Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе детского сада компенсирующей направленности "В гости к лесным жителям"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Конспект занятия  включает в себя разнообразные задания по активизации словаря по темам  "Дикие животные" , "Домашние животные"  и развитию грамматического строя речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gosti_k_lesnym_zhitelyam.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

«В гости к лесным жителям»

Цель: Закрепление умения образовывать существительные с помощью суффиксов -ОНОК, -ЕНОК, - АТ, -ЯТ.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить словарь по темам «Домашние животные» и «Дикие животные»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, существительных с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, -ят, согласование числительных с существительными),
  • Закреплять навыки счета в пределах пяти;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать просодическую сторону речи;
  • Развивать зрительное внимание, память, мышление;
  • Совершенствовать артикуляционную моторику;
  • Совершенствовать умение координировать речь с движением;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Развивать коммуникативные навыки ребенка
  • Воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение к людям и животным; формировать бережное отношение к природе, диким и домашним животным.

Оборудование:

 Разрезные картинки с изображением домашних животный, плоские изображения домашних и диких животных, игра «Кто, чем питается?», картина с изображение берлоги, норы и дупла, конверты.

Использование современных образовательных технологий:

  • Здоровьесберегающая технология (двигательная, коррекционная терапия)
  • Информационно-коммуникативные технологии (подбор иллюстративного материала, использование презентации в программе Power Point «Поиск детеныша»)
  • Технологии развивающего обучения (игровые технологии, частично-поисковый, эвристический метод, мозговой штурм, уровневая дифференциация)
  • Сотрудничество, содружество (взрослый+ребенок, ребенок+ребенок)
  • Решение проблемных ситуаций

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация, познание, безопасность  

Предварительная работа. Чтение рассказов Е. Чарушина «Лисята», И. Соколова-Микитова «Белка», М. Пляцковский «Ежик, которого можно было погладить»

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. На ковре разложены конверты с разрезными картинками по теме: «домашние животные». На конверте изображен домик.

Логопед: Посмотрите на конвертики, которые лежат перед вами. Что на них изображено?

Ребенок: Домики.

Логопед: Каждый из вас может выбрать себе домик. В конвертиках с красным кружочком задания посложнее, с синим - не очень трудно (технология развивающего обучения: уровневая дифференциация).  Каждый из вас может выбрать такое задание, какое ему сегодня хочется (дети выбирают конвертики).

Открывайте конвертики, посмотрите, что в них находится?

Ребенок: Разрезанная картинка

Логопед: Если вы соберете картинку, то сможете назвать хозяина вашего домика?

Дети собирают разрезные картинки (Если кто-то из детей не справляется с заданием, логопед предлагает другому ребенку ему помочь). /метод сотрудничества/

Логопед. Кто живет в твоем домике?

  1. й        ребенок. В моем домике живет поросенок
  2. й        ребенок. В моем домике живет жеребенок
  3. й        ребенок. В моем домике живет козленок.
  4. й        ребенок. В моем домике живет котенок.

Логопед. Правильно. Молодцы!

Логопед меняет разрезную картинку целую картинку с изображением домашнего животного.

Логопед. Теперь ты будешь у нас кем?

Ребенок: Я буду козленком.

А Катя будет у нас кем?

2 ребенок: Я буду котенком. И т.д.

Логопед. Как выдумаете, вы дикие животные или домашние.

Дети. Домашними животными.

Логопед. Правильно, домашние.

Логопед. Взгляните в окно, какое сейчас время года /частично-поисковый метод/.

Ребенок. Зима.

Логопед. Наши животные живут вместе с человеком, и человек за ними ухаживает, кормит, у них есть домик. Но мы все знаем, что есть и другие животные, которые обитают в лесу. И им сейчас очень тяжело добывать пишу. Давайте им отнесем угощение. Только я не знаю, кто нас сможет довести до леса. Кто из нас умеет возить людей.

Ребенок. Жеребенок.

Логопед. Нас много, а ты один. Как ты все нас отвезешь?/решение проблемной ситуации/

Ребенок. Садитесь в сани. Давайте все встанем и пойдем в лес.

Звучит фонограмма «Стук копыт», дети садятся за стол.

Логопед. Мы оказались на лесной полянке. Ау, ау. Что-то я никого не вижу. Наверное, все лесные звери спрятались. Потому, что они очень осторожные и сначала присматриваются, кто к ним пришел.

И вести в лесу себя надо тихо, а то мы напугаем лесных жителей. Посмотрите, что я нашла (достает конверт). Кажется это письмо от лесных жителей. Они появятся на полянке, если мы отгадаем загадки. /игровая технология: сюрпризный момент/

  1. Отгадывание загадок о диких животных. /мозговой штурм/

Логопед. Сейчас я прочитаю вам загадку о диком животном. Если мы сможем отгадать зверек сразу и появится.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост-краса. Кто это?

Дети. Это лиса.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Она рыжая, у нее пышный хвост.

Логопед помещает картинку с изображением лисенка на доску.

Логопед. Слушайте следующую загадку.

В густом лесу под елкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

Дети. Это еж.

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. Он колючий, у него есть иголки.

Логопед. И последняя загадка.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орешки мелко.

Ну конечно, это...

Дети. ...Белка.

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. Она любит орешки, у нее пышный хвостик.

Логопед. Молодцы! Отгадали все загадки лесных зверей.

  1. Подвижная игра по стихотворению М. Пляцковского «Подожди, колючий еж». (Координация речи с движением, развитие подвижности) /здоровьесберегающая технология/

Логопед приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.

Подожди, колючий еж.              Прямые руки в стороны, затем перед грудью

Ты скажи: куда идешь?        

К рыжим белкам я иду,                      Ходьба на месте с высоким поднятием

Им иголки я несу.                             колена и энергичными взмахами руками.

Пять портних за пять минут             Вращение сцепленными в замок кистями

 Рукавицы мне сошьют.                          Поочередно загибают пальцы правой

Прыжки на месте.                           руки в ладони. Поочередно загибают пальцы

                                                левой руки в ладони. В конце встряхивают                      кистями

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения медвежонка и волчонка, а на столе раскладывает плоскостные изображения «угощения» для диких животных.

Логопед: Посмотрите, сколько новых животных появилось на нашей полянке. Ребенок: На полянке появились медвежонок и волчонок.

Логопед: Давайте вместе посчитаем, сколько всего диких зверей сейчас на поляне?

Ребенок: Один, два, три, четыре, пять. Всего пять животных.

Еще раз считаем хором. Уточняем, что на полянке всего пять животных.

  1. Игра «Угости животных». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]

Логопед. А мы принесли им угощение. Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным, и начинать свой ответ словами «я угощу...» /частично-поисковый метод/

  1. й        ребенок. Я угощу медведя медом.
  2. й        ребенок. Я угощу белку орешками.
  3. й        ребенок. Я угощу зайца морковкой.
  4. й        ребенок. Я угощу волка мясом.

Логопед. Молодцы! Животные вас благодарят.

5. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнения «Щеточка», «Мостик качается», «Заборчик».

Каждое упражнение повторяется 3—4 раза. После каждого упражнения логопед предоставляет детям возможность для расслабления и отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну. /здоровьесберегающая технология/

  1. Расслабляющая гимнастика для глаз. /здоровьесберегающая технология/

Логопед: Нам пора собираться домой. Покажите нам дорогу домой. А мы будем внимательно смотреть (логопед следит, чтобы дети не поворачивали голову или туловище).

Логопед: Белочка, покажи нам, пожалуйста, дорогу.

Логопед двигает плоским изображением белочки вверх - вниз.

Дети внимательно смотрят за движением.

Логопед: Кажется, мы опять оказались на полянке у дерева. Наверное, белочка знает дорогу только к своему домику. Как называется ее домик? Ребенок: Ее домик называется дупло.

Логопед: Может медвежонок нам поможет? Медвежонок, покажи нам дорогу.

Логопед двигает картинкой с изображением медведя вправо - влево. Логопед: Ребята, где мы с вами оказались?

Ребенок: На полянке у дерева.

Логопед: Наверное, медвежонок знает дорогу только к своему домику. Как называется его домик?

Ребенок: его домик называется берлога

Логопед: Ребята кого мы еще попросим показать нам дорогу?

Дети выбирают животное (например: лисенок).

Логопед двигает этим изображением выбранного животного (лисенка) по траектории в виде знака бесконечности.

Логопед: Мы опять на полянке. Потому, что лисенок живет где?

Ребенок: Лисенок живет в норе.

Логопед: Ребята, я думаю, наши зверята не знают дорогу к нашему домику потому, что они еще маленькие. А детям нельзя уходить далеко от дома, и гулять только со взрослыми /решение проблемных ситуаций/.

  1. Логопед. Давайте попросим лошадку отвести нас домой. Она, наверное, знает дорогу?

Ребенок: Садитесь, я вас отвезу (Звучит фонограмма «Стук копыт». Дети садятся за стол.

Включить презентацию ( использование ЭОР)  «Поиск детеныша» /частично-поисковый метод,/

Логопед: Посмотрите, кажется, ваши мамы уже вас ищут. Кого ищет мама-кошка?

Ребенок: Она ищет котенка.

Логопед: А кого ищет мама-собака?

Ребенок: щенка и т.д.

  1. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед просит детей рассказать, чем они занимались сегодня, что им понравилось на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непсредственно образовательной деятельности в средней группе детского сада. Тема: "Мы хотим расти здоровыми"

Материал посвящён воспитанию у детей понимания ценности здоровья, потребности быть здоровыми, закреплении знаний о полезных привычках, углублении знаний детей о прдуктах питания и их влиянии на здоров...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект непрыровной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Театрализованная деятельность по сказкам. Тема : «Сказочные герои из разных сказок».

Цель:1.     Учить   вспоминать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»), отвечать на вопросы по их сюжету; отгадывать загадкипро сказочных герое , ...

Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе детского сада Образовательная область: речевое развитие Тема: «Куклы переезжают»

Цель: расширить и закрепить знания детей о предметах мебели. Задачи: ОО «Речевое развитие»­   Активизировать словарь детей по теме «Мебель».­   Формировать связную речь, ...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)

Развитие  умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания  кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...

Конспект по познавательной деятельности в средней группе детского сада «Доброту возьми в дорогу»

Цель: Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и то, как приятно дарить добро другим; учить сопереживать; воспитывать желание прийти на помощь тем, кто в ней нуждаетс...