Открытое занятие. Звук [Л], буква "Л". Встречаем птиц
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Николаевская Софья Николаевна

Конспект занятия Звук [Л], буква "Л". Встречаем птиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_l._vstrechaem_ptits.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

Учитель-логопед: Николаевская С.Н.

Возрастная группа: старшая группа

    Образовательная область: развитие речи

     Тема: Звук [Л] Лексическая тема «Встречаем птиц».

Цели:

1.Коррекционно-образовательная.

  • Автоматизировать звук [Л].

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Формировать навык чтения.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Встречаем птиц».
  • Развивать фразовую и связную речь.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Словарная работа:

Га́вань — часть акватории защищённого водоёма для безопасной стоянки судов.

Малая Родина - это местность где ты родился. 

Предварительная работа: познакомились со звуком [Л], букой «Л», разучили: упражнение на дыхание, физкультурную минутку и пальчиковую гимнастику, повторили перелётных птиц.

Оборудование и материалы: таблица «Характеристика звуков»; символы звуков; буква «Лл»; картинки: ласточка, пароход, карта перелёта ласточек, таблица для чтения, пружинки из су-джоков (7-8 штук), аудио звуки «Щебет ласточки», схемы для определения позиции звука в слове (по количеству детей).

План занятия.

I   Организационный момент.

  1. Прилёт в гости ласточки. Сообщение темы занятия.

II   Вводная часть.

1.  Упражнение на развитие дыхания «Крылья».

2.  Артикуляционная гимнастика.

III Основная часть.

     3. Артикуляция, характеристика, символ звука.

4. Игра «Поймай звук».  

5. Игра « Доскажи словечко».

6.  Слова со звуком [Л]. Определение позиции звука в слове, деление слов на слоги.

7. Игра с мячом. Найти закономерность и подобрать пару к слову.

8. Упражнение на развитие общей моторики «Перелётные птицы».

9.  Составление предложения со словом «ласточка». Составление схемы предложения.

10. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Птицы весной».

11. Буква Лл. Чтение слогов.

IV Заключительная часть.

12 Прощание с ласточкой. Подведение  итогов занятия.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

-Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам в гости.

- Ласточка возвращалась на свою малую родину, летела мимо гавани с пароходами, её испугал гудок парохода и она отстала от своей стаи.

Ласточка просит нас о помощи, найти дорогу к своему дому.

- Давайте поможем  ласточке?

- У меня есть карта перелёта ласточки из тёплых краёв на родину. Нам предстоит с вами выполнять задания, а ласточка, после каждого выполненного задания, будет перелетать по карте. Когда все задания будут правильно выполнены, ласточка сможет вернуться домой.

- А все задания будут связанны с первым звуком слова «Ласточка».

-Что это за звук?

Ласточка

[Л]

II

1.Дыхательное упражнение  «Крылья»:

И.П.: Ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- руки через стороны поднять вверх (вдох), 2 – опустить вниз (выдох). Повторить 4-5 раз.

2.Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик»

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Качели»

«Маляр»

«Почистим верхние зубки»

«Пароход гудит»

3. Артикуляция, характеристика, символ звука.

Правильная артикуляция звука «Л»:

- губы открыты;

- зубы разомкнуты;

- кончик языка поднят и упирается в верхние зубы;

- воздушная струя умеренная и теплая;

- звук «Л» звонкий.

4. Игра «Поймай звук»: звук [Л] в ряду звуков, слогов, слов: м-ы-л-н-в-л; ла-ол-ко-сы-лу-пэ; лучик, весна, тепло, ласточка, небо, гнездо, лужа.

5.Игра « Доскажи словечко».

Ла-ла-ла – есть у дворника …

Ла-ла-ла – над цветком жужжит …

Ла-ла-ла – снял скатерть со …

Ло-ло-ло – мыли с мылом мы …

Лу-лу-лу – не могу найти …

Лу-лу-лу – нитку вставим мы в …

Лы-лы-лы – стали туфли мне …

6. Слова со звуком [Л]. Определение позиции звука в слове, деление слов на слоги.

7. . Игра с мячом.  

Найди закономерность и подбери пару к слову:

Зима – снег. Вена – …

Слон – хобот. Грач – …

Рыба – чешуя. Птица - …

Человек – руки. Журавль – …

Рыба – вода. Птица – …

Собака - будка. Скворец - …

Лиса-нора. Ласточка – …

8.Упражнение на координацию речи с движением «Перелетные птицы». 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся).

9. Составление предложения со словом «ласточка». Составление схемы одного предложения.

10. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Птицы весной»:

К нам весной грачи вернулись,

Жаворонки и скворцы.

Следом ласточки примчались,

Прилетели журавли.  

11. Буква Лл. 

- Стих про букву «Л»

На стремянку Л похожа,
И на крышу дома тоже.

- Чтение слогов по таблице.

Согласный, твёрдый, обозначается синим цветом.

Метла

Пчела

Стола

Стекло

Пилу

Иглу

Малы

Ландыш, лось, лыжи, шоколад, пчёлы, дятел, козёл.

Дождь

Клюв

Перья

Крылья

Небо

Скворечник

Гнездо

Ласточка летит домой.

Ласточка вьет гнездо.

Весной прилетают ласточки.

Дети массируют пальцы на руке с помощью пружинки (су-джок), перечисляя названия перелетных птиц.

Буква Лл.

III

-Вот и подошло к концу  путешествие ласточки. С нашей помощью она добралась до дома и вернулась в свою стаю. Остальные птицы ее  радостно приветствуют (аудио звуки «Щебет ласточки»).

-Давайте попрощаемся с ласточкой.

-Какой звук /буква помогали нам найти дорогу домой для ласточки?

- До свидания, ласточка.

- Звук [Л], буква «Л».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Звук и буква Л" 14.02.2017 г

Цель:  закрепить навык правильного произношения звуков л-льПознакомить с буквой Л.Задачи:Коррекционно-образовательные1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуковл и ль.2)....

Открытое занятие. Звук [Щ]. Буква "Щ". Лексическая тема "Перелётные птицы"

План занятия.I   Организационный момент. 1.     Игра на внимание «Перелётные птицы».II   Основная часть.1.    Упражнение на дыха...

Открытое занятие "Звук и буква Ч"

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...

Открытое занятие "Звук и буквы С"

Знакомим детей со звуком С и его характеристикой по акустическим и артикуляционным признакам, с буквой С; развивать мелкую и артикуляционную моторику; развиваем фонематические процессы; упражняемся в...

Справка (открытое занятие) "Звук Ль. Буква Л"

Справка (открытое занятие) "Звук Ль. Буква Л"...

Открытое занятие "Звук и буква Щ"

Занятие по обучению грамоте, в подготовительной к школе группе, с элементами технологии ТРИЗ....