникативные способности.

 Для этого подходят  отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются детьми, роли исполняются по очереди. Вместе с детьми подбираются выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминают роли всех героев.

4 Театрализованная деятельность.

Задачи:

 -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности;

- учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.

Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе создается театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра (конусный театр, театр масок, театр картинок, так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Так как с введением ФГОС игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности являются:

Игровая деятельность,

Комплексная деятельность,

Встречи со сказочными героями,

Праздники,

Самостоятельная игровая деятельность.

 

Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев включаются во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.

Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Для этого в своей работе  используются следующие методы и приемы:

Творческая деятельность:

- рассказать знакомую сказку по кругу,

- помоги собрать сказку по картинкам,

 -разыграй сказку,

 - узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая., - продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).

Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке. (Почему поссорились лиса и журавль)

Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)

Игровая деятельность: - физкультминутки по сказкам, - нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).

Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».

В процессе ознакомления дошкольников с русскими народными сказками, решаются  задачи следующих образовательных областей:

«Социализация» - развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)

«Безопасность» - учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) - показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

Образовательная область «Труд» - Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Образовательная область «Художественное творчество» - воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке.

В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Необходимо обратить внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлечь родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений. Провести родительские собрания о воспитательно-образовательны возможностях сказок, консультации: «Первые книги ребенка», «Приобщение дошкольников к чтению», организовать выставки работ детей и родителей на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободн...

Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребѐнок в раннем детстве. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспита...

Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...

Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолог...