Проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
проект по логопедии

Елтышева Анна Анатольевна

В  городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны – полноценное проживание ребенком дошкольного детства, а с другой –  подготовку к жизни в современном обществе и обучению в школе.  Следовательно, в системе дошкольного образования необходимо создание  инновационного поля коррекционно-педагогических технологий, способствующих оказанию эффективной помощи семьям, имеющих детей  с особыми образовательными потребностями. Считаю, что в настоящее время проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» является значимым, так как количество детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом возрастает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eltysheva.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Научное обоснование и актуальность педагогического проекта. Изучение реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показало, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. К данной категории детей можно отнести детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Имея полноценный слух и интеллект, такие дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития речевого слуха и  составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

В соответствии со ст. 64 Закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего  образования и  направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Поэтому очень важно ещё в дошкольном возрасте сформировать все компоненты речи у детей.

Таким образом, развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Следовательно, правильная организация коррекционно-образовательного процесса определяет качество работы по исправлению  недостатков речи.

Изучением проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста занимались Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина, М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова, Т. В. Волосовец, В. В. Коноваленко и др.

        Анализ изучения потребностей педагогов и родителей показал, что без тесного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР, развитие речевого слуха не может быть эффективно. Данный процесс требует чёткого и поэтапного планирования совместной работы, а также использование в коррекционно-образовательном процессе разнообразного и увлекательного материала с целью повышения мотивации у детей к логопедическим занятиям и  организации интересного общения между взрослым и ребёнком.

Новизна моего педагогического проекта заключается в разработке планирования взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и создании рабочих альбомов по развитию речевого слуха.

Тип проекта: практико-ориентированный.

        Вид проекта: долгосрочный.

Целевая аудитория: дети 5 – 7 лет, педагоги, родители, узкие специалисты.

Цель проекта: создать условия для реализации планирования взаимодействия педагогов и семьи в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию речевого слуха.

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР речевой слух.
  2. Организовать коррекционный процесс во взаимодействии педагогов и родителей.
  3. Развивать речевой  слух у детей в течение всего дня (во всех режимных моментах).
  4. Использовать в работе собственный опыт и разработки (рабочие альбомы по развитию речевого слуха)
  5. Формировать и активизировать работу с родителями по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для того, чтобы развить речевой слух  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР намечены следующие мероприятия:

  1. Диагностика уровня развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  2. Планирование взаимодействия педагогов и родителей в  процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР.
  3. Организация развивающего пространства в условиях детского сада для развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР.
  4. Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР согласно составленному плану на учебный год и в течение дня (во всех режимных моментах).
  5. Использование рабочих альбомов в коррекционной работе педагогами с детьми и дома (для закрепления пройденного материала родителями с детьми).

Время проведения проекта: 2 года.

План реализации проекта:

  1. Диагностика определения уровня развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (1-2  недели сентября).
  2. Составление планирования взаимодействия педагогов и семьи в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР (3 неделя сентября).
  3. Проведение запланированных мероприятий с детьми по данному разделу согласно составленному планированию работы на учебный год (4 неделя сентября – 2 неделя мая).
  4. Проведение консультаций для родителей и конкурсов (совместно с детьми) согласно плану (4 неделя сентября – 2 неделя мая).
  5. Повторная диагностика определения уровня развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Сравнительный анализ результатов диагностики (3 неделя мая).
  6. Составление перспективного плана для работы педагогов по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) с ОНР на следующий учебный год исходя из результатов диагностики (4 неделя мая).
  7. 2 год работы с детьми по данному разделу проводится по той же схеме (сентябрь – май).
  8. Составление методического пособия на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» для педагогов, узких специалистов и родителей детей с ОНР и рабочих альбомов по развитию речевого слуха для детей с ОНР (май).

Результаты: 

  1. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР соответствует возрастной норме.
  2. Готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте.
  3. Разработка методического пособия на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» для педагогов, узких специалистов и родителей детей с ОНР и рабочих альбомов по развитию речевого слуха для детей с ОНР.
  4. Использование педагогами методических рекомендаций по составлению планирования взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и рабочих альбомов по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Заключение. Итак, изучив особенности развития речевого слуха у детей, можно сделать вывод, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и коррекционная работа с ними являются важным условием для успешной подготовки детей к школе, профилактики дисграфии. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР должно осуществляться в определенной последовательности с учетом сложности дефекта, а так же при тесном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей.

Учителем-логопедом корригируются и исправляются речевые нарушения, а воспитателями и родителями закрепляется весь пройденный материал логопедических занятий.  Во время режимных моментов, прогулки, на занятиях воспитатели используют игры и упражнения по развитию слухового внимания, речевого слуха. Учитель-логопед совместно с воспитателями обсуждают уровни речевого слуха детей,  планируют свою деятельность, намечают индивидуальные пути коррекции в НОД учителя-логопеда и воспитателей, ведут тетрадь обратной связи,  проводят еженедельный анализ проведенной работы.  

Преемственность в работе по достижению учителем-логопедом и воспитателями единой цели  и является главным условием в улучшении динамики уровня развития речевого слуха.

Представленный педагогический опыт активно применяется педагогами МБДОУ № 28 «Калинка», так как предполагает комплексный подход к изучаемым лексическим темам, что даёт возможность многократного повторения учебного материала, при учете психических особенностей данной категории детей, обеспечивает более прочное его усвоение.

В  городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны – полноценное проживание ребенком дошкольного детства, а с другой –  подготовку к жизни в современном обществе и обучению в школе.  Следовательно, в системе дошкольного образования необходимо создание  инновационного поля коррекционно-педагогических технологий, способствующих оказанию эффективной помощи семьям, имеющих детей  с особыми образовательными потребностями. Считаю, что в настоящее время проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» является значимым, так как количество детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом возрастает.

Использованная литература

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с.
  2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Союз»,2000
  3. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, - 112 с.
  4. Коноваленко В.В. Коррекционная   работа   воспитателя   в   подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 128 с.
  5. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту/Е.М. Косинова. - М.: ОЛИСС, Эксмо,2006. - 64 с: ил.
  6. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». – Изд. 3-е, доп. И перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 96 с.
  7. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
  8. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998.- 680 с.
  9. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).-СПб.: «Паритет», 2003.-112 с.
  10. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
  11. Поиграем и узнаем: Пособие по изучению и развитию речевого слуха у детей дошкольного возраста: Для детей 4-6 лет. Гризик Т.И. год: 2004
  12. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2005. – 32с.
  13. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)
  14. Филичева т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. -М.:Айрис-пресс, 2004.-224с.
  15. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
  16. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР//Дошкольное воспитание, 2006, № 11, с. 65 – 75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и воспитателя в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии реч...

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...

«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....