картотека словесных игр
картотека по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Оксана Михайловна

подборка словесных игр, направленная на расширение, уточнение, пополнение и актуализацию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_slovesnyh_igr.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

№ 1                                        Игра в слова.

1.Самый простой вариант игры в слова – это придумывание слов обозначающих предметы из одной группы (например, овощи, животные, мебель и т.д.). Слова нужно называть по очереди, таким образом, игра превращается в соревнование.

2. Придумывание слов, начинающихся на одну букву. Эта игра особенно хороша для детей, которые начинают изучать буквы.

 3.Ну и наконец самый сложный вариант (для детей от 4 лет) – каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего.

№ 2                                     Игра “Я знаю пять …”

Игрок произносит фразу: “Я знаю пять”, далее называет категорию и пять предметов из этой категории, затем новую категорию и т.д., пока не ошибется. Например, “Я знаю пять имен мальчиков: Иван, Михаил, Андрей, Виктор, Александр”. В классическом варианте в игре используется мячик, игрок одновременно стучит мячом о землю и говорит, каждый удар – слово. Использование мяча усложняет игру, делает ее более динамичной, время на раздумье практически сведено к нулю. Однако при игре вполне можно обойтись и без мяча. При игре с маленькими детьми время можно вообще не контролировать. Для старших детей можно ввести ограничение по времени.

№ 3                                              Крокодил.

 Один игрок говорит на ухо другому слово или фразу, которую тот должен показать. Задача игрока — показать всю фразу или одно слово жестами, без помощи звуков, и не показывая на предметы, добиваясь от аудитории уточняющих и наводящих вопросов.

№ 4                              Башенка для кошки

1. Рифма Ведущий кладет свой кубик первым, закладывая основание башни. Одновременно с этим действием он произносит слово: "кошка". Первый, кто придумает рифму к слову-основе, произносит свое слово (пусть будет "ложка"), и пристраивает свой кубик сверху. Следующий говорит "крошка" - наверх ложится еще один цветной кубик; "ладошка" - еще один. Победителей в этой игре двое: тот, чей кубик окажется сверху и тот, чьих кубиков в ряду будет больше.
2. Слог Основатель башни, утверждая свой кубик, произносит лишь начало слова: - Ко... - ...шка! - заканчивает самый быстрый, и его кубик ложится сверху. - ...рова! - так продолжает следующий. Еще один кубик.
3.Какая?Первый кубик появляется, вновь сопровождаемый словом "кошка". Какая? - спрашивает взрослый.  Серая! - Пушистая! Сердитая! – и.т.п.

№ 5                                        Антонимы

Бросаем мячик и говорим «холод».  Малыш должен подобрать антоним: «жара».  И дальше: «лето» - «зима», «веселый» - «грустный» и т.д.

Синонимы

Аналогично. «Назови другим словом».

 № 6.                                    Кочерга

Играющие выбирают себе имя из кухонных вещей: кочерга, тарелка, вилка, ножик, поверешка. Ведущий задает им вопросы показывая на ребенка. «Как зовут?» - «Кочерга». Если ответил так, а не Витя или Миша, шаг вперед. - А маму?- Кочерга (еле сдерживает смех). Еще шаг вперед- На носу у тебя что?- Кочерга.- А питаешься чем?-  Кочергой. - А бабушка с дедушкой у тебя кто? - Кочерги.

Если малыш сбился, он просто остается на месте, не делает шаг вперед. Отрабатываем падежи, учимся изменять существительные в роде и числе.

№ 7                    Я иду в поход и беру с собой

Отличная игра на развитие памяти и расширение словарного запаса. «Я иду в поход и беру с собой… - Рюкзак,  - говорит первый ребенок,  и передает мячик другому. - Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй. - Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.

 

№ 8                          Испорченный телефон

Известная игра. Все садятся в ряд. Ведущий сообщает фразу первому телефонисту, а тот должен передать по цепочке всем остальным. Для нашей мальчишеской аудитории я придумала другое название «Радист». И передавать мы решили не просто послания, а скороговорки и поговорки. Так пользы от игры больше.

 № 9                              Голуби – синицы

Игра на внимание, а еще на знание птиц. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Аисты, вороны, Галки, макароны.

 Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Сойки и ужи. Чайки и моржи
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Утки, гуси, совы, Майки и орланы. Ласточки, коровы.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!

 

№ 10                         Да – нетка

Игра на реакцию. Говорите все в ответ только «да» и только «нет». - У луны горячий свет?

- Повар шьет себе обед? Нееет. - Мчат по морю поезда? Да….

- А по суше никогда? Да… -Надо брать в кино билет?

- У луны холодный свет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека словесных игр.

Игры направленные на развите речи, памяти, воображения детей дошкольного возраста....

Картотека словесных игр и упражнений.

Картотека словесных игр и упражнений....

Картотека словесных игр

Подборка словесных игр...

картотека словесных игр

картотека словесных игр для дошкольников...

Картотека словесно- дидактических игр по сказкам. (3-4года)

Основная  цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам....

Картотека словесных игр

Подборка дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека словесных игр

Картотека словесных игр для дошкольников...