ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии

Голубятникова Надежда Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

   Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий  в систему образования.

   Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, которые могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

  В последнее десятилетие врачами и педагогами отмечено, что количество детей с ОВЗ неуклонно растёт, в частности, с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Тяжелое недоразвитие речи (ТНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. 

В нашей стране ведущими методистами, логопедами-практиками: Филичевой Т. Б, Чиркиной Г. В, Бабиной Г. В, Мастюковой Е. М., Жуковой Н. С. И др. разработана система коррекционных мероприятий для детей с ТНР дошкольного возраста. Однако, ведущие логопсихологи (В.М.Шкловский, Г.А.Волкова, А.Б.Хавин, В.А.Калягин, Е.Ю. Рау и т.д.) отмечают, что у детей с ТНР прослеживается недостаточная сформированность психических процессов - памяти, внимания, восприятия. Возникла необходимость в стимулировании вышеуказанных процессов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, логопедическая работа, мотивация.

    В настоящее время все большую популярность в организации

логопедической коррекционно-развивающей работе приобретает использование компьютерных технологий. Как отмечает О.И. Кукушкина, « применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности».

Компьютерные технологии являются эффективным средством, так как

позволяют педагогу разнообразить формы и методы педагогического воздействия, варьировать задания, предоставить ребенку возможность

выбора форм и средств деятельности, индивидуализировать

педагогический процесс, повысить мотивационный компонент образовательной деятельности, опираясь на «золотое правило дидактики» - принцип наглядности в обучении.

   Сложная структура нарушений при системном недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

   Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие

задачи как автоматизация звуков в речи, пополнение словарного запаса,

формирование грамматического строя, формирование связной речи,

развитие навыков письма. У детей повышается интерес к занятиям, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук.

Способы применения ИКТ:

1.Дистанционный способ (демонстрация материала). Данный способ

эффективен, если логопеду необходимо изложить какую-либо информацию

или предложить выполнить задание. Наиболее приемлемой является подача информации в форме компьютерной презентации, выполненной в программах Movie Maker и PowerPoint. На большом экране можно предлагать в разных формах (презентации, предметные и сюжетные

картинки) задания для закрепления навыков звукопроизношения, развития лексического и грамматического строя, коррекции навыков письма при проведении подгрупповой/групповой формы работы.

    В данном случае стоит отметить, что вся деятельность, связанная с использованием компьютерных технологий, находится в ведении педагога.

Только он имеет возможность самостоятельно распоряжаться информационными ресурсами, обратная же связь устанавливается традиционно - через устный ответ.

2.Способ прямого «общения» с компьютером во время закрепления материала, контроля и т.п. (обратная связь). В этом случае возникает необходимость непосредственного «общения» ребенка с компьютером. Данный способ применяется преимущественно при индивидуальной и подгрупповой формах работы на занятиях.

 

В результате использования компьютерных технологий на логопедических занятиях у детей наблюдается повышение интереса и мотивации к занятию, более полное усвоение материала с опорой на зрительный и слуховой анализаторы, развитие логических операций (синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения), возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития, формирование самоконтроля.

Список литературы:

1.Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная

речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. —

1998. - № 1.

2.Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы.

поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

3.Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:

специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для

Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285- 287.

4.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.

Пособие для учителя-логопеда. – М.:ВЛАДОС,2001.

5.М.И.Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми»//

Логопед. 2011.- № 3__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...

Деятельность музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Статья представляет собой рассмотрение специфических особенностей работы с детьми, у которых выялены тяжёлые нарушения речи...

Использование массажёров су-джок в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики создаёт максимально-комфортные условия для последую...

ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является   одним из неотъемлемых факторов  повышения эффективности  просвещения и развития детей...

Использование ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...