совершенствование лексико-грамматического строя речи в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Елена Борисовна

Речь является одним из важных показателей развития. При коррекции звукопроизношения большое внимание уделяется развитию лексико-грамматическому строю речи, что поможет ребенку в дальнейшем обучении в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование лексико - грамматического строя речи  в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Речь является одним из главных показателей развития.

Основной задачей работы учителя-логопеда является коррекция звукопроизношения. В коррекционную группу зачисляются дети, имеющие фонетические нарушения речи, у которых нередко обнаруживаются пробелы в некоторых лексико-грамматических категориях, что, несомненно, может привести к трудностям в период школьного обучения.

Проводя более глубокое логопедическое обследование у данных категорий детей, я выявила трудности в подборе глаголов к существительному; изменении существительных женского, мужского и среднего рода по числам; образовании множественного числа существительных в родительном падеже; согласовании существительных с числительными (одна тетрадь, семь яблок) и другие. Проанализировав результаты проведённой диагностики, можно сделать вывод, что помимо традиционных задач по коррекции речевого развития перед учителем-логопедом возникают новые, а именно связанные с совершенствованием лексико-грамматического строя речи детей.

Процесс автоматизации звука проводится поэтапно – изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи. В связи с этим становится целесообразным использование таких форм работы с дошкольниками, которые позволяют параллельно с коррекцией звукопроизношения (а именно с автоматизацией звука, поскольку это длительный и трудоемкий этап) расширять и активизировать словарный запас, формировать основные грамматические категории как основу дальнейшей развитой связной речи. Поэтому игры по развитию лексико-грамматических категорий можно использовать на всех этапах автоматизации правильного произношения, подбирая речевой материал индивидуально, для каждого автоматизируемого звука.

На индивидуальных занятиях проводятся беседы по обобщающим понятиям с целью их закрепления, уточнения, выявления характерных признаков обобщения, расширения словарного запаса. Уделяется большое внимание в ходе беседы вопросам, которые не только заставляют детей рассуждать, делать выводы, но и помогают формировать фразовую речь. Например, лексическая тема «Домашние птицы»: что есть только у птиц? что есть у каждой птицы? какую пользу они приносят?

Дети с нарушением произношения нередко говорят фонетически чисто только под чьим-либо наблюдением, а без такового возвращаются к дефектной речи. Важно автоматизировать звук на материале лексических тем. Например, подбираем предметные картинки по теме «Животные» со звуком [л] – волк, лось, белка, шакал; со звуком [р] – бобер, барсук, рысь, крот, горностай. По теме «Посуда» со звуком ш – ковш, кувшин, ложка, со звуком [с] – стакан, самовар, кастрюля, сахарница, сухарница и т.д. подбираем грамматические упражнения с автоматизируемым звуком. Для формирования навыков словоизменения на индивидуальных занятиях используются такие игры, как «Какой, какая, какое?» – правильное употребление форм прилагательных, «Один-много» – образование множественного числа существительных, «Посчитай» – согласование числительных с существительными, «Нет чего? Нет кого?», «Чего много?» – употребление родительного падежа множественного числа, «Кто кем будет?» – усвоение категории творительного падежа.

У многих детей вызывает затруднение подбор действий животных. Для расширения данной лексической категории на занятиях используются следующие упражнения: «Исправь ошибку», «Кто как голос подает?», «Кто что делает?», «Подбери действия», «Отгадай, кто это?».

Для обогащения словаря прилагательными детям предлагаются такие упражнения, как «Назови, из какого материала сделана?» (употребление относительных прилагательных), «Чьи следы?», «У кого чей?» (употребление притяжательных прилагательных), «Подбери признак» (употребление прилагательных), упражнения «Закончи предложение» (образование сравнительной степени наречий), «Скажи правильно», «Скажи наоборот» помогают приобрести навыки правильного употребления наречий, обозначающих признаки действия.

По мере закрепления у детей речевых навыков включаются в занятия игры и упражнения, способствующие формированию навыков словообразования: «Слова-родственники» (образование родственных слов), «Что из чего?» (образование относительных прилагательных), «Подружи слова» (образование сложных слов) и др.

Перечисленные упражнения периодически проводятся с опорой на речедвигательный анализатор. Используются мяч, прищепки, даются шнуровки с лексико-грамматическими заданиями, выкладываются с детьми счетные палочки по контурам к определенной лексической теме и т.п. Они вызывают живой интерес у детей, помогают осуществить плавный переход от игры к учению.

Практика работы показывает, что все дети с нарушениями речи имеют в той или иной степени отклонения в понимании предлогов, неправильном их употреблении в предложениях, опускании предлогов.

Достаточно часто в индивидуальные занятия включаются наиболее известные упражнения на развитие операций классификации, обобщения: «4-й лишний», «Найди лишнее слово», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Ассоциации» и др.). Упражнения предлагаются детям в различных формах – речевых (стихотворных), иллюстративных, что обеспечивает интерес и разнообразие. В некоторых заданиях предлагается раскрасить определенным цветом предмет, относящийся к определенной группе понятий, раскрасить и озаглавить группу понятий и др. Такие задания, помимо развития словарного запаса и операций мышления, способствуют развитию мелкой моторики рук, что также благотворно влияет на развитие речи дошкольников с нарушениями речи.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому выстраивается тесное сотрудничество с родителями. Познакомив их с трудностями речевого развития детей, даем задания на дом, сочетающие в себе работу в нескольких направлениях, проводим разъяснительные консультации по возникающим вопросам.

Повторная логопедическая диагностика детей, показывает положительную динамику по следующим показателям: существенно улучшилось состояние словарного запаса детей, в особенности употребление существительных, обозначающих понятия, названия частей и деталей предметов; прилагательных, обозначающих цвета, свойства и качества материалов. А также наблюдается уменьшение количества ошибок: в преобразовании единственного числа существительных в множественное число; в образовании формы родительного числа существительных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании относительных, притяжательных прилагательных; в образовании приставочных глаголов.

Самоконтроль за произношением при сосредоточении внимания детей на смысловой стороне высказывания в ходе интеллектуальных игр способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к самостоятельным её формам. В результате такого подхода расширяется словарный запас, увеличиваются представления детей, прививается познавательный интерес.

Можно сделать вывод, что такая всесторонняя, комплексная работа обеспечивает положительный суммарный эффект коррекционно-логопедической деятельности по совершенствованию грамматического строя речи у детей ДОУ.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

Специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматической стороны речи

Адресовано учителям — логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми....

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Логопедические игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Очень важ...

Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...