Обобщение опыта работы по теме: "Использование проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Петрова Любовь Александровна

  Современные тенденции развития российского общества требуют здоровых и активных людей. Здоровье ребёнка закладывается с ранних этапов его развития. Важным компонентом развития является процесс движения. Поддерживая у детей мотивационную потребность в движении с ранних лет, закладываются прочные основы здоровья, гармоничного развития ребенка. Данный материал содержит теоритические основы проектного метода в обучении старших дошкольников элементам спортивных игр и практическую часть работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16»

457040, Россия, Челябинская область, город Южноуральск, улица Куйбышева, дом 31 «А»,

тел. 8/35134/ 4-26-59

Обобщение опыта работы

«Использование проектного метода

в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр»

Подготовила: Петрова Любовь Александровна

инструктор по физической культуре

г.Южноуральск, 2020

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..3

Глава I  

Теоритические основы проектного метода в обучении старших дошкольников элементам спортивных игр

1.1 Понятие проектный метод, история возникновения проектного метода, этапы работы в рамках проектного метода…………………  6

1.2   Игры с элементами спорта, их особенность и значение…………9

1.3   Необходимые условия для обучения старших дошкольников элементам спортивных игр…………………………………………     11

1.4 Задачи и методика обучения дошкольников играм с элементами спорта…………………………………………………………………    12

Глава II

Практическая часть работы

2.1 Этапы реализации проектов «Олимпийские игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» и «Спорт – это здоровье» ……………………………………………………………..   16

2.2. Условия организации работы по использованию проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр……………………………………………………….   19

 2.3 Анализ  уровня овладения необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО………………………………………………………………  22

Заключение …………………………………………………………    28

Список литературы…………………………………………………   29

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическое образование ребенка есть база для всего остального.

Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,

без правильно поставленной физкультуры и спорта

мы никогда не получим здорового поколения.

Анатолий Васильевич Луначарский

Начиная работу по теме «Использование проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр», нами была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.    

   Физическое воспитание -  одно из  необходимых  условий  правильного развития  детей.  Приобщение к спорту  с  раннего  детства  дает  человеку физическую закалку,  воспитывает  ловкость,  выносливость  и  быстроту  реакции, повышает  активность,  развивает  чувство  дружбы.  Полноценное   физическое развитие  детей  возможно  лишь  при   комплексном   использовании   средств физического воспитания:  природных  факторов,  гигиенических  мероприятий  и

физических упражнений.

     Большое место  во  всестороннем  физическом  развитии детей занимают спортивные  упражнения,  а  также  элементы  спортивных  игр. Овладение всеми видами  спортивных  упражнений  имеет важное  значение  для разносторонней физической подготовленности детей.

      Современные тенденции развития российского общества требуют здоровых и активных людей. Здоровье ребенка закладывается с ранних этапов его развития. Важным компонентом развития является процесс движения. Двигательная активность – это естественная потребность детей. В процессе развития движения становятся более координированными и носят целенаправленный характер. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей организации жизненного пространства, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.

    Известно, что движения оказывают значительное влияние на организм. Поддерживая у детей мотивационную потребность в движении с ранних лет, закладываются прочные основы здоровья, гармоничного развития ребенка.

    Одной из ведущих задач дошкольных учреждений является физическое воспитание детей.  В период дошкольного детства у ребенка закладывается база здоровья, двигательной подготовленности и физического развития.

     Актуальность обозначенной проблемы подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.). В законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

    Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Физическое развитие» предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

  Цель самообразования «Использование проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр»: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

  Задачи:

1.   Развивать и закреплять знания детей о спорте, его видах, о здоровом образе жизни.

2. Формировать представления о том, что полезно и вредно для здоровья.

3.   Создать у детей представления об олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира.

3. Совершенствовать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость, координацию) в разнообразных формах двигательной деятельности.

4.   Развивать интерес к физической культуре.

5.   Воспитывать целеустремленность, организованность,    инициативность, стремление участвовать в играх с элементами спортивных игр, играх – эстафетах.

6.   Воспитывать чувство гордости за нашу страну Россию.

Объект: «Проектный метод в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр»

Предмет: Методы и приемы, применяемые в работе над темой «Использование проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр»

Глава I  

Теоритические основы проектного метода в обучении старших дошкольников элементам спортивных игр

   

1.1  Понятие проектный метод, история возникновения проектного         метода, этапы работы в рамках проектного метода.

Понятие проектный метод

    Проектный метод в работе дошкольного учреждения – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, педагога и родителя, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

    Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

-  обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-  развитие познавательных способностей;

-  развитие творческого воображения;

-  развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

-   формирование предпосылок интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-   развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности с педагогом.

Из истории возникновения проектного метода.

  После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. В этой связи популярная в разных странах социально – педагогическая теория Д.Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта приобрела новое звучание. Её реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов». Основоположником метода проекта стал американский педагог У.Х.Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

   Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

- постановку проблемы;

- составление плана её реализации;

- оценку её выполнения.

   У.Х.Кильпатрик выделял 4 вида проектов:

-    созидательный (производительный);

- потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления);

-    проблемный  (преодолевающий интеллектуальные затруднения);

-    проект – упражнение.

   «Метод проектов» нашел отражение в идеях отечественных ученых 20-х годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной.

    М.В. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

   По М.В. Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:

- постановка задачи;

- разработка самого проекта принятого задания;

- организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;

- непосредственно трудовая деятельность;

- учет проделанной работы.

  Этапы работы в рамках проектного метода.

  1. Составление перспективного плана   проектной деятельности.
  2. Составление схемы взаимодействия педагогов, детей и родителей в процессе работы над проектом.
  3. Подбор методической, справочной, энциклопедической и  художественной литературы по выбранной теме.
  4. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
  5. Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов.
  6. Контроль  за ходом осуществления этапов проекта.
  7. Подведение итогов. Обобщение опыта работы.

Советы педагогу  по  работе над проектом.

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. Создать  игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и  их эмоциональный отклик.
  5. Вводить  детей в проблемную ситуацию, доступную для их    понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  7. В ходе проекта работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  8. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  9. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний ,впечатлений.
  10.  Ненавязчиво вовлекать родителей воспитанников в    совместную    работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

      Заключительный этап тщательно готовить и проводить в виде презентации, театрализованного действа и т.п.

    Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, педагог осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

     Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практической значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела)

  Проект  может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе,  одновременно в нескольких группах, между несколькими учреждениями, с привлечение родителей воспитанников и т.д.), может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.

  Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

1.2   Игры с элементами спорта, их особенность и значение.

     Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные - компьютерные. Дети отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: просмотр мультфильмов, игры с конструктором и т.д. Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: дети очень мало двигаются! А для ребенка малоподвижный образ жизни - это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития.

    Педагоги отмечают, что дети стали меньше и хуже играть. Детские подвижные игры сократились как по продолжительности, так и по количеству. Каковы причины?

-  Недостаток времени на игру (режим дня перегружен различными занятиями);

- Не умеют играть (Утеряны детские разновозрастные дворовые сообщества).

- Не кому передать опыт коллективной игры.

- Редкое явление - родители, играющие с ребенком.

     Многим детям энергичные подвижные игры оказываются не по силам. У современных детей игра перестает быть «школой произвольного поведения». А ведь игра -  это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений.

   Если учесть, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, то проблемы обучения элементам спортивных игр приобретают особую теоретическую и практическую значимость, поскольку спортивные игры являются высшей формой подвижных игр.

    Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, требуют такого развития физических возможностей, которого еще нет у детей дошкольного возраста.

     Игры с элементами спортивных игр рассматриваются как более высокая ступень подвижной игры. Для них характерна известная ограниченность, даже односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой их формой.

    Для игр с элементами спорта  характерны:

- определенная специфика и точность двигательных действий,

- определенный состав участников,

- распределение функций,

- четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря).

     Некоторые из них, например городки, по признаку преобладающего движения можно отнести к играм с метанием. Однако такие игры, как баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, построены на многообразных двигательных действиях. В различных комбинациях здесь используется ходьба, бег, прыжки, метание. Эти действия требуют сохранения устойчивого положения в заданной позе после приседаний, поворотов, наклонов. При этом двигательные действия могут выполняться различными способами, в сочетаниях, с изменениями темпа и скорости. Двигательные действия, включающие в себя игры с элементами спорта, затрагивают и мелкие мышцы рук, тем самым стимулируя их развитие.

    Опыт, накапливаемый ребенком в процессе овладения играми с элементами спорта, содержит разнообразные двигательные программы и повышает тем самым возможности ребенка для овладения новыми движениями. Поэтому предпочтительнее для дошкольников движения с частой сменой направления, перемещения тела и его частей, которые лежат в основе игр с элементами спорта.

   Элементы каждого вида спорта отличаются друг от  друга как по форме, так и по содержанию. В то же время они имеют, на наш взгляд, общие характерные признаки, к которым можно отнести следующие:

• спортивные игры способствуют развитию личности в целом и отдельных ее составляющих (когнитивные и поведенческие особенности, аффективные и мотивационные сферы, социальное поведение);

•  элементы спортивных игр расширяют «двигательный фонд» ребенка и способствуют поиску собственных способов выполнения движений;

• спортивные игры развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость;

• физические упражнения спортивных игр - сложные для детей двигательные действия и, в отличие от основных движений, почти не встречаются в повседневной жизни;

• освоение элементов спортивных игр способствует формированию интереса к конкретным видам спорта.

     По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.

1.3 Необходимые условия для обучения старших дошкольников элементам спортивных игр

    Необходимые условия для обучения дошкольников элементам спортивных игр:

- Физическая подготовленность детей

(Подготовка организма ребенка для их проведения. Прежде всего, в детском саду необходимо культивировать такие игры, которые дадут дошкольникам возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячами, в которых дети овладевают навыками ловли, бросания, метания).

- Наличие специального помещения или открытой площадки;

- Спортивное оборудование, инвентарь;

- Профессиональная компетентность специалистов ДОУ;

- Многократное повторение действий;

- Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

1.4 Задачи и методика обучения дошкольников играм с элементами спорта.

      Методологические основы построения технологий первоначального обучения детей спортивным играм и упражнениям раскрываются в исследованиях В.И. Усакова. Он разработал следующую схему первоначального разучивания технических элементов спортивных игр:

1. Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.

2. Первоначальное разучивание наиболее простых технических приемов при помощи их вычленения из сложного комплекса специальных действий и движений, характерных для изучаемого вида спортивной игры.

3. Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

4. Закрепление простых комбинационных действий и движений специально направленного характера с использованием методов частичного регламентированного упражнения.

5.  Совершенствование основных технических приемов, характерных для изучаемой игры, с использованием игрового и соревновательного методов.

6.  Первоначальное разучивание элементарной тактической схемы игры по упрощенным правилам.

7. Углубленное разучивание как элементарных, так и более сложных тактических схем.

8.  Закрепление основного тактического рисунка игры.

9. Решение простых тактических задач посредством использования технических приемов, двигательных действий и движений, характерных для изучаемой игры.

10. Совершенствование игры через развитие интереса к ней.

Процесс обучения любому двигательному действию условно делится на три этапа:

1)  начального разучивания;

2)  углубленного разучивания;

3)  закрепления и дальнейшего совершенствования.

   Эта схема для детей дошкольного возраста, весьма относительна. Большинство детей не могут в силу своих возрастных особенностей овладеть элементами всех спортивных игр, тем более в совершенстве. Именно с учетом этих особенностей необходимо разработать методический базис процесса обучения играм в рамках первых двух этапов.

   Первый этап необходимо начать с представления самой игры, ее показа детям. Это должна быть эмоционально привлекательная демонстрация, пробуждающая интерес к игре и желание освоить ее. При этом можно использовать средства наглядности (видеозаписи) и организовывать посещение соревнований.

  Следующий компонент методики этого этапа - показ образца движения, который с точки зрения техники исполнения должен быть безукоризненным.

   Основа практических приемов этапа разучивания - выполнение упражнений в комфортном для детей режиме, который обеспечивается искусственным расширением пространственно-временных параметров движений. Создание условий обеспечивается разными способами при разучивании каждого элемента конкретной спортивной игры.

  Таких способов множество, например:

- при разучивании элементов футбола следует использовать приспущенный мяч;

- при обучении теннису вместо теннисного мяча небольшой воздушный шарик. Такой подход можно использовать и при обучении игре в бадминтон;

- в баскетболе увеличенный диаметр баскетбольной корзины и регулирование ее высоты значительно упрощают процесс обучения броску в нее.

- в хоккее вместо шайбы вначале имеет смысл использовать облегченный пластмассовый диск несколько большего размера, чем шайба.

 В таких условиях у детей увеличивается время на освоение сложного движения. Они успевают контролировать свои действия и принимать самостоятельные решения поставленной задачи.

   По мере освоения основ техники необходимо планомерно переходить к следующему этапу обучения элементам игры. Его суть состоит в моделировании условий, обеспечивающих постепенное «сжатие» и сокращение пространства и времени при выполнении упражнения.

    Дети старшего дошкольного возраста должны овладеть элементами следующих игр:

Городки. Бросать биты сбоку от плеча, занимая правильное исходное положение. Знать 4-5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит.

Элементы баскетбола. Передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

Элементы футбола. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Элементы хоккея (без коньков — на снегу, на траве). Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.

Бадминтон. Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.

Элементы настольного тенниса. Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать мяч через сетку после его отскока от стола.

  Таким образом, обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр является неотъемлемой частью физического воспитания в ДОУ. Именно в процессе овладения ими дети открывают для себя двери в мир спорта.

Глава II

Практическая часть работы

2.1  Этапы реализации  проектов «Олимпийские игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» и «Спорт – это здоровье»

   На первом этапе работы были выбраны    участники  проектов:

-  дети старшего дошкольного возраста;

-  воспитатели;

-  родители воспитанников.

  Была выявлена актуальность данных проектов:

    Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Недостаточная осведомленность родителей о важности физического развития. Негативная статистика по образу жизни в семье (снижение физической активности, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня). Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему.

    Здоровье современного подрастающего поколения – фундамент для благоприятного развития нашего государства.

  Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического развития ребенка. Старший дошкольный возраст – начало активного социального развития. В этот период начинает складываться личность с её основными компонентами.  Олимпийские игры вызывают интерес детей, так как это единственное в своём роде всемирное спортивное состязание, которое предоставляет прекрасную возможность для установления дружеских связей спортсменов различных стран.

   Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, партнерских отношений ДОУ и родителей. Ведь здоровье – это бесценный дар.

   На основании актуальности данных проектов   была поставлена цель: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

Задачи:

1.   Развивать и закреплять знания детей о спорте, его видах, о здоровом образе жизни.

2. Формировать представления о том, что полезно и вредно для здоровья.

3.   Создать у детей представления об олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира.

3. Совершенствовать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость, координацию) в разнообразных формах двигательной деятельности.

4.   Развивать интерес к физической культуре.

5.   Воспитывать целеустремленность, организованность,    инициативность, стремление участвовать в играх с элементами спортивных игр, играх – эстафетах.

6.   Воспитывать чувство гордости за нашу страну Россию.

На втором этапе были запланированы пути реализации проектов:   

 - физкультурные занятия с элементами спортивных игр;

- беседы с детьми;

- спортивные соревнования;

- подвижные игры;

- показ слайд – презентаций;

- экскурсия в спортивную школу;

- анкетирование родителей;

- проведение спортивного праздника с участием родителей;

- выставка совместного творчества родителей и детей;

- изготовление стенгазеты;

- выставка рисунков по теме «Олимпийские игры»;

- выставка спортивных достижений;

- проведение физкультурного развлечения для детей.

   До начала реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

- подбор иллюстраций о спорте;

- подбор методической литературы;

- подбор загадок, стихов, пословиц о спорте и здоровье;

- подготовка к беседам с детьми о спорте и здоровом образе жизни;

- подготовка презентаций, конспектов НОД;

- подготовка наглядного материала;

- подбор подвижных игр с элементами спортивных игр;

- подборка музыки о спорте;

- составление сценария спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- проведение анкетирования родителей «Какое место в вашей семье занимает физкультура и спорт?»;

- подбор материала для стенгазеты «Спортландия».

- подготовка к выставке рисунков по теме «Олимпийские игры»;

- подготовка к выставке спортивных достижений;

- составление сценария физкультурного развлечения «Путешествие в страну Олимпию».

   По итогам анкетирования родителей:

-  в семье литературу о физкультуре и спорте читают редко;

-  полученные знания используют в воспитании ребенка;

- большинство родителей считают, что здоровый образ жизни – это прогулки с ребенком, правильное питание, занятие спортом;

-  большинство родителей занимаются  каким – либо видом спорта, но на любительском уровне;

-  большинство  детей дополнительно спортом не занимаются, но есть дети, которые занимаются футболом, кикбоксингом, посещают цирковую студию «Фиерия»;

-  в основном установлен режим дня;

- в основном дети соблюдают режим дня;

- закаливанием занимаются половина семей;

- все гуляют с детьми после детского сада, но не регулярно;

- многие дети после прихода из детского сада и в выходные дни играют в подвижные и настольные  игры, читают книги и просматривают телепередачи.

  В практическом этапе  проектов были проведены:

1.  Тематические беседы с детьми:

- «Что такое спорт?»

- «Зимние виды спорта»

- «Летние виды спорта»

- «Спортивная школа г. Южноуральска»

- просмотр и обсуждение фильма «Олимпийские игры»

- просмотр и обсуждение презентации «Олимпийские игры как часть общечеловеческой культуры»

- просмотр и обсуждение презентаций «Виды спорта», «Физкультура и спорт»

2.  НОД с элементами спортивных игр.

3. Выставка детских рисунков «Олимпийские игры»

4. Выставка спортивных достижений

5. Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Олимпию»

6. Выставка стенгазеты «Спортландия»

7. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» с участием родителей.

8. Творческая выставка «Спорт – это здоровье» с участием воспитанников с родителями.

 

2.2. Условия организации работы по использованию проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр.

    В работе по использованию проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр применялись разнообразные   методы по организации двигательной деятельности: 

- наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей;

- словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении;

- практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях;

- игровой метод, дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы;

-  соревновательный метод, используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков.

     В планировании НОД с элементами спортивных игр были применены упражнения «Школы мяча».

Задачи:

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма дошкольников;

- развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры;

- формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику;

- формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом;

- воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

    Организация физического развития детей основывается на следующих принципах:

1. преобладание циклических, беговых упражнений во всех видах двигательной активности для тренировки и совершенствования общей выносливости;

2. частая смена упражнений при многократной повторяемости одного упражнения;

3. организация подвижных игр с детьми во время занятий физкультурой;

4. обязательное музыкальное сопровождение занятий физкультурой;

5. достижение положительного заинтересованного отношения детей к выполнению упражнений;

8. достижение мышечного расслабления – необходимого компонента большинства занятий по физкультуре;

9. создание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей;

    Одним из условий организации работы по использованию проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр стало наличие  помещения и спортивной площадки, спортивного оборудования и инвентаря.

   Также совместная работа с родителями стала условием для организации работы над проектами. Эта работа привела к значительному улучшению отношений в коллективе родителей и детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи. Выросла готовность родителей к партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания.

   В результате организации работы по использованию проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр были получены продукты проектной деятельности:

  1. Выставка детских рисунков по теме «Олимпийские игры». (Дети старшего дошкольного возраста рисовали спортсменов, участников зимних спортивны игр).
  2. Выставка спортивных достижений.  (Педагоги, дети и их родители предоставили спортивные кубки, спортивные медали, дипломы и грамоты.)
  3. Сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Олимпию». (Физкультурное развлечение стало итогом работы по реализации проекта «Олимпийские игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста»)
  4. Творческая выставка «Спорт – это здоровье». (Выставка создана воспитанниками со своими родителями)
  5. Стенгазета «Спортландия» (В создании стенгазеты принимали непосредственное участие дети старшего дошкольного возраста, они рисовали спортсменов, участников летних спортивных игр).
  6. Сценарий спортивного праздника  «Папа, мама, я – спортивная семья» с участием родителей.  (В празднике приняли активное участие воспитанники со своими родителями)  
  7. Сборник загадок о спорте и видах спорта.  (В сборнике собраны загадки по темам: «Я собою очень горд, ведь дарит мне здоровье спорт», «Кто настойчив в тренировках, будет выносливым и ловким!», «Загадки про летние виды спорта» и т.д.).
  8. Сборник стихов о спорте.  (В сборнике собраны стихи разных авторов).
  9.  Сборник пословиц о спорте и здоровье. (В сборнике собраны пословицы по темам: «Кто любит спорт, тот здоров и бодр», «Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься», «Движение – спутник здоровья»).
  10.  Картотека подвижных игр с элементами футбола.  (В картотеке    предложены игры, интересные и доступные детям старшего дошкольного возраста).  
  11.  Картотека подвижных игр с элементами баскетбола. (В картотеке собраны игры, которые адаптированы для детей старшего дошкольного возраста).
  12.  Картотека подвижных игр с элементами волейбола.

2.3 Анализ уровня овладения необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.

       Решение проблем совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в стране.

       Поэтому в процессе физического развития дошкольников необходимо создавать такие условия, в которых их физические возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, критериям которого являются состояние здоровья, уровень физической подготовленности, уровень двигательной активности.

      Своевременный и углубленный анализ физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты анализа физической подготовленности помогают изучить особенности из моторного развития и определить необходимые средства и методы физического   развития.  Анализ позволяет выявить неравномерности в развитии двигательных функций детей, что дает возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

    Уровень физической подготовленности ребенка можно определить, ориентируясь на:

- степень овладения ребенком «азбукой движений», базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных движений;

- умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал двигательных действий в различных условиях;

- развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;

- общую двигательную активность ребенка в течении всего времени пребывания в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки ДА).

   Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития.

     Для этой цели можно использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме.

   Тесты, определяющие физическую подготовленность дошкольников состоит из тестов на физические качества, способствующих наблюдению за  сформированностью двигательных умений и навыков.

   Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота,  сила, гибкость, выносливость и ловкость.

   Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

  Гибкость – морфофункциональные свойства опорно – двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

  Ловкость – это способность быстро овладеть новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

   Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного аппарата.

   Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой – либо деятельности.

 

    В работе над темой «Использование проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр» для определения уровня овладения необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО  мы использовали следующие тесты:  

  1. Тест для определения координационных способностей -  статическое равновесие.
  2. Тест для определения скоростно – силовых качеств – прыжок в длину с места.
  3.  Тест для определения гибкости – наклон вперед из положения сидя.
  4. Тест для определения ловкости  – челночный бег 3 раза по 10 м.
  5.  Тест для определения скоростных качеств – бег на 30 м.

Уровень физической подготовленности

2017-2018 уч. год

Группа №1 «Солнышко» подготовительная к школе группа

2018-2019 уч. год

Группа №2  «Лесная полянка» старшая  группа

2019-2020 уч. год

Группа №2  «Лесная полянка» подготовительная к школе  группа

   

 

Таким образом, анализируя работу по теме «Использование проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр» у детей сформировалась потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры. Уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста в течение трех учебных лет стал выше по всем показателям. Дети с помощью взрослого и самостоятельно могут организовать подвижную игру с элементами спортивных игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, работа по реализации использования проектного метода в обучении детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр способствовала развитию, как здоровьесберегающей, так и информационной, коммуникативной и социальной компетентностей дошкольников.  

   У дошкольников сформировались представления об Олимпийских играх, обогатились знания о летних и зимних видах спорта, о здоровом образе жизни. Дети самостоятельно и с помощью родителей приняли активное участие в выставке рисунков, в выставке спортивных достижений и  в изготовлении стенгазеты.

   При подготовке физкультурного развлечения и спортивного праздника с родителями  дети учили стихи, разучивали танцы, с удовольствием участвовали в разных видах двигательной деятельности.

   У дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья.

   Участие родителей в совместной деятельности с детьми наполнило её новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании детей, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей.

Список литературы

  1. Анисимова М.С., Хабарова Т.В. «Двигательная деятельность детей 5-7 лет» - СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 – (Методический комплект программы «Детство»).
  2. Тарасова Т.А. «Контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста» Методические рекомендации для педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2004.
  3. «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения» пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. – М.: АРКТИ, 2004
  4. Антонова Ю.А. «Лучшие спортивные игры для детей и родителей» ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2006
  5. Желобкович  Е.Ф. «150 эстафет для детей дошкольного возраста» М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013
  6. Давыдова М.А. «Спортивные мероприятия для дошкольников» - М.: ВАКО, 2007
  7. Харченко Т.Е. «Спортивные праздники в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2017
  8. Утробина К.К. «Подвижные игры для детей 5-7 лет» - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017
  9. Вавилова Н.Е. «Развивайте у детей ловкость, силу, выносливость» - Москва «Просвещение», 1981
  10. Алексеева Н.Н., Нагибина И.П. «Спорт. Летние и зимние виды» - М.: Школьная книга, 2015

    11.Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения» №1/2008

 12. Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском     саду»: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. - 159 с. 

     13. «Спортивные игры в физическом воспитании школьников»: Учебное пособие / О.П. Дегтярева, И.П. Лопатин, В.А. Перов, Ю.И. Портных, С.Л. Фетисова. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 123 с.

      14. Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка» пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.  М.: АРКТИ, 1997

15. Шарманова С.Б., Федоров А.И., Черепанов Е.А. «Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» Учебно – методическое пособие. -Челябинск: УралГАФК, 2001

Ссылки на интернет-ресурсы:

http://картинки.cc/img/

http://detsad-kitty.ru/

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр

Методическая разработкапо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...

Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр

Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом....

АПО на тему "Использование технологии "Карты Проппа" в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию"

Данный материал предназначен для использования в работе педагогам дошкольных образовательных учреждений  по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков пересказывания....