«Использование биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ»
статья по логопедии

Щукина Татьяна Александровна

Увеличение количества детей с ОВЗ и с ТНР является центральной проблемой дошкольного детства в современном мире. Многими исследованиями давно доказана тесная взаимосвязь между развитием речи и развитием тонкой ручной моторики. Активным методом, обладающим стимулирующим эффектом при тренировке тонких движений пальцев рук является биоэнергопластика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyabioenergoplastika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Использование биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ»

Увеличение количества детей с ОВЗ и с ТНР является центральной проблемой дошкольного детства в современном мире. Многими исследованиями давно доказана тесная взаимосвязь между развитием речи и развитием тонкой ручной моторики. Активным методом, обладающим стимулирующим эффектом при тренировке тонких движений пальцев рук является биоэнергопластика.

        Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.  Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

        Биоэнергопластика:

1. Оптимизирует психологическую базу речи;

2. Улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;

3. Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

        Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно, не опираясь на зрительный образ и зрительный контроль, выполнять артикуляционные упражнения. Именно прием биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, сначала с контролем руки, а затем и без нее.

        Выполнение артикуляционной гимнастики методом биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

        Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

        Внедрение упражнений биоэнергопластики в логопедической работе предусматривает несколько этапов.
Первый этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта и пути коррекции.
Второй этап - подготовительный. На этом этапе идет разучивание необходимых артикуляционных упражнений. Знакомство с артикуляционными упражнениями проводится по стандартной методике перед зеркалом. Рука в упражнения не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнения, сопровождает показ одной рукой.

 
Третий этап – основной. На этом этапе совмещается выполнение артикуляционных упражнений с движениями рук. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

Заключительный этап – контрольный. Разучивание артикуляторных сказок, в которых ребенок сначала выполняет артикуляторные движения, совмещая с движениями обеих рук, а в последующем – без движений рук, на ощущениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе в ДОУ

Использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, так как современное общество – это век всеобщей компьютеризации. ИК-т...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Статья об использовании ИКТ в коррекционной логопедической работе...

Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

Использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно дете...

Использование музыкотерапии в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми

Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки.В практике психокоррекционной работ...

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ

                  Развитие современного общества предъявляет новые требования к построению образовательного процесса. Введение в действие ФГОС ...

«Биоэнергопластика в коррекционно-логопедической работе»

Для коррекционной работы учителя – логопеда наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата....

Использование нейроигр в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий...