Развитие фонематического анализа и синтеза
картотека по логопедии (старшая группа)

Никитина Елена Александровна

Развитие фонематического анализа и синтеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического анализа и синтеза

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Взрослый показывает картинку и называет её. Дети поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах, взрослый, молча, показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра: «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Взрослый произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага.

 

Игра «Мяч передавай – слово называй»

Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку.

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).

Игра «Помоги проводнику»

Цель: определение количество звуков в слове

Взрослый объясняет, что каждый из зверей едет в своем вагончике. В первом едут те звери, в названии которых -3 звука, во втором – 4 звука, в третьем- 4(5). Дети берут картинки, определяют количество звуков в названии и укрепляют их магнитом в окно нужного вагончика (Например: лев, лось, кот, тигр, лиса, волк, жираф, кабан)

Игра «Четвертый лишний»

Цель: фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление.

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук.

Игра «Кто первый?»

Цель: фонематическое восприятие, внимание, память 

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «и», или «у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

Игра «Красное - синее»

Цель: Слуховое восприятие, внимание, память.

Воспитатель произносит гласный (согласный) звук, дети повторяют его вслед за воспитателем, поднимая красный кружок и отодвигая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука). При произнесении воспитателем согласного звука дети поднимают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.

Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. ...

" Встречаем Малыша и Карлсона". Развитие фонематического анализа и синтеза.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей является необходимым условием при обучении дошкольников грамоте. Нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и прави...

Презентация «Развитие фонематического анализа и синтеза»

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза с последующим введением звука Ш в слоги и слова.Задачи:Коррекционно-обучающая: Чётко произносить звук Ш изолированно, в слогах и в словах.Закрепить нав...

Развитие фонематического анализа и синтеза звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Развитие фонематического  анализа и синтеза  звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии. (подготовительная к школе группа).Насон И.И....

Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии

«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с  речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.(из опыта работы) Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И Акту...

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы

В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....

Учебно-методическое пособие. Игры на развитие фонематического анализа и синтеза.

В данной презентации приведены примеры игр на развитие фонематического анализа и синтеза.1.       «Звонкий - Глухой »Цель: Дифференциация звуков г – гь...