Конспект логопедического занятия в подготовительной группе, по лексической теме "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Горбунова Екатерина Евгеньевна

 Цели:

- Расширить и активизировать словарь по лексической теме, закрепить обобщающее понятие «посуда». Закрепить понимание назначения посуды.

- Учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже.

- Учить использовать существительные дательного падежа с предлогом «К»

- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного

- Учить суффиксальному (-НИК, НИЦА, -ОНК, -ЕНК) способу образования существительных (сухарница, супница и т.д.).

- Учить образовывать относительные прилагательные.

- Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_konspekt.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Посуда. Словоизменение. Словообразование»

Цели:

- Расширить и активизировать словарь по лексической теме, закрепить обобщающее понятие «посуда». Закрепить понимание назначения посуды.

- Учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже.

- Учить использовать существительные дательного падежа с предлогом «К»

- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного

- Учить суффиксальному (-НИК, НИЦА, -ОНК, -ЕНК) способу образования существительных (сухарница, супница и т.д.).

- Учить образовывать относительные прилагательные.

- Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

Оборудование: предметные картинки, картинки-наложения, мяч, фланелеграф, части посуды для фланелеграфа, изображения волшебников НИКа, НИЦЫ, ОНКи, ЁНКи, аудиозапись плясовой мелодии, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребенок переворачивает лист на своем столе, называет изображенные на ней предметы (посуду) и обводит названные предметы карандашом.

Обведя все картинки, логопед спрашивает: «Что это?»

2.Упражнение «Федорино горе».

Прочитать сказку К. Чуковского «Федорино горе» (в сокращении) и задать детям вопросы:

  • Для чего нужна посуда?
  • Как надо относиться к посуде?
  • Как надо за ней ухаживать?

3.Упражнение «Почини Федорину посуду».

Выставить на фланелеграф вырезанные по контуру изображения чайника без носика и крышки, чашки без ручки и донышка, графина без горлышка.

Предложить детям назвать недостающие части, «починить» посуду, добавив их, и сказать, что они сделали:

  • Я приклеил ручку к чашке.
  • Я приклеил донышко к сахарнице.
  • Я приклеил носик к чайнику.  

4.Игра с мячом «Скажи во множественном числе».

Логопед говорит «чашка» и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, говорит «чашки» — и возвращает мяч логопеду. И т.д., включая части посуды.

5.Игра с мячом «Назови ласково».

Логопед говорит «чашка» и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, говорит «чашечка» и возвращает мяч логопеду. И т.д., включая части посуды.

6. Физкультминутка.

Мы тарелки (чашки, ложки) дружно мыли.

Вот так. Вот так.

Дети имитируют мытье посуды.

А потом их вытирали и на полку убирали.

Вот так. Вот так.

Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

А потом мы отдыхали, дружно, весело плясали.

Пляшут под музыку.

7. Упражнение «Волшебники».

  • К нам пришли волшебники НИК, НИЦА, ОНКа, ЕНКа. Они умеют создавать новые слова.

Выставить на наборное полотно картинки «сахар», «волшебница НИЦА» и предложить детям сказать, какое слово получилось у волшебницы («сахарница»). Так же со словами: суп, сахар , конфеты, хлеб.

Аналогично волшебник НИК и слова: чай, кофе, салат, соус; волшебники

ОНКа, ЁНКа и слова: соль, масло.

8.Упражнение «Магазин».

Раздать детям предметные картинки. Спросить:

  • Где можно купить посуду?

По картинкам попросить дать полный ответ на вопрос:

  • Чего много в магазине? (посуды)
  •  Ответь (используя картинку) какой посуды много в магазине.

В магазине много чайников. (…чашек, ножей, кастрюль, сковород и т.д.)

9. Упражнение «Что из чего сделано?»

Если кастрюля из металла, то она…(металлическая).

Если чашка из фарфора, то она …(фарфоровая).

Если ваза из стекла, то она …(стеклянная).

Если половник из дерева, то он …(деревянный).

Если масленка из пластмассы, то она …(пластмассовая).

10.Итог занятия.

Тема: «Посуда. Описательный рассказ»

Цели:

  1. Учить образовывать относительные прилагательные.
  2. Учить согласовывать прилагательные с существительными.
  3. Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои».
  4. Учить составлять описательные рассказы о посуде.
  5. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки, тарелки из разных материалов, символы для слов-признаков, картинно-графический план описательного рассказа (см. задание на дом 101), картинки-отгадки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

— Назовите посуду ласково.

2.Игра «Отгадай-ка».

Поставить перед детьми несколько тарелок из разных материалов. Попросить одного ребенка дать тарелку. Выяснить, чем вызвано затруднение выполнения этого задания.

Вывод: чтобы выполнить это задание, надо точно знать, какая нужна тарелка.

3. Упражнение «Какая бывает посуда?».

  • По материалу.

Предложить детям назвать материалы, из которых сделаны тарелки (стекло, пластмасса, фарфор, металл, глина, дерево), и сказать, какие это тарелки.

(Из стекла - стеклянная, из пластмассы - пластмассовая и т.д.)

  • По назначению.

Попросить детей среди предметных картинок найти, показать и сказать:

  • Посуда для чая ... (чайная).
  • Посуда для кофе ... (кофейная).
  • Посуда, которую ставят на стол для еды, ... (столовая).
  • Посуда для приготовления пищи на кухне ... (кухонная).

4. Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Дети надувают животики: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Кружатся, делая руками круг.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Тянут руки вверх, смыкают над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Н. Нищева

Ложатся на ковер, вытягиваются.

5. Упражнение «Магазин».

Предложить вызванному ребенку (по предметным картинкам, п. 4) «купить» в магазине только ту посуду, про которую можно сказать «моя» («мой», «мое», «мои»), и ответить на вопрос:

- Чья теперь эта посуда? (Это моя чашка. Это мой чайник. И т.д.)

6.Упражнение «Расскажи о своей посуде».

Предложить 2—3 детям рассказать о своей посуде по картинно- графическому плану.

7.Итог занятия.

Игра «Отгадай-ка».

На доске 5 картинок, среди которых картинки-отгадки.

  • Сделаны они все из стекла, предназначены для сока, воды, молока.
  • Деревянная темница, а в темнице хлеб хранится.
  • Новая посуда, а вся в дырках.

Тема: «Посуда. Рассказ по картинке»

Цели:

  1. Учить составлять рассказ по картинке и пересказывать его по картинно-графическому плану.
  2. Формировать навыки связной речи и творческого рассказывания.
  3. Формировать умение правильно употреблять предлоги в речи.
  4. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: игрушечная посуда, предметные картинки, картинка «Машин день рождения», картинно-графический план рассказа, символы для составления предложений, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Предложить детям ответить, какая посуда из стекла, фарфора, серебра, меди, хрусталя и т.д.

2.Упражнение «Сервируем стол».

Предложить детям ответить на вопросы:

  •  Для чего нужна посуда? (Посуда нужна для того, чтобы из нее есть и пить (хранить в ней продукты, готовить, есть с ее помощью).) Что нам надо сделать, когда мы готовимся завтракать, обедать или ужинать? (Надо сервировать стол.)

Затем предложить сервировать стол игрушечной посудой, отвечая на вопросы:

  • Куда ты поставил (а) тарелку? (Я поставил (а) тарелку на стол.)
  • Где лежит ложка (вилка, нож)? (Ложка (вилка, нож) лежит около тарелки справа (слева).)
  • Где стоит блюдце (чашка)? (Блюдце стоит под чашкой (чашка на блюдце).)
  • Где стоит тарелка? (Тарелка стоит между ножом и вилкой.)

И т.д.

3.Физкультминутка (на усмотрение логопеда).

4.Работа над рассказом.

  • Предложить детям рассмотреть картинку «Машин день рождения» и ответить на вопросы:
  • Какой праздник у Маши?
  • Кто к ней пришел?
  • Что принесли ей гости?
  • Что делают Маша и гости?
  • Попросить детей рассмотреть картинно-графический план части рассказа, подумать и сказать, что делала Маша перед приходом гостей.
  • Предложить придумать и рассказать, что делали Маша и гости после чаепития.
  • Прочитать детям получившийся рассказ, а затем попросить пересказать его по частям и целиком (2—3 детям)).

5.Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема: "Школа. Школьные принадлежности".

Конспект логопедического занятия на тему "Школа. Школьные принадлежности" для детей с логопедическим заключением: общее недоразвитие речи....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема "Космос"

Грамматическая тема – «Предложно-падежные конструкции, приставочные глаголы».Цели: 1. Расширять номинативный, предикативный и атрибутивный словарь;2. Отрабатывать практическое употребление предлогов и...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима»

В данной методической разработке предложено занятие по лексической теме "Зима" в подготовительной группе.  Здесь представлены :пальчиковая и гра, физминутка , задания на составление пре...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «День Победы»

Цели и задачи:Расширить знания о Великой Отечественной войне и празднике Победы. Уточнять и активизировать словарь по теме «Война». Совершенствовать грамматический строй речи. Расширять зн...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Дары леса. Ягоды»

Коррекционно-образовательные цели:Закрепление представлений о лесе и растениях которые растут в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи,...