"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".
консультация (старшая группа) на тему

Мочалова Светлана Анатольевна

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_skazki.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".

Классификация сказок.

Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя:

- художественные (народные и авторские) сказки;

- психотерапевтичекие сказки;

- идактические сказки;

- медитативные  сказки.

Выделенные Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой типы сказок используются в сказкотерапии, которая является синтезом многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом. Он выделил следующие типы сказок:

- сказки о животных;

- сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты);

кумулятивные сказки.

В своей работе я руководствуюсь собственным разделением всей

совокупностью сказок на:

- фольклорные сказки;

- авторские сказки.

Несмотря на то, что сказка в настоящее время становится преимущественно авторской, приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, она не утрачивает связи с фольклором. Происходит это потому, что писатель, сочиняющий сказку, продолжает оставаться представителем того языка и той культуры, к которой он принадлежит.

Методика работы со сказкой.

Отбор литературного материала.

В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.

Направления в работе.

Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие  направления в работе со сказкой

- Познавательное развитие

- Социальное развитие

- Физическое развитие

- Развитие творческого воображения

Формы организации.

Предлагаю следующие формы организации:

- игровые занятия;

- комплексные занятия;

- самостоятельная игровая деятельность детей;

- самостоятельная продуктивная деятельность детей;

экскурсии;

- встречи с интересными людьми;

праздники.

Методы и приемы.

В качестве основных методов и приемов использую:

- элементы  ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами;

- моделирование сказочных сюжетов;

- творческие задания;

- пластические игры и упражнения;

- элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Моделирование сказок.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).

пиктографические изображения

Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Например, в приложении приводятся конспекты занятий по сказкам "Репка", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Заюшкина избушка".

Творческие задания.

могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

- Рассказать знакомую сказку по кругу.

- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

- Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

- Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

- Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

- Разыгрывание придуманных сказок.

Выразительные движения.

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий.

Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:

- Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

- Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

- Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

- Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

- Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

- Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

- Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

- Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".

Особенности работы со сказкой в рамках методической разработки....

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста"

Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступном...

Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

   «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учрежде...

Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста.

В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, элек...

Статья из опыта работы "Использование "Бизибордов" в работе с детьми дошкольного возраста".

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что ребенок может решать любую познавательную задачу в своем собственном темпе, без авторитарного вмешательства со стороны взрослого. Э...