Конспект коррекционно- развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста " Однажды весной"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Газарян Татьяна Александровна

Конспект предназначен для использования  учителями - логопедами воспитателями, работающими с детьми с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logo_2020.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект

Коррекционно-развивающего занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Однажды весной»

Разработала учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Газарян Татьяна Александровна

Санкт-Петербург

2020

В ходе занятия  НОД использованы следующие педагогические технологии: развивающие, здоровьесберегающие.

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель:

Развивать способность самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения, осознанно относиться к собственной деятельности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи.

Образовательные:

- Закрепить понятия «предложение», «слово-помощник (предлог)»;

- Закрепить навыки составления предложения по опорным словам;

- Закрепить навыки выкладывания схемы предложения;

- Закрепить навыки в передаче повествовательной и вопросительной интонации повествовательного и вопросительно предложения;

- Закреплить умение ориентироваться на листе бумаги;

- Закрепить умения выполнять звукослоговой анализ слов

- Закрепить умения выделять ударный звука

-Закрепление умения образовывать однокоренные слова;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, мелкой моторики рук;

- Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащение словаря;

- Развивать внимания, памяти, мышление;

- Закрепление Развивать умения образовывать однокоренные слова;

- Развивать чувства ритма и темпа;

- Развивать умения  ориентироваться на листе бумаги

Воспитательные:

- Воспитывать мотивацию к обучению

- Воспитывать самостоятельность

- Воспитывать навыки сотрудничества со взрослым.

- Формировать воспитывать умение слушать друг друга, свободно общаться.

Технологии:

- Развивающие

- Здоровьесберегающие

- Логоритмика

- ИКТ

Демонстрационный материал:

Картинки «Карта», предметные картинки

Раздаточный материал:

Предполагаемый результат

Уверенное владение детьми предложенным материалом.


Ход

1. Организационный момент

Логопед:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»,

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

Дети встают в круг и рассказывают с интонационной выразительностью стихотворение-приветствие.

Доброе утро, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, поздороваемся с ними.

Ой, а посмотрите, что это у нас полу?

Дети:

Какие-то следы!

Логопед:

Интересно, кто их оставил?

(предположения детей)

Предлагаю посмотреть куда они нас приведут

Дети проходят по следам, вокруг столов, подходят к доске

На доске включается презентация

Логопед:

Посмотрите, ребята! Вот кто оставил следы! Но кто это с ней?

т.Сова предлагает вам отгадать загадку про ее гостью.

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла…..(весна).  

ОНА ЖЕ В ТЕМНИЦЕ

МОЖЕТ ПОСЛАНИЕ ОТ НЕЁ?

Красавица- Весна, должна вступить в свои права.

Природу родную разбудить, весенним теплом одарить.

Но ее сестра - Зима, не уходит со двора.

Лютым холодом землю покрыла и Весну в темницу закрыла…

Как же быть? (надо освободить весну из темницы)

И в этом нам поможет  Сова.

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Вы отправитесь сейчас

Посмотрите, на доске появилась карта, которая поможет нам добраться до темницы, в которую Зима заточила свою сестру-Весну.

Нам нужно помочь Весне. Зима оставила нам задания (на карте есть снежинки), выполнив которые, мы прибавим ей сил, и она сможет вырваться из заточения.

Согласны постараться?

Перед началом нашего путешествия, хотела бы у вас спросить:

«Как вы думаете, что же нам поможет растопить снежинки, оставленные Зимой?»

Дети высказывают свои предположения.

2. Основная часть

Игра «Слова родственники»

(Задание на обогащение словарного запаса, овладению навыком подбора родственных слов)

Логопед:

Первая снежинка.

Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что нам предлагают сделать?

Дети:

Дети высказывают свои предположения.

Логопед:

Правильно, подобрать родственные слова к слову «солнце»

- как ласково назвать солнце – солнышко

- как можно назвать день, когда светит солнце – солнечный

- как называется место, где сильно печет солнце – солнцепек

- как называются очки, которыми мы пользуемся

при сильном солнечном свете                                    - солнцезащитными

- как называется день с самым коротким(длительным) светлым временем суток – солнцестояние (22 декабря/22 июня)

Молодцы! Посмотрите, одна снежинка растаяла и на ее месте появилось солнышко.

Отправляемся дальше.

Игра «Создай карту-подсказку»

(Задание на закрепление и обобщение признаков весны, на развитие связной речи)

Логопед:

Зима предлагает вам второе испытание под названием «Создай карту-подсказку».

Как вы думаете, что надо сделать?

Дети высказывают свои предположения.

Ребята, каждый из вас сейчас возьмет бейджик, посмотрит, что на нем изображено и найдет себе пару. Готовы?

На столе лежат картинки, из которых вы постараетесь выбрать ту, которая соответствует вашему бейджику. Каждый из вас прикрепляет выбранную картинку к своей пиктограмме.

После этого озвучиваем карту

(каждый ребенок составляет предложение – Весной солнце светит ярко, а зимой – тускло и т.д.)

Логопед:

Отлично! Еще одна снежинка растаяла! Отправляемся вперед.

Игра «Весенний перестук»

(Задание на развитие речеслухового восприятия и речедвигательных (это артикуляция)навыков, на невербальном материале.)

Логопед:

Солнечные лучи все ярче светят, сильнее освещают наш путь. Я уже слышу весенние перезвоны.

Предлагаю сесть за столы и исполнить весенний перестук.

Дети выполняют ритмический рисунок под музыку за логопедом кулачками, ребром ладоней, ладонями, стаканчиком. ПООЧЕРЕДИ

Логопед:

Здорово! У нас получилась очень звонкая и ритмичная песенка.

Еще одна снежинка растаяла!

Игра «Солнышко-снежинка»

(Задание на обобщение зимующих и перелетных птиц)

Логопед:

Нашу песенку услышали вестники весны и они торопятся к нам.

Вы догадались кто это?

Дети высказывают свои предположения.

Зимушка предлагает вам сыграть в игру «Солнышко-снежинка»

По названию игры вы, наверное, догадались, что вам предстоит разделиться на две команды. Предлагаю сделать команду девочек и команду мальчиков.

Команда «Солнышко» - выбирает перелетных птиц, команда «Снежинка» - зимующих птиц

Картинки выставляются на мольберт под символами «Солнышко» и «Снежинка»

САМООЦЕНКА КОМАНД

Физкультурная минутка

(задание направлено на развитие слухового внимания, координации движений.)

Друг за другом мы идем,

Дружно, весело поем.

Надо думать, не зевать,

Только верно показать.

«перелетные птицы» - дети «летают и машут крыльями»

«зимующие птицы» - дети «приседают и хлопают в ладоши»

Игра «Придумай предложение и задай вопрос»

(Задание на умение составлять предложение по опорным словам и на развитие интонационной выразительности)

Логопед:

От нашего птичьего переполоха в зимнем лесу кто-то проснулся.

Подскажите мне, пожалуйста, кто же это?

Дети высказывают свои предположения. (еж, медведь, барсук)

Зимушка предлагает нам составить предложения с названиями этих зверей.

Ваше право выбрать любого животного.

Еж, выползает, схема предлога из-под – Весной еж выползает из-под пня?

Барсук, зимовал, схема предлога в – Барсук зимовал в норе?

Медведь, выходит, схема предлога из – Медведь выходит из берлоги весной?

Выкладывание схемы предложения, интонирование предложения при разном логическом ударении.

Логопед:

Вы справились с очень сложным заданием, я горжусь вами!

Еще одна снежинка растаяла!

Игра «Весенний квадрат»

(Задание на умение ориентироваться на листе бумаги и на умение пользоваться пространственными понятиями)

Логопед:

Зима нам оставила еще одно зашифрованное послание. Надеюсь мы справимся с этим «Весенним квадратом»

Рассмотрите внимательно картинки в весеннем квадрате и скажите, что находится в верхнем левом квадрате, над скворцом….?

Дети высказывают свои предположения.

Молодцы! Еще одну снежинку вам удалось растопить.

Игра «Заколдованное слово»

(Задание на совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза, развития логического мышления, закрепление навыка выделять ударный звук.)

Логопед:

Вот мы и приблизились к темнице. Осталось растопить последнюю снежинку.

Какая-то схема. )

Рассмотрите ее и подумайте к какому слову она?

Мне кажется, что в ней чего-то не хватает.

Кто догадался?

(ударения)

А как нам определить ударный звук?

(позвать слово к себе)

Вот мы и растопили последнюю снежинку и позвали Весну.

Теперь она вступит в свои права и сестрица-Зимушки не сможет больше помешать ей.

Молодцы!

3. Рефлексия.

Логопед:

Сегодня на занятии Вы хорошо справились со всеми испытаниями Зимушки! У нас получилась команда.

Зимушка оставила вам картинки (солнышко, солнышко из-за тучки выглядывает, тучка). Выберите ту картинку, которая вам нужна и прикрепите к той снежинке, где вам было интересно и легко (солнышко), где вам было интересно, но возникли затруднения (солнышко выглядывает из-за тучки), где вам было интересно, но потребовалась помощь (тучка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с поведенческими проблемами «Волшебный цветок»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с поведенческими проблемами "Волшебный цветок", цель: коррекция двигательной расторможенности, агрессивных проявлений, психического напряжения, раз...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришёл?"

Введение обобщающего понятия "Хлебобулочные изделие" через ознакомление с трудом пекаря....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Сороконожки"

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста, направленного на развитие коммуникативных навыков и снятие психоэмоционального напряжения...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Детский мир эмоций» (с использованием инновационных технологий)

Февраль 2018 Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.Развивать саморегуляцию вос...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Развивающие игры»

Конспект коррекционно-развивающего занятия  педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Развивающие игры"...