"Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с неговорящим ребёнком по развитию артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний с использованием приёмов логоритмики".
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

В конспекте представлен опыт работы с неговорящими и плохо говорящими детьми. Использование таких занятий создаст условия для прохождения естественного речевого развития ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с неговорящим ребёнком по  развитию артикуляционной и мелкой моторики,  закрепление звукоподражаний с использованием приёмов логоритмики.

учитель-логопед: Сергеенкова А.В.

Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой  деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.

Задачи:

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, мимическую выразительность по подражанию  за взрослым;
  • развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  • формирование  предпосылок для развития активной речи;
  • расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий;
  • развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию); понимание косвенных вопросов (покажи …);
  • развитие просодических компонентов: силы голоса (громко-тихо) и модуляции голоса (высоко-низко);
  • формирование мыслительных операций;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • воспитание интереса к совместной деятельности.

Оборудование: кукла, массажный мячик (Су-Джок), игрушки-символы: картинки для звукоподражаний гласных звуков (бегемот, лягушка, слон, мишка, девочка, силач с гирей); картинки для стихотворения: старичок, паук, стрекоза; сенсорная тропинка.

План проведения.

1. Организационный момент (приветствие).

2. Основная часть.

  • Игра «Ладушки».
  • Игра  «Покажи и назови».
  • Динамическая пауза «Наша дружная семья».
  • Массаж рук массажным мячом.
  • Массаж лица и пассивная артикуляционная гимнастика (по методике Крупенчук, Воробьёвой).
  • Точечный массаж «Здесь живёт».
  • Дыхательная гимнастика.
  • Имитация и звукоподражание.

3.Итог  занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Имя ребёнка), привет!

Привет, привет, привет!

    (На начальных этапах логопедической работы учитель-логопед произносит на распев всё стихотворения, постепенно делает паузы, побуждая ребёнка к совместному произнесению нараспев).

Логопед: «Садись поудобнее ….» (мотивация на предстоящую деятельность). 

- «Что делают глазки?» (смотрят и всё видят)».

- «Что делают ушки?» (слушают и  всё слышат)».

- «Раз, два, три! Слушай и смотри».

- «Три, два, раз. Мы начнём сейчас!»

(Вызвать у ребёнка положительные эмоции и интерес к предстоящей деятельности.

     3. Основная часть занятия.

   «Сегодня к нам пришла девочка Аня. Аня плачет: А-а-а! Посмотри на ротик. Рот широко открывается. Давай мы ей споём колыбельную песню: «А-А-А».

    «Знаешь, почему Аня плачет? Аня испугалась бегемота. Давай покажем, как раскрывает рот  бегемот: А-А-А».

Раздаётся из болота:  А-А-А

Грозный голос бегемота: А-А-А.

Он болото стережёт: А-А-А.

Грозным голосом поёт: А-А-А.

Улыбайся веселей: И-И-И.

Собирай-ка всех друзей:  И-И-И.

Потяни, растяни: И-И-И.

И получишь звуки И: И-И-И.

Подражая я слону: У-У-У

Губы трубочкой тяну: У-У-У.

В поле воет  ветерок: У-У-У.

Погуди как самолёт: У-У-У.

Кто, кто в этой комнате живёт: О-О-О?

Кто, кто вместе с солнышком встаёт: О-О-О?

Потянулась Оля к зеркалу рукой: О-О-О.

Удивилась Оля: «Кто же там такой?»: О-О-О.

Гиря пляшет по плечам: Ы-Ы-Ы

Удалого силача: Ы-Ы-Ы.

Лишь гиганту-силачу: Ы-Ы-Ы

Эта гиря по плечу: Ы-Ы-Ы.

Косолапый Мишка по лесу идёт: Э-Э-Э.

Собирает шишки, песенки поёт: Э-Э-Э.

Вдруг упала шишка мишке в лоб: Э-Э-Э.

Мишка рассердился и ногою – топ: Э-Э-Э.

Логопед:  Молодец! Наша Анечка уже не плачет. Она хочет с тобой поиграть. Давай покажем, как мы умеем играть с ладошками».

Игра «Ладушки»

«Ладушки-ладушки.

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- А что пили?

- Бражку.

- А что на закуску?

- Кислую капустку.

- Попили? Поели?

Кыш, полетели.

На головку сели».

Игра «Покажи и назови»

Логопед: Давай Ане покажем твою маму и папу. (Перед ребёнком лежит его семейная фотография).

- Покажи маму. Кто это?

- Покажи папу. Кто это? и т.д.

Логопед: А теперь вместе встаём. Выходим на середину коврика, будем играть, наше тело разминать!

Динамическая пауза «Наша дружная семья»

Наша дружная семья -

Маршировать на месте.

Папа, мамочка и я.

Развести руки  в стороны.

Папа сильный и большой,

Тянуться вверх.

Ходит  он гулять со мной.

Идти по кругу.

Мама ласковая очень,

Гладить себя по щёчкам.

Любит мама меня точно.

Массаж рук массажным мячом.

Логопед: Молодей! Мы с тобой размялись, а теперь будем разминать наши ручки! (Выполняется комплекс «Разминка» с массажным мячиком (по методике Крупенчук)).

«Мячик сильно по сжимаю и в ладошке подержу. 1,2,3.

Здравствуй мой любимый мячик,

Скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет».

Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю.

Два козлёнка мяч бодали и другим козлятам дали.

По-столу круги катаю,  мяч  из рук не выпускаю …

Взад-вперёд качу его, вправо-влево, как хочу…

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец…

Мячик мой не отдыхает всё пальчикам гуляет …»

Массаж лица и пассивная артикуляционная гимнастика

(по методике Крупенчук, Воробьёвой)

Логопед: Размялось наше тело, ручки, а сейчас будем разминать наше личико, язычок и губки!

Грабельки сгребают

Все плохие  мысли

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам – 2

Ушки растираем

Вверх и вниз мы быстро.

Растирание ушных раковин по краю снизу вверх или сверху вниз.

Их вперёд сгибам

Тянем вниз за мочки,

Нагибание ушных раковин кпереди – 3,

Оттягивание вниз за мочки – 4.

А потом уходим

Пальцами на щёчки.

Пальцы перебегают  на щёчки.

Щёчки разминаем,

Чтобы раздувались.

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями – 5.

Губки разминаем,

Чтобы улыбались.

Большой и указательный пальцы разминают  сначала нижнюю, а потом верхнюю губу – 6.

Мы теперь утятки –

Клювики потянем,

Вытягивание обеих губ вперёд.

Разомнём их мягко,

Не задев ногтями.

Большие и указательные пальцы разминают обе губы – 7.

Уголками губ мы

Щёчки поднимаем,

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта – 8.

А потом от носа

Вниз к губам стекаем

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Губки пожуём мы

Шарики надуем

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот – 10.

Надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

И губами вправо-влево

Потанцуем.

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются  навстречу/врозь друг другу – 11.

Мы язык за губу

Заворачиваем,

Кулачком по губе

Поколачиваем.

Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе – 12.

За другую губу

Заворачиваем

И другим кулачком

Поколачиваем.

Язык под нижней губой и поколачивание кулачком по нижней губе – 12.

Тянем подбородок

И к ушкам  щипаем,

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам – 14.

А потом по шейке

Ручками стекаем.

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти  к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

Точечный массаж «Здесь живёт»

Здесь живёт Хмурилка, (точка на переносице)

Здесь живёт Дразнилка, (точка внизу на крыльях носа)

Здесь живёт  Смешилка, (точка на подбородке)

Здесь живёт Страшилка (потянуть за мочки уха вниз)

Это носик Бибка! (нажать на кончик носа)

Где твоя улыбка? (улыбнуться, потянуть губки за уголки рта).

Дыхательная гимнастика «Бегемоты».

    Ребёнок сидит. Ребёнок кладёт ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Сели бегемоты, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Имитация и звукоподражание.

    Вызывание звуков (символы звуков по Фомичёвой). А теперь давай расскажем весёлое стихотворение.

«Весёлый старичок» Д.Хармса

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Да-да-да

До-до-до

Де-де-де

Да Бух-бух!

Бу-бу-бу

Да би-би-би

Динь-динь-динь

Да тюх-тюх!

Раз, увидя, паука,

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха

Хо-хо-хо

Да га-га-га!

Ги-ги-ги

Да га-га-га

Го-го-го

Да буль-буль!

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!!!

3. Подведение итогов занятия.

    Ты сегодня молодец правильно показала маму, папу, себя! Поиграла с Аней, сделала с ней артикуляционную гимнастику! За это я дам тебе небольшой подарочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема «Играем с Мишкой».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш в середине слова....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...