«Использование метода проекта в коррекционно – развивающей работе воспитателя детского сада компенсирующей направленности».
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зайкина Лилия Равильевна

О применении и значении  проектной деятельности в коррекционно - развивающей работе воспитателя детского скада компенсирующей направленности ( метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к школьному обучению).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья26.58 КБ
Файл statya.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода проекта в коррекционно – развивающей  работе воспитателя детского сада компенсирующей направленности».

Зайкина Лилия Равильевна, ГБДОУ № 131 Невского района Санкт – Петербурга, Россия.

Уже с рождения ребенок начинает познавать мир. Все, что видит и ощущает, он старается исследовать самостоятельно. Но еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, на первом этапе ему помогают взрослые и педагоги. Новые знания должны быть взяты из реальной жизни, тогда ребенку легче воспринимать окружающий  мир, а при решении возникающих проблем он будет опираться на свой опыт, полученный ранее. Педагог может подсказать источники информации, а может просто указать направление для самостоятельного поиска, умело вводя проект в деятельностное поле группы детей, организуя педагогический процесс в индивидуальной и групповой форме с игровыми приемами. Игра – основной вид деятельности, основное средство общения, обучения, познания и социализации личности ребенка. Воспитатель не только организует игру, но и сам активно участвует в ней. Дети живут в мире образов. Они с огромным удовольствием «превращаются» в любимых персонажей сказок, книг и мультфильмов, «примеряют» на себя разные роли и образы. (Л. А. Долматова)

Популярная в разных странах социально – педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанная на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание в современном мире. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов», предусматривающий такую систему обучения, когда обучающиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает  «энергичную, от всего сердца деятельность».

Структура метода проекта заключается в следующих этапах построения: поисковый этап, разработка, практика, презентация. Толчком к началу проекта служит удивление, любопытство, проблема или просьба, рассказ о путешествии или интересный случай, необычная встреча или интересный разговор. Стержнем метода проектов является – самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная  деятельность детей, в процессе которой они познают себя и окружающий мир, воплощают новые знания в реальные  продукты.

Возможность использования метода проектной деятельности в работе с дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста. Это прежде всего любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. В этот период происходит интеграция между общими способами решения образовательных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности.

К 5 – 6 годам у дошкольника формируется относительно устойчивое внимание к интересующим ребенка идеям и объектам, способность к началам анализа, синтеза, самооценке. Проявляется стремление к совместной деятельности со сверстниками, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умением находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Метод проекта можно применять в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, хорошие результаты достигаются и в группах для детей с нарушениями речи.

Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л.С. Выгодский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Дети с отклонениями в речевом развитии имеют весьма бедный опыт практической деятельности с предметами, слабый запас знаний об окружающем мире, у них нарушены в той или иной степени сенсорное восприятие, пространственные представления. Таким образом, проектная деятельность успешно вливается в образовательную и коррекционную работу  с детьми.

Санкт – Петербург это город, который славится своей любовью к кошкам. В Санкт – Петербурге существует музей кошек, кафе кошек (котокафе), а также знаменитые Эрмитажные коты. По оценке директора музея М. Б. Пиотровского, «коты — легенда эрмитажной жизни и её неотъемлемая часть», а «интервью и съёмки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». Родителям совместно с детьми предложили маршрут выходного   дня в Эрмитаж. И конечно же дети не моги не заметить там котов. В детский сад они пришли с рассказами об увиденном и вопросами, о котах и кошках. Отсюда родилась идея проект «Эти удивительные кошки».

 При реализации  данного проекта могут  решаться следующие коррекционные задачи:

- формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти (собирание разрезных картинок котов, породы, окрас, общие признаки).

- формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики (песни с движениями, игры).

- формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (разгадывание загадок, рассказы о своих домашних питомцах).

- формирование сенсорно – перцептивного уровня восприятия (сказки, рассказы и истории о котах и кошках).

На первом (поисковом) этапе  формулируется проблема – цель «Как живется кошкам в Санкт – Петербурге?». Определяется продукт – фотоальбом «Мой домашний питомец», в котором планируются  рассказы, о своих любимцах, их породе, окраске, повадках. На этом этапе решаются задачи формирования представлений об окружающем мире, познавательного развития  детей, включающего умение получать информацию, используя различные источники, делать выводы из ее анализа, задавать вопросы на интересующую тему. Во время работы над проектом у детей воспитывается  умение получать необходимую информацию при общении, выслушивать своего сверстника, согласовывать  собственные высказывания, уступать, убеждать и приходить  к общему решению.

На втором этапе (разработка проекта)  подводятся  дети к мысли о различных способах решения задач первого этапа, для этого дети, разделяются на подгруппы, обсуждают виды домашних и диких кошек, породы, окрас и общие признаки кошек. Подгруппы защищают свои гипотезы. Детям вместе с родителями необходимо найти материал, используя различные источники: книги, журналы, телепередачи.

На третьем (практическом) этапе  организовывается  поэтапная  работа над проектом: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность. Продолжается формирование умения оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности; умение общаться, вести диалог не только со сверстниками, но и со взрослыми, принимать помощь, если она необходима, выслушивать и не перебивать друг друга, соотносить свои устремления с интересами других людей. Дети решают поставленную перед ними задачу разными путями, т.е. и на этом этапе формируется умение принимать решение и применять полученные знания, организовывать рабочее место, доводить начатое дело до конца.

На четвертом (презентационном) этапе дети совместно с родителями готовятся к презентации проекта «Эти удивительные кошки». На защиту проекта приглашаются родители, и презентация выливается в настоящий праздник, где все поют, танцуют, загадывают загадки, рассказывают стихотворения.

На заключительном этапе  выдвигается  новая проблема « О бережном отношении к животным, занесенным в Красную книгу в частности уссурийскому тигру».

 Стержнем метода проектов является самостоятельный поиск и отбор информации, который влияет на формирование умения ориентироваться в новой, нестандартной ситуации, решать проблему разными способами (нарисовать, спросить, понаблюдать). Чтобы найти материал для данного проекта, ребенок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно – следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы, получить информацию при общении, уметь принимать помощь.

В ходе реализации проекта были решены  следующие коррекционные  задачи:

- расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкции;

- увеличился объем предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи;

- расширились возможности  участия детей в диалоге, монологической речи;  

- осуществилась коррекция нарушений дыхательной и голосовой функции;

- повысился  уровень произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно – пространственных представлений;

- улучшилось качество кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

- активизировались мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

- пополнился объем сенсорно - перцептивного уровня восприятия.

Таким  образом, метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к школьному обучению.

 Список  литературы:

  1. Выгодский Л. С.. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991 г.
  2. Долматова Л.А.. Проектная деятельность взрослых и детей в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.-  СПб, 2011.
  3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2010.
  4. Лопатина Л. В.. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПБ.,  2014 г.
  5.   Нищева Н.В.. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием  речи.  – СПб, Детство – ПРЕСС 2009 г.



Предварительный просмотр:

«Использование метода проекта в коррекционно – развивающей  работе воспитателя детского сада компенсирующей направленности».

Зайкина Лилия Равильевна, ГБДОУ № 131 Невского района Санкт – Петербурга, Россия.

Уже с рождения ребенок начинает познавать мир. Все, что видит и ощущает, он старается исследовать самостоятельно. Но еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, на первом этапе ему помогают взрослые и педагоги. Новые знания должны быть взяты из реальной жизни, тогда ребенку легче воспринимать окружающий  мир, а при решении возникающих проблем он будет опираться на свой опыт, полученный ранее. Педагог может подсказать источники информации, а может просто указать направление для самостоятельного поиска, умело вводя проект в деятельностное поле группы детей, организуя педагогический процесс в индивидуальной и групповой форме с игровыми приемами. Игра – основной вид деятельности, основное средство общения, обучения, познания и социализации личности ребенка. Воспитатель не только организует игру, но и сам активно участвует в ней. Дети живут в мире образов. Они с огромным удовольствием «превращаются» в любимых персонажей сказок, книг и мультфильмов, «примеряют» на себя разные роли и образы. (Л. А. Долматова)

Популярная в разных странах социально – педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанная на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание в современном мире. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов», предусматривающий такую систему обучения, когда обучающиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает  «энергичную, от всего сердца деятельность».

Структура метода проекта заключается в следующих этапах построения: поисковый этап, разработка, практика, презентация. Толчком к началу проекта служит удивление, любопытство, проблема или просьба, рассказ о путешествии или интересный случай, необычная встреча или интересный разговор. Стержнем метода проектов является – самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная  деятельность детей, в процессе которой они познают себя и окружающий мир, воплощают новые знания в реальные  продукты.

Возможность использования метода проектной деятельности в работе с дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста. Это прежде всего любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. В этот период происходит интеграция между общими способами решения образовательных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности.

К 5 – 6 годам у дошкольника формируется относительно устойчивое внимание к интересующим ребенка идеям и объектам, способность к началам анализа, синтеза, самооценке. Проявляется стремление к совместной деятельности со сверстниками, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умением находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Метод проекта можно применять в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, хорошие результаты достигаются и в группах для детей с нарушениями речи.

Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л.С. Выгодский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Дети с отклонениями в речевом развитии имеют весьма бедный опыт практической деятельности с предметами, слабый запас знаний об окружающем мире, у них нарушены в той или иной степени сенсорное восприятие, пространственные представления. Таким образом, проектная деятельность успешно вливается в образовательную и коррекционную работу  с детьми.

Санкт – Петербург это город, который славится своей любовью к кошкам. В Санкт – Петербурге существует музей кошек, кафе кошек (котокафе), а также знаменитые Эрмитажные коты. По оценке директора музея М. Б. Пиотровского, «коты — легенда эрмитажной жизни и её неотъемлемая часть», а «интервью и съёмки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». Родителям совместно с детьми предложили маршрут выходного   дня в Эрмитаж. И конечно же дети не моги не заметить там котов. В детский сад они пришли с рассказами об увиденном и вопросами, о котах и кошках. Отсюда родилась идея проект «Эти удивительные кошки».

 При реализации  данного проекта могут  решаться следующие коррекционные задачи:

- формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти (собирание разрезных картинок котов, породы, окрас, общие признаки).

- формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики (песни с движениями, игры).

- формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации (разгадывание загадок, рассказы о своих домашних питомцах).

- формирование сенсорно – перцептивного уровня восприятия (сказки, рассказы и истории о котах и кошках).

На первом (поисковом) этапе  формулируется проблема – цель «Как живется кошкам в Санкт – Петербурге?». Определяется продукт – фотоальбом «Мой домашний питомец», в котором планируются  рассказы, о своих любимцах, их породе, окраске, повадках. На этом этапе решаются задачи формирования представлений об окружающем мире, познавательного развития  детей, включающего умение получать информацию, используя различные источники, делать выводы из ее анализа, задавать вопросы на интересующую тему. Во время работы над проектом у детей воспитывается  умение получать необходимую информацию при общении, выслушивать своего сверстника, согласовывать  собственные высказывания, уступать, убеждать и приходить  к общему решению.

На втором этапе (разработка проекта)  подводятся  дети к мысли о различных способах решения задач первого этапа, для этого дети, разделяются на подгруппы, обсуждают виды домашних и диких кошек, породы, окрас и общие признаки кошек. Подгруппы защищают свои гипотезы. Детям вместе с родителями необходимо найти материал, используя различные источники: книги, журналы, телепередачи.

На третьем (практическом) этапе  организовывается  поэтапная  работа над проектом: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность. Продолжается формирование умения оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности; умение общаться, вести диалог не только со сверстниками, но и со взрослыми, принимать помощь, если она необходима, выслушивать и не перебивать друг друга, соотносить свои устремления с интересами других людей. Дети решают поставленную перед ними задачу разными путями, т.е. и на этом этапе формируется умение принимать решение и применять полученные знания, организовывать рабочее место, доводить начатое дело до конца.

На четвертом (презентационном) этапе дети совместно с родителями готовятся к презентации проекта «Эти удивительные кошки». На защиту проекта приглашаются родители, и презентация выливается в настоящий праздник, где все поют, танцуют, загадывают загадки, рассказывают стихотворения.

На заключительном этапе  выдвигается  новая проблема « О бережном отношении к животным, занесенным в Красную книгу в частности уссурийскому тигру».

 Стержнем метода проектов является самостоятельный поиск и отбор информации, который влияет на формирование умения ориентироваться в новой, нестандартной ситуации, решать проблему разными способами (нарисовать, спросить, понаблюдать). Чтобы найти материал для данного проекта, ребенок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно – следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы, получить информацию при общении, уметь принимать помощь.

В ходе реализации проекта были решены  следующие коррекционные  задачи:

- расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкции;

- увеличился объем предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи;

- расширились возможности  участия детей в диалоге, монологической речи;  

- осуществилась коррекция нарушений дыхательной и голосовой функции;

- повысился  уровень произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно – пространственных представлений;

- улучшилось качество кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

- активизировались мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

- пополнился объем сенсорно - перцептивного уровня восприятия.

Таким  образом, метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к школьному обучению.

 Список  литературы:

  1. Выгодский Л. С.. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991 г.
  2. Долматова Л.А.. Проектная деятельность взрослых и детей в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.-  СПб, 2011.
  3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2010.
  4. Лопатина Л. В.. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПБ.,  2014 г.
  5.   Нищева Н.В.. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием  речи.  – СПб, Детство – ПРЕСС 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в детском саду компенсирующего вида

В статье раскрыты основные особенности коррекционно- развивающей работы в детском саду компенсирующего вида...

Группа кратковременного пребывания в детском саду компенсирующей направленности

Группа кратковременного пребывания - новая форма дошкольного образования......

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе детского сада компенсирующей направленности

Конспект занятия по формированию звукопроизношения Образовательная область - коммуникация Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, художественное чтение, здоро...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе детского сада компенсирующей направленности "В гости к лесным жителям"

Конспект занятия  включает в себя разнообразные задания по активизации словаря по темам  "Дикие животные" , "Домашние животные"  и развитию грамматического строя реч...

Коррекционная работа воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Описание коррекционной работы воспитателя в группе с детьми с нарушением речи....

Преемственность детского сада компенсирующей направленности и школы.

Необходимость обеспечения  полноценного личностноого развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе....