Артикуляционные сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация по логопедии

Позднякова Светлана Андреевна

Артикуляционные сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед С.А. Позднякова

Артикуляционные сказки в работе с детьми дошкольного возраста.

Детей, нуждающихся в помощи логопеда, год от года становится все больше и больше. Неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения могут являться, как самостоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.) Одной из причин нарушения звукопроизношения у дошкольников является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, поэтому важным условием решения задач по звуковой культуре является полноценная работа органов речи. Добиться их чёткой координированной работы возможно, выполняя специальную артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика также способствует развитию у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости.

Но как  оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий артикуляционной гимнастики? Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов? Для того, чтобы формирование звуковой культуры речи проходило легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, включая в работу различные анализаторы, в логопедической работы активно используются артикуляционные сказки. 

Артикуляционные сказки – это увлекательная форма развития органов артикуляционного аппарата, в которую включены не только упражнения, способствующие выработке движений языка, губ, щёк, нижней челюсти, необходимые для правильного произношения разных групп звуков: свистящих, шипящих, cоноров – [с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [р`], [л], [л`], но и приёмы для развития дыхания и голоса.

Артикуляционные сказки являются эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОВЗ.

Именно артикуляционная сказка помогает создать положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее артикуляционным упражнениям. Дети не замечают, что их учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

Задачи артикуляционных сказок: 

  • вызывать интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности;
  • формировать кинестетическую основу движений;
  • развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
  • обогащать активный словарь;
  • обогащать круг представлений детей;
  • способствовать более глубокому и прочному усвоению учебного материала;
  • воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;
  • положительно влиять на эмоционально-волевую сферу; 
  • поддерживать интерес детей к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

В настоящее время существуют разнообразные артикуляционные сказки:

  •  «Сказки о Веселом Язычке», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя («Как язычок гулял в лесу», «Как язычок катался на велосипеде», «Как Язычок лепил снеговика» и др.);
  • Сказки, ориентированные на определенную лексическую тему (Животные жарких стран; Посуда, продукты питания; Музыкальные инструменты);
  • Сказки, придуманные на основе произведений известных писателей (Три поросенка; Жил-был Вини Пух, );
  • Сказки, придуманные для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков (Невоспитанный мышонок; Мышонок и тигренок; Приключение лягушки Зеленушки и свинки). 

Проводить такую гимнастику посредством артикуляционных сказок может не только логопед на специальных занятиях, но и в воспитатели разных возрастных групп и даже родители в домашних условиях.

После выполнения артикуляционной гимнастики можно провести небольшую беседу, вспомнить, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился, как пели птицы и т.д. На этом этапе необходимо следить за правильным построением предложения, согласованием слов в роде, числе и падеже. Беседа поможет активизировать лексический запас, развить наблюдательность, внимание, память, научить улавливать зависимость между конкретными действиями, событиями или явлениями. Вопросы, предлагаемые для беседы, направлены преимущественно на познавательную активность ребенка и соответствуют основным закономерностям развития психических процессов в период дошкольного детства.

Таким образом, опыт применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.

Попробуйте придумать свои сказки. Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".

Особенности работы со сказкой в рамках методической разработки....

"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей....

"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста"

Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступном...

Воспитание сказкой для работы с детьми дошкольного возраста.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, данная универсальная схема,...

Л. Б. Фесюкова Воспитание сказкой Для работы с детьми дошкольного возраста

Методы работы со сказкойСпециальная универсальная схема, направленная на воспитание через сказку, выглядит следующим образом:Название сказки.1. Нравственный урок.2. Воспитание добрых чувств.3. Речевая...

Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста.

В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, элек...

Авторские сказки в работе с детьми дошкольного возраста

quot;Дети должны жить в мире красоты, игры и сказки, музыки, рисунка и творчества" В.А. Сухомлинский...