Речевая карта для детей с общим недоразвитием речи.
материал по логопедии (старшая группа)

Сухина Елена Геннадьевна

В данном материале представлена речевая карта для детей с ОНР 2 - 3 уровня речевого развития для обследования речи ребенка в возрасте 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_onr.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта

Фамилия, имя ребёнка __________________________________________

Дата рождения, возраст _________________________________________

Домашний адрес _________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от ________________________

Принят на срок ___________________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии_________________________

Анамнез

Мать ________________________________________________________________________ Образование_____________________________________________________________________

Отец ____________________________________________________________________ Образование_______________________________________________________________________

Отношение к ребенку в семье (гиперопека, излишняя строгость)____________________________

Степень участия родителей в коррекционном процессе (безразличное, чрезмерно фиксируют внимание ребенка на речевом дефекте, поправляют, активно включаются в коррекционный процесс, помогают по мере возможности)__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников __________________________

_______________________________________________________________________________

От которой по счёту беременности ребёнок _________________________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-ая половина, 2-ая половина беременности; падения,

 травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)___________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________

_______________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)__________________________

_______________________________________________________________________________

Когда закричал ребёнок __________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) _________________________

Вскармливание:

        Когда принесли кормить ____________________________________________________

        Как взял грудь _____________________________________________________________

        Как сосал _________________________________________________________________

        Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ____________________________________

Грудное вскармливание до _______________________________________________________

Когда выписались из роддома ____________________________________________________

Если задержались, то почему _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Раннее развитие

Когда стал держать голову _______________________________________(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть ________________________________________________(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить ____________________________________________(в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы ____________________________________(в норме с 6-8 мес.)

Перенесённые заболевания

(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,судороги при высокой температуре)

До года ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

После года:

До 3 лет __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление _______________________________________________________________________

Лепет ________________________________________________________(в норме – 4-8 мес.)

Характер лепета ________________________________________________________________

Первые слова ________________________________________________(в норме – около 1 г.)

Первые фразы ____________________________________________(в норме – от 1,5 до 2 лет)

Схема обследования ребенка младшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1 Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)______________________________________________

2 Адекватность эмоциональных реакций

__________________________________________________________________

3 Устойчивость эмоциональных реакций

__________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1 Исследование слухового восприятия:

• дифференциация контрастного звучания двух игрушек (молоточка и дудочки, колокольчика и свистка, пищалки и  погремушки)_______________________________________________________

_________________________________________________________________

2.Исследование зрительного восприятия:

• различение величины (большой-маленький)________________________________

_________________________________________________________________

различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый)______________

_________________________________________________________________

• различение плоскостных форм (круг, квадрат, треугольник)_________

_________________________________________________________________

3.Исследование восприятия пространственных представлений:

• ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направ-

ления: вверху, внизу)____________________________________________

_______________________________________________________________

• складывание картинок из двух частей по образцу (горизонтальный разрез,

вертикальный разрез, диагональный разрез)

_________________________________________________________________

• складывание фигур из трех палочек по образцу («крыша», «дерево»)______________________________________________________________

• сооружение построек из трех кубиков по образцу («домик», «башен -ка»)_______________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

• губы (тонкие, толстые, расщелина, шрам)____________________________

• зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов ____________________________________________________________________

• прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус)_______________________________________________

• твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель________________________________________________

• мягкое небо (укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное)________________________________________________

• язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)______________

• подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная)_______________

Исследование состояния моторной сферы

(все упражнения выполняются по подражанию логопеду)

1 Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости)_____________________________

_________________________________________________________________

• пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на

расстоянии 25 см__________________________________________________

_________________________________________________________________

• переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над голо-

вой)______________________________________________________________

• бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную

цель, расположенную на расстоянии 1 м________________________________

• похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно___________________

2 Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к

переключению)_______________________________________________________________

• кинестетическая основа движений (сложить в колечко по очереди большой

палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой ру-

ке)_______________________________________________________________

• кинетическая основа движений (согнуть и разогнуть по очереди все паль-

цы, начиная с большого сначала на правой, потом на левой руке)__________

__________________________________________________________________

• навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисование гори-

зонтальных и вертикальных линий, рисование кружков)_________________________________________________________

• манипуляции с предметами (сложить несколько небольших игрушек в ве-

дерко, потом поочередно достать их)__________________________________

__________________________________________________________________

• навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палоч-

ки)_______________________________________________________________

3 Состояние мимической мускулатуры (по подражанию логопеду)

надуть щеки («толстячок»)_________________________________

_________________________________________________________

показать, как ты ешь лимон («кисло»)________________________

_________________________________________________________

показать, как ты ешь мороженое (сладко)_____________________

_________________________________________________________

4 Состояние артикуляционной моторики (проверяется по подражанию

логопеду)

широко улыбнуться («улыбка»)___________________________________

сделать губки «хоботком», как у слоника___________________________

показать широкий язычок («лопата»)_______________________________

показать узкий язычок («жало»)____________________________________

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю («каче-

ли»)______________________________________________________________

подвигать язычком влево-вправо («маятник»)___________________________

пощелкать языком__________________________________________________

движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть___________________

__________________________________________________________________

Исследование импрессивной речи

Пассивный словарь

• понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные

предметы, части тела)

стол____________________________________________________

стул____________________________________________________

окно____________________________________________________

голова__________________________________________________

рука____________________________________________________

нос_____________________________________________________

уши____________________________________________________

глаза____________________________________________________

• понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным те-

игрушки________________________________________________

посуда__________________________________________________

одежда__________________________________________________

• понимание действий (показать, где мальчик стоит, идет, сидит, игра-

ет)___________________________________________________________

_________________________________________________________________

• выполнение поручений по словесной инструкции (принести машинку, по-

катать машинку, поставить машинку на стол, положить машинку в короб-

ку)_____________________________________________________________

Понимание различных грамматических форм словоизменения

• понимание форм единственного и множественного числа существительных

(показать по картинкам):

коты – коты______________________________________________

мяч – мячи___________________________________________

дом-дома___________________________________________

кукла – куклы____________________________________________

рука-руки_________________________________________________

понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить

кубик в машинку, на стол)___________________________________________

• понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

(показать называемые логопедом предметы)

дом – домик _____________________________________

стул – стульчик___________________________________________

кукла – куколка __________________________________________

миска – мисочка___________________________________________ различение форм единственного и множественного числа глаголов (пока-

зать по картинкам)

собака сидит –собаки сидят______________________________________

машина едет – машины едут_____________________________________

Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба»)_____________________________________________________________

Исследование экспрессивной речи

однословная__________________________________________________________________________________________________________________________ фразовая___________________________________________________________

__________________________________________________________________

связная____________________________________________________________

Активный словарь

• существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексиче-

ским темам)

игрушки_________________________________________________

посуда__________________________________________________

одежда__________________________________________________

обувь___________________________________________________

животные_______________________________________________

• глаголы (назвать действия по картинкам)

ест_____________________________________________________

спит____________________________________________________

играет___________________________________________________

рисует__________________________________________________

пьет____________________________________________________

гуляет___________________________________________________

• прилагательные (назвать признаки по картинкам)

красный_________________________________________________

синий___________________________________________________

зеленый_________________________________________________

желтый__________________________________________________

большой_________________________________________________

маленький_______________________________________________

сладкий_________________________________________________

кислый__________________________________________________

Состояние грамматического строя речи

• употребление существительных в именительном падеже единственного и

множественного числа (назвать по картинкам)

стол – столы______________________________________________

мяч – мячи_______________________________________________

дом – дома_______________________________________________

кукла – куклы_____________________________________________

рука – руки_______________________________________________

• употребление имен существительных в винительном падеже

единственного числа без предлога (назвать по картинкам)

вижу дом_________________________________________________

вижу машину_____________________________________________

вижу куклу_______________________________________________

• согласование прилагательных с существительными единственного числа

мужского и женского рода (назвать по картинкам)

красный мяч_______________________________________________

синий шар_________________________________________________

красная чашка______________________________________________

синяя лопатка______________________________________________

• употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (по картинкам)

в________________________________________________________

на_________________________________________________________

• употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

дом – домик________________________________________________

стул – стульчик______________________________________________

чашка – чашечка____________________________________________

кукла – куколка_____________________________________________

• употребление глаголов в форме единственного и множественного числа сущ.

(назвать по картинкам)

кот спит –коты спят____________________________________________

птичка летит – птички летят_____________________________________

мальчик играет – мальчики играют________________________________

• употребление возвратных и невозвратных глаголов (назвать по картинкам)

Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика.

Девочка одевается. – Мама одевает девочку.

Исследование фонетической стороны речи

Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):

• А-А-А! (плачет девочка) __________О-О-О! (рычит медведь)_______

• У-У-У! (гудит поезд)_____________И-И-И! (ржет лошадка)_________

• УА! (плачет малыш)___________ АУ! (кричат дети)________________

• МЯУ! (мяукает кошка)__________АВ! (лает собака)_______________

• ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок)______КО-КО-КО! (кудахчет курица)__

• ГА-ГА-ГА! (кричат гуси)__________________________________

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с

опорой на наглядность):

• односложные слова

дом________________________бык______________________________

кот_________________________мак_____________________________

дуб_________________________________________________________

• двусложные слова

вода__________________________вата___________________________

нога__________________________Дима___________________________

• трехсложные слова

вагоны__________________________________________________

бананы__________________________________________________

батоны___________________________________________________

панама__________________________________________________

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные ис-

кажения) в речевом потоке

• Гласные [а], [о], [у], [и], [э], [ы]

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

• [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’]___________________________________________

__________________________________________________________________

• [в], [в’], [ф], [ф’]__________________________________________________

_________________________________________________________________

• [д], [д’], [т], [т’],[н],[н’]_____________________________________________

__________________________________________________________________

• [г], [г’] [к], [к’], [х],[х’]______________________________________________

__________________________________________________________________

• [й]_______________________________________________________________

• [c], [c’], [з], [з’]____________________________________________________

Состояние дыхательной и голосовой функции

• тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, сме-шанное)_________________________________________________________

• объем дыхания (достаточный, недостаточный)________________________

продолжительность речевого выдоха___________________________________

сила голоса________________________________________________________

модуляция голоса_______________________________________________

Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи)

• темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_______________________

________________________________________________________________

• ритм (нормальный, дисритмия)____________________________________

• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________

• употребление разных видов интонации

_________________________________________________________________

4 Исследование фонематических функций

Слуховая дифференциация звуков

• показать на картинках называемые логопедом предметы

кот – кит____________________________________________

бочка – дочка ____________________________________________

миска-киска_____________________________________________

Состояние фонематического анализа

• показать собачку, услышав звук [р] в слове

дом___________________________________________________

рак____________________________________________________

вода____________________________________________________

рыба____________________________________________________

банка___________________________________________________

труба___________________________________________________

с 5-6 лет

  • Повторение слогов с оппозиционными слогами:
  • Выделение звука из ряда других:
  • Определение наличия данного звука в слове:
  • Отбор картинок на заданный звук:
  • Дифференциация смешиваемых в произношении звуков:

К-Х холодильник, хомяк

С-Ш Саша, сушка, стеклышко, шесть, солнышко, машинист

З-Ж железная, заслужил, задрожал

С-Ч Сонечка, сачок, часть, сумочка, семечки

Ч-Ц ученица, учительница, качается, цыпленочек, лечебница

Ч-Щ чашка, чище, щеточка, щечки, скучающий

С-Ц спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница

С-Щ смеющийся, усищи, хвостище

Л-Р Лара, рояль, балерина, мармелад, зеркало, раскладушка, контролер

С-З сознание, любезность, созвездие, записала, засыпала

Ш-Ж жалуешься, покажешь, уважаешь, вяжешь

5. Звуковой анализ:

  • Выделение первого ударного гласного: АЛИК, УТКА, ОЛЯ, ИРА.
  • Выделение первого согласного: ГОРОД, КУСТ, ТАНЕЦ, ФРУКТ.
  • Выделение последнего ударного гласного: МУКА, ЛУНА, ШАРЫ, ОКНО.
  • Выделение последнего согласного: МАК, КОТ, СЫН.
  • Полный звуковой анализ:

Логопедическое заключение

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

Логопед____________                                                            Дата_____________ 

Индивидуальный план на _______________ год.

1. Коррекция звукопроизношения:

- массаж

- артикуляционная гимнастика

- постановка звуков

- автоматизация звуков

2. Коррекция просодических характеристик речи.

3. Коррекция навыков фонематического восприятия и слуха.

4. Коррекция лексико-грамматических категорий.

5. Развитие навыков связной речи.

6. Коррекция навыков моторной сферы.

Соглашение

Уважаемые родители!

Если ПМПК рекомендовала вашему ребенку логопедические занятия, то вы обязаны выполнять требования учителя – логопеда.

При невыполнении домашних заданий или при необоснованных пропусках занятий, вашему ребенку может быть отказано в логопедической помощи.

Я, _______________________________________________________, с условием соглашения согласна (-ен).

«___» ____________ 20___год                            _________________

                                                                                    (подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности...

Использование игровых технологий, способствующих развитию неречевого и речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как символы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных п...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Карта обследования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) (от 4 до 7 лет)

Карта обследования детейс общим недоразвитием речи (ОНР)(от 4 до 7 лет)(Составитель:  Ю.В.Васильева)  Анкетные данныеФамилия, имя ребенка _______________________________________________...

Инструментарий к речевой карте для детей с общим недоразвитием речи I-III уровня

Инструментарий к речевой картеИнструментарий к речевой карте для детей с общим недоразвитием речи I-III уровнядля детей с общим недоразвитием речи I-III уровня...