Семинар – практикум с использованием дистанционных форм взаимодействия с педагогами на тему: «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Интерактивные игры».
консультация по логопедии

Ольга Червоненко

 «Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Интерактивные игры».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум с использованием дистанционных форм взаимодействия с педагогами  на тему:

 

«Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками. Интерактивные игры».

Цель семинара – практикума: Формирование  практических знаний и умений по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений; использовать ИКТ  всеми участниками коррекционного процесса.

Задачи:

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых  упражнений развивающих фонематические процессы.

3. Применять компьютерные технологии для развития познавательных способностей и коррекции речевых нарушений.

План семинара - практикума

Теоретическая  часть.

1. Роль слуха в процессе восприятия речи и усвоения произношения.

2. Этапы развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста.

3. Роль артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков в развитии речи детей дошкольного возраста.

4. Актуальность использования ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Практическая  часть.

1. Работа с буклетом

2. Организация речевой предметно – пространственной среды (Смотр-конкурс).

3. Знакомство с коррекционно-развивающими интерактивными играми, способствующие развитию фонематических процессов.

Итог семинара – практикума.

1.  Анкетирование.

Ход семинара – практикума

Теоретическая  часть.

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении разнообразных звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц.  Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то только в словах служат целям общения со сверстниками, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает ЧТО, или О ЧЕМ говорится. Во-вторых, КТО говорит. Наконец, КАК говорят, с каким эмоциональным отношением.

      В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего мира, им обладают все живые существа. Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Восприятие и понимание речи осуществляется с помощью речевого слуха. Речевой слух начинает развиваться с самого рождения ребенка. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш еще не в состоянии что-либо  воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Вначале  это реакции на звуковые сигналы, затем различение интонации и ритма. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, начинает слышать и различать звуки родного языка.  А к концу третьего года жизни ребенок различает все звуки речи. По мнению многих исследователей, фонематический слух оказывается достаточно сформированным к двум - трем годам, однако его совершенствование продолжается и у взрослых.

          Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье  - это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия, направленные на различение фонем родного языка, фонематические представления  это умение подбирать слова с заданным звуком,  и фонематического анализа и синтез – это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова)  появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.

  Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

-     Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой  памяти, чувства ритма.

- Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений.

-     Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей,  активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.  

           Чем богаче и разнообразнее средства, которыми мы располагаем для запоминания, тем более просты и доступны они, тем лучше произвольное запоминание; чем больше усилий мы прикладываем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти. В этом немалую роль играют артикуляционная гимнастика и модели артикуляции звуков  Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третье – вырабатывать точность позы губ, языка, необходимую для произнесение того или иного звука. Упражнения бывают статические и динамические. Статические – это упражнения, где ребёнок выполняет определённую позу щек, губ, языка. Динамические -это упражнения, где необходимо правильное движение щек, губы, языка. А модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов речи. Работая над каждым новым звуком, ребёнок может одновременно: слышать звук, видеть на модели способ его произнесения, сопоставлять акустический образ, картинку и положение собственных органов речи. Таким образом, модели артикуляции звуков, наряду с артикуляционной гимнастикой, расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение, что является профилактикой фонематических дисграфии и дислексии. В Приложении 1 вы можете ознакомиться с  моделями артикуляции гласных звуков и основных групп звуков, с которыми чаще приходится работать логопеду на логопункте.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Ведутся дискуссии о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина).

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования  ИКТ  в своей практике.

 Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на занятиях компьютерные программы, так как считаем, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

 Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Однако, дошкольные учреждения далеко не всегда  располагают возможностью установить качественные специализированные программы, направленные на коррекцию речевых нарушений. Поэтому есть два пути решения этого вопроса.

 Первый – попытаться найти что-либо подходящее из так называемых «массовых» обучающих программ, для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим, математике, грамоте, развитию мышления, памяти, внимания и т. д. Но такие игры не всегда соответствуют задачам коррекционной педагогики, а иногда содержат ошибки. Альтернативой может стать создание своих слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных с учётом особенностей развития детей. Их применение интересно большинству детей и самому педагогу.

        Среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс. С  одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:

- новые возможности для творческого развития детей;

- повышает привлекательность содержания материала;

- позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения;

- повышает навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

С другой стороны:

- компьютер может стать средством отвлечения внимания детей;

- использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»;

- «дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером;

   Но жизнь не стоит на месте. Ю.Горвиц (1998г.) «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И учитель-логопед вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей.  Работая  с детьми, я тоже стараясь идти в ногу со временем.

            Практическая  часть.

            Уважаемые педагоги, я подготовила для вас буклет ( Приложение 2 ). Предлогаю всем ознакомиться с ним.  В нём наглядно, на примере игр с чистоговорками,  можно ознакомиться с методикой проведения игр для развития фонематических процессов у детей.  В вашей работе он пригодится, как образец-памятка.

А сейчас хочу обратить ваше внимание на Приложении 3. В нём сгруппированы игры на формирование фонематического восприятия, исходя из вышеописаных этапов развития. Ознакомьтесь пожалуйста с ними. Это своего рода картотека с играми, которые также вы смело можете использовать в своей работе.

 А теперь я предлогаю провести творческий конкурс. Каждому воспитателю нужно изготовить для своей группы одно новое  пособие, для работы по развитию фонематических процессов у детей:

 Для младшей группы предлогаю изготовить наглядной пособие для игры «Ритмические рисунки»

Для средней группы - для игр «Маяк», «Подними картинку (флажок, фонарик…)»

Для старшей и подготовительных групп - для «Позови звук домой», «В каком окошке выглядывает звук», «Зажигаем в окнах свет»

Результаты своего творчества прошу предоставлять в виде фотоотчёта. Победителя будем, для объективности выбирать коллективно.

И ещё, уважаемые педагоги я хочу заочно познакомить вас с интерактивными играми, развивающими фонематические процессы.  Сегодня сложно найти ребенка, который не любит играть в интернет-игры. И не всегда они оказывают благотворное влияние на детей, скорее наоборот. Ведь кроме развлекательной функции, игра должна чему-то обучать и развивать ребёнка. И в наших силах познакомить и воспитанников нашего сада и их родителей с такими играми. В контексте темы нашего семинара-практикума, хочу познакомить, а кому-то из педагогов напомнить о сайте Мерсибо. На этом сайте в свободном доступе есть игры  развивающие фонематические процессы и не только. Так, например, в разделе «Фонематический слух» можно поиграть в такие игры как «Бедный дракончик» (соотнесение звука и буквы), «Волк и овцы» (определение пятого лишнего гласного звука), «Паровозики» (определение ударного гласного в слове), а в разделе « Неречевые звуки» - в игру «Домашние животные» (звуки домашних животных. В этой игре представлены как реальные голоса животных, так и звукоподражания ; и два режима игры: правильные голоса животных и перепутанные), «Загадки звуков» (неречевые звуки). Пожалуйста самостоятельно ознакомьтесь с этими играми. К каждой игре есть звуковое и текстовое описание игры и рекомендации ( в настройках).

Итог семинара – практикума.

1.  А завершить наш семинар я предлогаю небольшим анкетированием. ( Приложение 4 )



Предварительный просмотр:

 

                                                                                                           Приложение 3

На первом этапе сначала детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных).

        Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Игры на развитие слухового внимания и памяти.

Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми младшей группы.

«Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по     указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане,  остальные дети слушают с закрытыми глазами:

а)        показывают рукой или поворотом головы направление источника
звука, затем открывают глаза для контроля;

б)        водящий  после воспроизведения  звучания  становится  рядом
с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

          «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.

       На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой,      ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)

            «Сделай так же» - определение предмета по характеру звука.

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

«Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.

Обучающий встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия.

        «Слухачи»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок по возможности называет их.

       «Пограничник» — определение направления шороха.

Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.

       «Кто так кричит?» — узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети  показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют  животных.  

       «Узнай музыкальный инструмент»

Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

     «Повтори и назови»

Детям предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых предметами ( стук кубиков, переливание воды…) за ширмой.

 Игры направленные на различение силы, темпа  и тембра звучания сигнала.

«Быстро – медленно»

На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые –  бегут на цыпочках, словно мышки.

«Найди игрушку» — определение силы звучания.

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

 «Тихо – громко»

На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

«Будь внимателен»

По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.

Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.

«Ритмические рисунки»

Дети  воспроизводят серию хлопков или отстукивают различные ритмические рисунки.

«Паровоз»

Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.

«Кто кричит?»

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.

«Три медведя»

Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

«Узнай по голосу».

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

На втором этапе дети учатся:

Различать слова близкие по звуковому составу.

«Не ошибись»

Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем  детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

«Поставь по порядку»

На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом,  сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.

«Найди пару»

Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

«Доскажи словечко»

Много платьев, много хруста.

Как зовут ее? …Капуста.

Белые шапки надели дома,

Холодно им – наступила …зима.

«Рифмы»

Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.

Различение фонем родного языка. Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков.

«Подними картинку»

Предварительно дети знакомятся с гласными звуками, и  их звучание соотносится со звуком окружающего мира: « А» - девочка плачет, «У» - поезд гудит, «И» - птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку.

Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов. На другие звуки дети реагировать не должны.

Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

Выделение заданного звука на фоне слова.

«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»

Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.

«Маяк», «Подними картинку (флажок, фонарик…)»

Дети должны «зажечь» свой маяк, если услышат заданный звук.

«Светофор»

В ответ на услышанный звук дети поднимают соответствующий кружок.

 

«Чуткое ушко»

Дети поднимают руку или совершают другое условленное действие в ответ на услышанный звук.

«Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.

Третий этап направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия.

Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.

 Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величины, а так же с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

Определение первого ударного гласного в слове.

 «Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

Можно предложить игры с мячом.

«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»

Анализ звукового ряда из 2 – 3 гласных.

«Живые звуки»

Дети встают друг за другом

«Звучащие игрушки»

Определение последнего согласного звука.

«Поймай звук за хвост»

Определение первого согласного звука в слове

«Магазин»

Определение места звука в слове.

«Позови звук домой»

«В каком окошке выглядывает звук»

«Зажигаем в окнах свет»

Цель: определение места звука в слове.

«Новоселье в зоопарке» (Рысь, зебра, тигр)

«Собираем урожай» (помидор, картошка)

«Приберем одежду» (Свитер, рубашка, шорты)

Разложить картинки с учетом места звука в слове.

Определение гласного звука в середине слова.

«Спой гласный звук в слове»

Звуковой анализ и синтез слова из 3-х звуков.

«Живые звуки»

«Цепочка звуков»

Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному  звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.

«Разбросай слово по звукам»

Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.

«Собери слово из звуков»

Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.

«Подбери схему к слову»

Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.

 «Подбери слово к схеме»

Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.

         Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.



Предварительный просмотр:

                                                                                                          Приложение 4

                                                                 АНКЕТА.

1.Что такое артикуляционная гимнастика?

- перечень спец.упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

- перечень спец.упражнений, направленных на укрепление мышц пальцев рук и развития мелкой моторики рук.

- перечень различных упражнений, направленных на укрепление  и развитие дифференцированных движений органов , участвующих в речевом потоке.

2. Какие бывают упражнения для развития артикуляционного уклада?    

- статистические, динамические; для языка, губ, нижней челюсти.

- для языка, пальцев рук, щек.

- для языка, губ, нижней челюсти, подъязычной связки.

3. Что такое фонематический слух?

- делить слова на слоги, определять последовательность.

- умение определять место звука в слове.

- умение слышать определенный звук в слове.

4. Сколько этапов по формированию фонематического восприятия ?

- 4 этапа

- 3 этапа

- 2 этапа

5.Назовите игры на развитие фонематического слуха и восприятия, которые вы уже применяли в своей работе?

6. Что такое звуко- буквенный анализ слова ?

- выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове и его последовательность.

- деление слова на части.

- умение слышать звук в слове.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                             Приложение№1

Артикуляция гласных звуков

Артикуляция свистящих звуков

Артикуляция шипящих звуков

Артикуляция сонорных звуков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"

Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....

Методика логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи

В методической разработке максимально полно изложена система работы по последовательному развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Материал максимально насыщен практическими приема...

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...

Семинар - практикум "Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей"

Развивающая предметно - пространственную среда является  условием для  оптимального развития  индивидуальных способностей и возможностей детей.Роль взрослого заключается в правиль...

Презентация к педагогическому совету "Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Использование дистанционных форм взаимодействия»

​​В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое. Изменения кос...

Практикум для родителей родительского клуба "Умелые родители" на тему "Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. ...