статья "Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Степанова Галина Вениаминовна

статья "Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты.

Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное внимание. Если у ребёнка есть трудности в развитии устной речи, это может впоследствии вызвать нежелательные результаты в развитии письменной речи — дислексию (нарушение чтения) и дисграфию (нерушение письма). Необходимо заранее позаботиться о логопедической помощи такому ребёнку.

Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребёнок ддолжен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л,ЛЬ, а не «эл» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребёнку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребёнка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а, у-у-у и т. д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребёнком деления слов на слоги, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные. Ребёнок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребёнок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью.

Гласных звуков 6: А, О, У, И, Ы, Э.

Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, - их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука:

Я обозначает звуки [а]  и [йа],

Ю - [ у]  и  [йу],

Е -  [э]  и  [йэ],

Ё -  [о]  и  [йо].

Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Звонкость и глухость согласных ребёнок может проверять самостоятельно (конечно, с помощью взрослого). При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко дрожит» (например, ж-ж-ж); если такого дрожания нет — значит, звук глухой (например, ш-ш-ш).

Некоторые согласные звуки являются парными, т. е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия голосовых связок.. Другие согласные не имеют пар.

Парные:Б (БЬ) -  П (ПЬ); В (ВЬ) - Ф (ФЬ); Г (ГЬ) -  К (КЬ), Д (ДЬ)  - Т (ТЬ); Ж- Ш; З,(ЗЬ) - С (СЬ). Непарные: звонкие: Й, Л, (ЛЬ), М (МЬ), Н (НЬ), Р (РЬ); глухие: Х (ХЬ), Ц, Ч, Щ.

Большинство согласных звуков могут быть твёрдыми и мягкими. Согласные Ж, Ш, Ц — всегда твёрдые; согласные Й,Ч, Щ — всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твёрдости и мягкости согласного. Ребёнок может научиться различать твёрдые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки.

В период овладения основами письменной речи ребёнок сталкивается с множеством условных обозначений. Так согласный твёрдый обозначаем синим цветом, согласный мягкий - зелёным, гласный — красным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации «Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка-дошкольника».

 Ведущая потребность - в общении, в уважении, в призна­нии самостоятельности ребенка.  Ведущая потребность - игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.  Ведущая...

«Что нужно знать взрослому, ребёнок которого начинает изучать основы грамоты…»

В консультации представлены основные правила обучения грамоты....

Памятка взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты

Краткие рекомендации взрослым, которые решили приступить к обучению дошкольник основам грамоты...

Консультация для родителей "Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты!"

Ваш малыш скоро пойдет в школу, и Вы, дорогие родители, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. И Вы задумываетесь, чем помочь малышу, как п...

Советы логопеда: "Что полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте".

Советы логопеда:Что полезно знать  родителям,готовящимся обучать дошкольника грамоте.Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. ...

Сведения, которые полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольн...