Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ
консультация по логопедии на тему

Федорова Лариса Павловна

          

          Развитие современного общества предъявляет новые требования к построению образовательного процесса. Введение в действие ФГОС предполагает развитие школы как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей. Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фёдорова Лариса Павловна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 18

учитель – логопед

89659028051

lara-fedorova-72.@mail.ru

Использование ИКТ в коррекционно -  логопедической работе с детьми с ОВЗ

Развитие современного общества предъявляет новые требования к построению образовательного процесса. Введение в действие ФГОС предполагает развитие школы как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.        Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

В настоящее время использование информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе, и детей с нарушением интеллекта.

Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:

 - интерактивность;

 - полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;

 - дифференцированный подход к обучению - содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

 - объективность – позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

Реализуя ИКТ в ходе коррекционно – развивающего процесса, решаются следующие задачи:

 1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с обучающимися с ОВЗ;

 2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

 3. Формирование мотивации и поддержание интереса во время логопедического занятия.

 4. Приобретение обучающимися практических навыков работы с компьютером.

Современные информационные технологии являются перспективным средством  коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

Отмечаются преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

 1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

 2. Движения, звук, анимация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

 3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая особенности мышления детей с ОВЗ. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

 4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

 6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

 7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с СНР предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, позволяет улучшить процесс обучения грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

 Эффективность компьютеризации обучения в образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в коррекционном процессе.

Так презентационные материалы можно применять для:

  • развития речевого дыхания (логопедический тренажёр «Дельфа»);
  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи (логотренажёры, презентации по автоматизации звуков, видеоуроки, артикуляционные упражнения);
  • дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
  • развития фонематического восприятия,
  • развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • усвоения лексических тем;
  • развития навыков словообразования и словоизменения;
  • развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

         С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

Мероприятия с использованием компьютерных технологий проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:

 - использование новых моделей компьютера;

 - работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

 - проведение гимнастики для глаз:

 - работа за компьютером не более 20 мин.

         В заключение хочу отметить, то использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребёнка, но и для самого педагога.

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность обучающегося к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Список литературы:

1.  Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-5  

2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5.

3. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

4.   Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.

5. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.

6. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития      операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе в ДОУ

Использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, так как современное общество – это век всеобщей компьютеризации. ИК-т...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Статья об использовании ИКТ в коррекционной логопедической работе...

Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

Использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно дете...

Использование икт в коррекционной логопедической работе с различными речевыми нарушениями, как фактор развития дошкольников

       Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми:  1.      оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возрас...

Использование музыкотерапии в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми

Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки.В практике психокоррекционной работ...

«Использование биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ»

Увеличение количества детей с ОВЗ и с ТНР является центральной проблемой дошкольного детства в современном мире. Многими исследованиями давно доказана тесная взаимосвязь между развитием речи и развити...

Использование нейроигр в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий...