"Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития "Колокольчики"
материал (подготовительная группа)

Скоробогатова Татьяна Николаевна

Развивающая предметно – пространственная среда группы организована с учетом требований ФГОС и построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Здесь прослеживаются все образовательные области: 1.Социально – коммуникативная, 2.Познавательная, 3.Речевая, 4.Художественно – эстетическая, 5.Физическая. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством  развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx537.27 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе «Колокольчики»

Развивающая предметно – пространственная среда группы организована с учетом требований ФГОС и построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Здесь прослеживаются все образовательные области: 1.Социально – коммуникативная, 2.Познавательная, 3.Речевая, 4.Художественно – эстетическая, 5.Физическая. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством  развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая РППС, учитывались следующие требования:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.

В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе «Колокольчики» была создана следующая РППС:
1. Центр театрализованной деятельности;

2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;

3. Центр физического развития;

4. Центр книги и речевого развития;

5. Игровой центр;

6. Центр развивающих игр;

7. Центр уединения;

8. Центр наблюдения за природой и экспериментирования;

9. Центр «Творческая мастерская»;

11. Центр музыки;

12. Центр математики и финансовой грамотности;

13. Центр безопасности;

14. Патриотический центр;

15. Центр дежурства;

16. Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности.

Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в группе. Цель театрального уголка: развитие творческих способностей у детей; развитие воображения, умения импровизировать; развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций; прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке; все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам. В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040180.jpg

Центр ряжения.

В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040208.jpg

Центр физического развития.

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке».  Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования. В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть игровой зоны. Для детей есть мячи разных размеров; мячики — ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; кегли; гантели; кольцебросс; дартс; баскетбольное кольцо; обручи; скакалки; верёвки, шнуры; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647168182009.jpg                          C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647168182032.jpg

Центр книги и речевого развития.

Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой. По этой причине мы и решили создать музей книги. В нашем музее представлены современные книги, книги из детства наших бабушек и дедушек, книги, созданные своими руками. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264039993.jpg

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040065.jpg       C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040086.jpg

Игровой центр.

В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264039925.jpg      C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264039891.jpg

Центр развивающих игр.

 Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040156.jpg

Центр уединения.

В условиях детского сада цент уединения даёт возможность ребёнку побыть одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Найти свою внутреннюю гармонию.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647168182057.jpg        C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264039907.jpg

Центр наблюдения за природой и экспериментирования.

«Центр наблюдения за природой» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию. А также учим детей проводить наблюдения за погодой, сезонными изменениями.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647168182082.jpg        C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1646745858544.jpg

Центр творчества.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264039944.jpgF:\уголки\IMG_20170130_171548.jpg

Центр музыки.

Данный центр знакомит детей с музыкальными инструментами, звуками; учит использовать инструменты в игровой деятельности детей.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264039875.jpg

Центр математики и финансовой грамотности.

В данном центре располагаются следующий материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, карточки с цифрами. При выборе игр предпочтение отдавалось таким играм, которые стимулируют развитие математических интересов детей. Центр формирует у детей интерес к элементарной математической деятельности; воспитывает потребности занимать свое свободное время играми, требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040042.jpg        C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040134.jpg

Центр безопасности

В данном центре представлен материал, знакомящий детей с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в детском саду, на прогулке.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1646745858563.jpg

Патриотический центр

В нашей группе в красивых рамках размещены главные символы нашей страны: гимн России, портрет президента, флаг и герб страны. Кроме того здесь размещены символы нашего города и края.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040015.jpg

Центр дежурства.

Труд дошкольников наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей уголка дежурства.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1646743242386.jpg             C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647416249636.jpg

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\IMG-20210128-WA0018.jpg

Информационные блоки.

На стене в приемной расположили стенд, в который размещаем интересную и полезную информацию для родителей. Информационный блок меню. Родители всегда имеют информацию о питании детей.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1646743242422.jpg         C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647416249609.jpg

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647416249618.jpg   C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647416249627.jpg

Показатели оценки развивающей среды:
1. Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
2. Отсутствие конфликтов среди детей;
3. Наличие продуктов детской деятельности;
4. Динамика развития ребенка;
5. Невысокий уровень шума.

Заключение:

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Фиалки» МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, наблюдать, добиваться поставленной цели....

Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (текст)

quot;Организация образовательного процесса в группе  компенсирующей  направленности для  детей  с  нарушением  речи"...

Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (презентация)

Построение системы коррекционно-развивающей работы через интеграцию действий специалистов МБДОУ и родителей воспитанников...

Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет.

Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет....

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенн...