«Дифференциация звуков [с] - [ч]» для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе с использованием современных образовательных технологий
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Щукина Татьяна Александровна

Цель: научить детей различать звуки [с], [ч] в словах и предложениях.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. 

Коррекционно-образовательные задачи:

- Развитие слухопроизносительной дифференциации фонем в словах и предложениях.

- Закрепление акустической  характеристики звуков [с], [ч].

- Развитие фонематического анализа и фонематических представлений.

- Развитие связной речи.

- Образование односложных, двусложных и трёхсложных существительных.

- Работа по обогащению словаря (образование антонимов).

- Развитие интонационной выразительности речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие слухового внимания и памяти.

- Развитие зрительного внимания.

- Активация мыслительных процессов.

- Развитие артикуляторной моторики.

- Развитие тонкой ручной моторики.

- Развитие творческого воображения.

- Развитие умения делать самомассаж.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

- Воспитание усидчивости.

- Воспитание умения работать в коллективе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moykonspektsch.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

Курортный район

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Конспект НОД по речевому развитию

на тему: «Дифференциация звуков [с] - [ч]»

для детей старшего дошкольного возраста

в логопедической группе

с использованием современных

образовательных технологий

Автор:

Щукина Татьяна Александровна

учитель – логопед ГБДОУ № 17

2019

Цель: научить детей различать звуки [с], [ч] в словах и предложениях.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. 

Коррекционно-образовательные задачи:

- Развитие слухопроизносительной дифференциации фонем в словах и предложениях.

- Закрепление акустической  характеристики звуков [с], [ч].

- Развитие фонематического анализа и фонематических представлений.

- Развитие связной речи.

- Образование односложных, двусложных и трёхсложных существительных.

- Работа по обогащению словаря (образование антонимов).

- Развитие интонационной выразительности речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие слухового внимания и памяти.

- Развитие зрительного внимания.

- Активация мыслительных процессов.

- Развитие артикуляторной моторики.

- Развитие тонкой ручной моторики.

- Развитие творческого воображения.

- Развитие умения делать самомассаж.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

- Воспитание усидчивости.

- Воспитание умения работать в коллективе.

Предварительная работа:

Материалы и оборудование:

предметные картинки, цветные карточки, интерактивная доска, , пособия, индивидуальные зеркала.

Использование современных образовательных технологий:

- технология сотрудничества;

- игровые технологии;

- цифровые образовательные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология позитивного настроя;

- технология развивающего обучения;

- технология наглядного моделирования.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Логопед здоровается. «Сейчас я вам дам по слову. Составьте предложения. Кто справится – тот садится.

На доске появляются картинки - сова, сок, качели, дача.

2. Сообщение темы.

«Сегодня мы будем говорить про два звука. Про какие – надо догадаться». Логопед читает стихотворение, выделяя звуки С и Ч.

          В лесочке над речкой

         Построена дачка.

        На дачке живёт

        Маленькая собачка.

3. Основная часть

- Повторение акустической характеристики звуков.

  Логопед на доску выводит картинки с буквами С и Ч. По мере того, как логопед задает вопросы по характеристикам звуков, на доску выводит картинки с обозначением твердости / мягкости, звонкости / глухости. Дается сравнительная характеристика.

- Логопед разделяет детей на две группы (по 4 человека в каждой). Одни отвечают за звук [с], другие - за[ч].

«Когда слышите звук [с], хлопает одна команда. Когда [ч] – другая команда».

Слова - собака, самолёт, тачка, пачка, слон, качели, чайка, свет.

- Развитие фонематических представлений.

На доске появляются картинки со звуками С и Ч – сачок, часы, санки, сумка, коса, лиса, колбаса, чайка, чайник, ночь, печь, меч, весы, чеснок, сыночек.

Работа по группам. Одни называют слова со звуком [с], а другие – с [ч].

«Теперь назовите те слова, в которых звуки [ч] и [с] вместе».

- Развитие связной речи и творческого воображения.

На доске выводятся две картинки. Детям предлагается составить предложение с парой слов и выложить схему предложения на столе. Предварительно выдаются полоски для схем.

Картинки – сачок и девочка, санки и мальчик,  качели и собачка, ночь и месяц.

- Развитие фонематического анализа и мыслительных операций.

Дети открывают тетради. Логопед с детьми повторяет характеристики звуков и предлагает детям зашифровать звук С синим цветом, а Ч зеленым. Логопед называет звук, дети зарисовывают кружок соответствующим цветом.

- Динамическая пауза.

Перед детьми стоят индивидуальные зеркала.

«В начале нашего занятия  поработаем язычком». Упражнения «Чашечка», «Чашечка на губе», «Посчитаем зубки», «Лошадка», «Орешек».

Упражнение «Пальчики здороваются»

    По лугу у леса пустого

   Плелась луговая корова.

   А в море, водою плеская,

  Поплыла корова морская

- Игра с мячом «Волшебники»

Логопед называет слово и просит назвать новое слово на последний звук и с определенным количеством слогов.

Мяч. Сколько слогов? Сделайте мне 3 слога.

Часики. Сколько слогов? Сделайте мне 2 слога. …

- Обогащение словарного запаса

  • Я говорю слова, а вы – противоположные.
  • Я говорю рано. Вы говорите…
  • Я говорю твёрдый. Вы говорите…
  • Я говорю тонкий. Вы говорите…
  • Я говорю мокрый. Вы говорите…
  • Я говорю тёплый. Вы говорите…
  • Я говорю хвалить. Вы говорите…
  • Я говорю высоко. Вы говорите…
  • Я говорю над столом. Вы говорите…
  • Я говорю справа. Вы говорите…

   

- Слухопроизносительная дифференциация звуков [с], [ч], развитие памяти и  интонационной выразительности.

  • Кто скажет правильно и красиво?
  • Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

  • Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

  • Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

  • Хочешь есть калачи.

Не сиди на печи.

- Развитие связной речи и творческого воображения.

Логопед раздаёт по 3 карточки разных цветов.

«Каждый цвет обозначает какой-то предмет. Вы называете 3 слова. Затем вы

составляете маленький рассказ с этими словами». Работа в подгруппах.

4. Подведение итогов

5. Организационное окончание занятия                                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос» (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Развивать физические качества детей  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  в процессе занятия....

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (с использованием игровых технологий, развивающих игр и ИКТ)

Цель: обобщение знаний и дальнейшее стимулирование интереса детей к совместной познавательной  деятельности при формировании знаний по  правилам дорожного движения....

Оздоравливающее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Лиса и журавль» с использованием игровых технологий

Оздоравливающее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Лиса и журавль» с использованием игровых технологийЦель: формировать интерес детей к оздоравливающим мероприятиям.Задач...

Консультация для педагогов."Развитие у детей старшего дошкольного возраста з.к.р. с использованием игровых технологий".

Развитие у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи  с использование игровых технологий....

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень» с использованием здоровьесберегающих технологий

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень» с использованием здоровьесберегающих технологий...