Опыт работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Курникова Ирина Васильевна

     «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка. Одним из условий совершенствования системы дошкольного образования является введение в образовательный процесс каких-либо инноваций.                                                                                                                          После введения ФГОС произошли  изменения в содержании дошкольного образования и педагоги ДОУ начали пересматривать содержания работы,  искать новые пути  и условия  развития воспитанников. В  своей работе с дошкольниками я использую нестандартные  дидактические материалы. Искала новые идеи и пришла к выводу, что использование пуговиц в работе с детьми, дидактические игры и упражнения с использованием пуговиц эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы не только просты, но  и разнообразны,  при этом  имеют развивающий и обучающий эффект.                                                      Немного фантазии, трудолюбия и отличные пособия полезные для детей готовы. На основе интеграции образовательных областей и видов деятельности: «Познавательно-исследовательская», «Конструирование», «Игровая», «Двигательная», «Коммуникативная», «Элементарная трудовая», «Изобразительная»,  мною была разработана технология использования пуговиц в организации образовательного процесса.         

Цель:  развитие у детей дошкольного возраста познавательных , творческих способностей детей,  развитие мелкой моторики через использование пуговицы.

Задачи:

Обучающая:

- Формировать умение экспериментировать с пуговицами;

- Пополнение словарного запаса детей, уточнение знаний  детей  о форме, размере, цвете,  упражнять в  количественном и качественном счете.

Развивающая:                                                                                                                     

  - Способствовать развитию мелкой моторики, воображения и творческих возможностей детей;                                                                                                                                     

  - Развивать способность использовать нестандартные решения в работе с уже известными материалами.

 Воспитывающая:

- Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и ее результату;

- Формировать коммуникативные навыки посредством работы в микрогруппах,  парами в процессе реализации мероприятий проекта.

 

       Развитие  познавательных, творческих способностей,  мелкой моторики пальцев рук мною осуществляется систематически.

      Для этого я  создала следующие условия:

 1. Подобрала разнообразный содержательный материал для детской деятельности, подобрала дидактические игры с использованием пуговиц.                                                                                           2.  Создала предметно-развивающую среду.                                   

  3. Использую разные виды продуктивной деятельности.

        В ходе выполнения  заданий с использованием пуговиц, я заметила у воспитанников динамику мелкой  моторики пальцев рук, логического мышления,  фантазии, творческих способностей,  а так же  после выполнения этих заданий дети чувствуют свою успешность.

 

Чтобы заинтересовать  ребенка я  решила в своей работе с детьми использовать обыкновенную пуговицу. В своей работе  с  использованием  пуговиц мною была подобрана методическая, познавательная, художественная литература, иллюстративный материал. Для ознакомления дошкольников с историей пуговицы были проведены познавательные беседы с использованием презентации «История маленькой пуговицы». Была подобрана картотека стихов, сказок, пословиц и поговорок. Просмотр детьми мультфильма «Откуда появилась пуговичка».  Так же разработаны развивающие дидактические игры с использованием пуговиц.

   Большое разнообразие пуговиц позволяет  использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность.

Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.

 

Приведу несколько примеров игр с пуговицами на развитие мелкой моторики пальцев рук:

Поднимание пуговиц. С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).

Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?

Расти, пальчик! Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.

Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.

Кто быстрее?

Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет.

Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования. Передай пуговицу. Передавать пуговицу из рук в руки по кругу. Усложнение: менять способ передачи пуговицы. Подбери пуговицу.

Дидактические игры:                                                                                   

   «Подбери пуговицу» Цель: Развитие воображения, чувства цвета, формы. Умение подбирать пуговицы к разным видам одежды.                                             

     «Дорисуй» Цель: Развивать воображение, эстетический вкус         

«Нарисуй пуговицу»,   «Выложи  узор», «Сортировка», «Найди пару», «Повтори ряд», «Запомни и повтори»,  «Передай, не роняя», «Ориентирование в пространстве», «Посчитай» 

Цель: Развитие у детей логического мышления, внимания, эстетического восприятия, внимательного отношения к совместной деятельности.                                                                                                               

       «Волшебный мешочек» Цель: Составление описательных рассказов о пуговицах.                                                                                                                   

  Речевые упражнения – «Опиши», «Подбери и расскажи», «Придумай сказку».

  Образовательная деятельность осуществлялась  в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.

  В ходе познавательно - исследовательской деятельности мною были проведены опыты  с пуговицами с использованием магнита (металлические пуговицы магнит притягивает, а деревянные и пластмассовые пуговицы нет), опыт с водой (деревянная пуговица в воде не тонет, а пуговицы из других материалов тонут).   

  Чтоб заинтересовать детей в художественно - эстетической деятельности мною был создан альбом «Поделки из пуговиц».

В ходе работы  была создана коллекция пуговиц, которую мы использовали в упражнениях по развитию речи, в  изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений. В проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.

    Использование пуговиц в моей работе  способствовало повышению познавательной активности детей. Дошкольники стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. В связи с этим обогатился словарный запас, в своей речи дети стали больше проявлять словотворчество.

  Данная работа заинтересовала не только детей, но и  родителей, которые стали активными участниками педагогического процесса.

  В работе с родителями мной была проведена консультация «Пуговица в воспитании ребёнка», мастер-класс «Праздничный венок с использованием пуговиц».                                                                                                                               

   На заключительном этапе  была организована выставка совместных  детско – родительских  работ – поделок и картин из пуговиц, создание мини-музея «Чудо – пуговица».                                                                                                        

  Данные игры и пособия рекомендовала  изготовить родителям в домашних условиях, так как они способствуют повышению познавательной активности детей, развитию их творческих способностей.                                                

  Красивые необычные работы из пуговиц – результат совместной работы детей, родителей и воспитателей. Дети не только увидели декоративные пуговицы (из дерева, перламутра), пластмассовые пуговицы, изображающие знакомые предметы: цветок, рыбку, яблоко, смайлик, но и превратили эти пуговицы совместно с родителями в настоящие шедевры.

 

Результат.

Самая обычная вещь – пуговица помогла связать обучение с жизнью, развить познавательный интерес детей, любознательность к различным областям знаний, творчество. Расширился их кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, появился интерес к сравнению пуговиц, к познанию их особенностей, и назначению, у детей сформировались элементарные математические представления, интерес к окружающему миру, сформировалась потребность к здоровому образу жизни, развилось репродуктивное и творческое воображение.


Использование данного опыта работы дает возможность детям применять полученные знания и умения в жизни. 
В связи с этим считаем целесообразным внедрение данного опыта в практическую деятельность педагогов для решения образовательных задач.

 

Список литературы

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы»/ Под. ред. Н. Е. Вераксы, I С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2-еизд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  2. Дыбина 0. В. Рукотворный мир. — М., 2001.
  3. Рыбина 0. В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. — М., 2001.
  4. Киселева А. С, Данилина Т. А. и др. Проектный методов деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей практических работников ДОУ. —М., 2003.

5. А.А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из ткани, ниток и пуговиц» М; Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова; издательство: ОНИКС.1998.

6. Е.Д. Закржевская, С,В. Марсаль «110 увлекательных поделок из пуговиц.» Серия « Мир вашего ребенка». Ростов-на-Дону: издательство: «Феникс».2004.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы29.47 КБ

Предварительный просмотр:

                               Курникова Ирина Васильевна_семинар

     «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»

Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка. Одним из условий совершенствования системы дошкольного образования является введение в образовательный процесс каких-либо инноваций.                                                                                                                          После введения ФГОС произошли  изменения в содержании дошкольного образования и педагоги ДОУ начали пересматривать содержания работы,  искать новые пути  и условия  развития воспитанников. В  своей работе с дошкольниками я использую нестандартные  дидактические материалы. Искала новые идеи и пришла к выводу, что использование пуговиц в работе с детьми, дидактические игры и упражнения с использованием пуговиц эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы не только просты, но  и разнообразны,  при этом  имеют развивающий и обучающий эффект.                                                                                                          Немного фантазии, трудолюбия и отличные пособия полезные для детей готовы. На основе интеграции образовательных областей и видов деятельности: «Познавательно-исследовательская», «Конструирование», «Игровая», «Двигательная», «Коммуникативная», «Элементарная трудовая», «Изобразительная»,  мною была разработана технология использования пуговиц в организации образовательного процесса.                                                   Цель:  развитие у детей дошкольного возраста познавательных , творческих способностей детей,  развитие мелкой моторики через использование пуговицы.

Задачи:

Обучающая:

- Формировать умение экспериментировать с пуговицами;

- Пополнение словарного запаса детей, уточнение знаний  детей  о форме, размере, цвете,  упражнять в  количественном и качественном счете.

Развивающая:                                                                                                                             - Способствовать развитию мелкой моторики, воображения и творческих возможностей детей;                                                                                                                                       - Развивать способность использовать нестандартные решения в работе с уже известными материалами.

 Воспитывающая:

- Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и ее результату;

- Формировать коммуникативные навыки посредством работы в микрогруппах,  парами в процессе реализации мероприятий проекта.

       Развитие  познавательных, творческих способностей,  мелкой моторики пальцев рук мною осуществляется систематически.

      Для этого я  создала следующие условия:

 1. Подобрала разнообразный содержательный материал для детской деятельности, подобрала дидактические игры с использованием пуговиц.                                                                                                                       2.  Создала предметно-развивающую среду.                                                 3. Использую разные виды продуктивной деятельности.

        В ходе выполнения  заданий с использованием пуговиц, я заметила у воспитанников динамику мелкой  моторики пальцев рук, логического мышления,  фантазии, творческих способностей,  а так же  после выполнения этих заданий дети чувствуют свою успешность.

Чтобы заинтересовать  ребенка я  решила в своей работе с детьми использовать обыкновенную пуговицу. В своей работе  с  использованием  пуговиц мною была подобрана методическая, познавательная, художественная литература, иллюстративный материал. Для ознакомления дошкольников с историей пуговицы были проведены познавательные беседы с использованием презентации «История маленькой пуговицы». Была подобрана картотека стихов, сказок, пословиц и поговорок. Просмотр детьми мультфильма «Откуда появилась пуговичка».  Так же разработаны развивающие дидактические игры с использованием пуговиц.

   Большое разнообразие пуговиц позволяет  использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность.

Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.

 

Приведу несколько примеров игр с пуговицами на развитие мелкой моторики пальцев рук:

Поднимание пуговиц. С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).

Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?

Расти, пальчик! Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.

Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.

Кто быстрее?

Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет.

Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования. Передай пуговицу. Передавать пуговицу из рук в руки по кругу. Усложнение: менять способ передачи пуговицы. Подбери пуговицу.

Дидактические игры:                                                                                      «Подбери пуговицу» Цель: Развитие воображения, чувства цвета, формы. Умение подбирать пуговицы к разным видам одежды.                                                  «Дорисуй» Цель: Развивать воображение, эстетический вкус          «Нарисуй пуговицу»,   «Выложи  узор», «Сортировка», «Найди пару», «Повтори ряд», «Запомни и повтори»,  «Передай, не роняя», «Ориентирование в пространстве», «Посчитай»  Цель: Развитие у детей логического мышления, внимания, эстетического восприятия, внимательного отношения к совместной деятельности.                                                                                                                      «Волшебный мешочек» Цель: Составление описательных рассказов о пуговицах.                                                                                                                     Речевые упражнения – «Опиши», «Подбери и расскажи», «Придумай сказку».

  Образовательная деятельность осуществлялась  в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.

  В ходе познавательно - исследовательской деятельности мною были проведены опыты  с пуговицами с использованием магнита (металлические пуговицы магнит притягивает, а деревянные и пластмассовые пуговицы нет), опыт с водой (деревянная пуговица в воде не тонет, а пуговицы из других материалов тонут).    

  Чтоб заинтересовать детей в художественно - эстетической деятельности мною был создан альбом «Поделки из пуговиц».

В ходе работы  была создана коллекция пуговиц, которую мы использовали в упражнениях по развитию речи, в  изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений. В проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.

    Использование пуговиц в моей работе  способствовало повышению познавательной активности детей. Дошкольники стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. В связи с этим обогатился словарный запас, в своей речи дети стали больше проявлять словотворчество.

  Данная работа заинтересовала не только детей, но и  родителей, которые стали активными участниками педагогического процесса.

  В работе с родителями мной была проведена консультация «Пуговица в воспитании ребёнка», мастер-класс «Праздничный венок с использованием пуговиц».                                                                                                                                  На заключительном этапе  была организована выставка совместных  детско – родительских  работ – поделок и картин из пуговиц, создание мини-музея «Чудо – пуговица».                                                                                                          Данные игры и пособия рекомендовала  изготовить родителям в домашних условиях, так как они способствуют повышению познавательной активности детей, развитию их творческих способностей.                                                  Красивые необычные работы из пуговиц – результат совместной работы детей, родителей и воспитателей. Дети не только увидели декоративные пуговицы (из дерева, перламутра), пластмассовые пуговицы, изображающие знакомые предметы: цветок, рыбку, яблоко, смайлик, но и превратили эти пуговицы совместно с родителями в настоящие шедевры.

Результат.

Самая обычная вещь – пуговица помогла связать обучение с жизнью, развить познавательный интерес детей, любознательность к различным областям знаний, творчество. Расширился их кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, появился интерес к сравнению пуговиц, к познанию их особенностей, и назначению, у детей сформировались элементарные математические представления, интерес к окружающему миру, сформировалась потребность к здоровому образу жизни, развилось репродуктивное и творческое воображение.


Использование данного опыта работы дает возможность детям применять полученные знания и умения в жизни. 
В связи с этим считаем целесообразным внедрение данного опыта в практическую деятельность педагогов для решения образовательных задач.

                                   Список литературы

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы»/ Под. ред. Н. Е. Вераксы, I С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2-еизд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  2. Дыбина 0. В. Рукотворный мир. — М., 2001.
  3. Рыбина 0. В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. — М., 2001.
  4. Киселева А. С, Данилина Т. А. и др. Проектный методов деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей практических работников ДОУ. —М., 2003.

5. А.А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из ткани, ниток и пуговиц» М; Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова; издательство: ОНИКС.1998.

6. Е.Д. Закржевская, С,В. Марсаль «110 увлекательных поделок из пуговиц.» Серия « Мир вашего ребенка». Ростов-на-Дону: издательство: «Феникс».2004.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вашему вниманию интересный, познавательный и очень эффективный мастер - класс для родителей на тему: использование нетрадиционных техник в изодеятельности с детьми дошкольного возраста.

Пару дней назад я провела мастер - класс для родителей своих воспитанников. В теплой дружеской обстановке я познакомила их с нетрадиционными техниками, которые можно использовать в работе с ...

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...

Опыт работы на тему "Использование макетов-модулей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом».Актуальность Актуа...

Мастер-класс по теме «Использование метода 3-х вопросов с детьми дошкольного возраста»

Имея большой стаж работы с детьми дошкольного возраста, я заметила, что с каждым годом дети становятся менее инициативными и самостоятельными, речь становиться скудной, дети предпочитают гаджеты живом...

Обобщение опыта работы по теме: "Использование проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр"

Современные тенденции развития российского общества требуют здоровых и активных людей. Здоровье ребёнка закладывается с ранних этапов его развития. Важным компонентом развития является процесс ...

Мастер - класс на тему: "Использование сказки в экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Цель мастера-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.1.Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развити...