Эссе «Роль учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении»
материал по логопедии

Эссэ учителя-логопеда  для муниципального конкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx499.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка  - детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Эссе

«Роль учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении»

        

Подготовила:

Луцева Ольга Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ

«ЦРР – ДС№12 г.Шебекино»,

первая квалификационная категория

        

Все знакомые, с которыми не встречаемся по многу лет делятся на тех, у кого «все хорошо» и тех, у которых  «масса проблем». На беседу с «хорошистами» уходит минут 5-10, с «проблемными» можно и час времени потерять.

        Татьяна оказалась из «проблемных». Но её проблемы были мне близки и понятны.  Учитель младших классов. Любит детей и свою профессию. В этом году в свой первый класс набрала 25 детей.  Двенадцать из них (Ого!Половина класса!)  имеют  дефекты звукопроизношения, плохо различают фонемы, с трудом овладевают чтением и письмом. На вопросы: работал ли с детьми логопед в детском саду и есть ли учитель-логопед в их школе, получаю отрицательные ответы и проникаюсь сочувствием к учителю и ученикам.

        К сожалению, пока далеко не в каждом детском образовательном учреждении на селе есть такой специалист. Но как он нужен детям!

        С чем связано ежегодное увеличение детей, нуждающихся в логопедической помощи? Вопрос риторический. Но факт остаётся фактом, со статистикой не поспоришь.

        Сейчас остаётся всё меньше скептиков, считающих профессию логопеда ненужной, дескать, дети сами «выговариваются», а ведь лет 15-20 назад это ошибочное мнение в народе было весьма популярным, не раз приходилось выслушивать от невежд нечто подобное.

        Существует много хороших фильмов и книг о школе и учительской профессии. Это и «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого с незабываемым Вячеславом Тихоновым и «Ключ без права передачи» Д. Асановой, и «Внимание, черепаха!» Р. Быкова, и «Розыгрыш» В.

Меньшова… Список можно продолжить. Печально, что все названные картины были сняты давно, лет 40-45 назад. От последних же «школьных шедевров», таких, как «Все умрут, а я останусь» В. Гай Германика или «Географ глобус пропил» в душе страх и мрак. Особенно потому, что фильмы эти правдивы и талантливы. Но, все-таки уважение к профессии учителя в народе еще осталось, хотя и сильно пошатнулось.

        Что же касается нашей профессии, то первое, что вспоминается, это образ, созданный Роланом Быковым в телевизионном фильме «По семейным обстоятельствам». Фильм замечательный, смотреть можно бесконечно, но хохотать над логопедом, речь которого невозможно понять без переводчика, могут только люди, которые ничего не знают об этой профессии. Становится немного обидно, потому что данный образ не добавляет уважения к такой серьезной отрасли педагогики, как логопедия, над которой издавна трудятся видные ученые, которая связана со здоровьем ребенка, его эмоциональным наполнением и качеством его жизни.

        Меня очень обрадовал фильм Т. Хупера «Король говорит» (лидер проката 2011 года, 4 премии «Оскар».В главной роли талантливый Колин Ферт). Претендент на британский престол Георг VIстал королем в середине тридцатых годов прошлого века, благодаря логопеду Лайонелу Логу, работавшим над речью будущего монарха и избавившим его от заикания.Как результат – Великобритания получила умного, прогрессивного правителя, который очень много сделал для процветания своей страны.

        Но это все-таки не наш фильм, не наша история и не наш язык. К тому же показана работа отдельного гения с взрослым человеком. А о реальной работе логопеда с детьми пока не снято и не написано ни строчки. Очень жаль! Ведь ключевое слово, определяющее нашу профессию – это слово «помощь». Замечательное слово. «Своевременная помощь».  Звучит еще лучше.  Что может случиться с человеком, если вовремя не оказать ему необходимую помощь? Да вся жизнь может пойти не так, как нужно. А ведь помощь логопеда ребенку сродни медицинской помощи. Научить легко и правильно говорить и писать – это значит улучшить качество жизни маленького человека, сберечь его нервную систему, расширить перспективы его будущего. И начать помогать ему нужно с детсадовского возраста.

        Набирая группу четырехлетних детишек, страдающих общим недоразвитием речи, надо полюбить их вместе с их речевым недоразвитием, неуклюжестью, гиперактивностью, заторможенностью. Полюбить и стараться помочь им, сохранив их непосредственность и веселость.

        Это – Ваня. Тяжёлая дизартрия. Пальчики почти не гнутся. Язык малоподвижен. Вверх не поднимается. Но при этом мальчик усидчив, доброжелателен, старается понравиться. Это уже неплохой фундамент для начала работы с ним. Работать, работать и работать.

        Это – Лера. Гиперактивна, с трудом сосредоточивает внимание. Фонематика развита слабо. Но очень любит сказки, с интересом рассматривает картинки, охотно рассказывает о себе. Очень хорошо. Это и будет фундаментом. На этом и будем строить и развивать её речь.

        Каждый ребенок – это личность со своим внутренним миром, желаниями и интересами. Задача педагога – осторожно открыть дверцу в детскую душу и вложить туда необходимые знания, умения, навыки.

        Детский сад дает ребенку очень много: учит жить в социуме, уважать интересы подобных себе, т.е. сверстников, общаться, дружить, играть… Да всего и не перечислить. А сколько малыш приобретает знаний, умений, навыков! Над этим работают специалисты: воспитатель, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель… Физкультурные занятия делают ребенка более ловким, подвижным, скоординированным. Лепка и рисование развивают мелкую моторику и художественный вкус. Музыкальные занятия необходимы для развития слуха, голоса, ритмичности. Все это помогает логопеду в решении поставленных задач по преодолению речевых нарушений и развитию речи ребенка.

        Согласованность педагогов в работе дает хорошие результаты. Выпуская шестилетних, подросших, окрепших, читающих, а главное уверенных в своих силах ребятишек из группы с ТНР, чувствуешь, что не зря прожил эти два года. Есть результат! Наверное, это и есть лучшие моменты в жизни логопеда. Говоришь «спасибо» себе, своим коллегам, детям и их родителям. Немало потрачено сил для того, чтобы родители осознали важность логопедических занятий, поняли, как им повезло. Попасть в речевую группу – это удача. Не всем так везет. Даже наличие специалиста в детском саду не гарантирует того, что помощь будет оказана всем детям. Детей с проблемами речи много, их количество с каждым годом растет. Всех не охватишь. Каков же выход? Думаю, что со временем, количество логопедов в детском саду увеличится, будут добавлены штатные единицы. Пока же этот вопрос остается открытым.

        А если логопеда в детском саду нет? И нет его в начальной школе? Тогда, в наличие картина, обрисованная моей старой приятельницей. Кстати, я провела для нее две консультации и снабдила логопедической литературой. Недавно она сообщила, что дела в ее первом классе чуть улучшились. Я искренне рада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,...

Эссе "Я - учитель- логопед"

Авторское эссе о профессии учитель - логопед...

Эссе «Я – учитель-логопед».

На свете есть множество разных профессий. Но я выбрала одну, очень интересную......

Педагогическое эссе: «Я- учитель-логопед».

Я мечтала стать учителем, который одновременно может являться для своих воспитанников педагогом, наставником и другом....

Эссе "Я - учитель-логопед!"

Видение моей профессии глазами учителя-логопеда....

Эссе "Роль логопеда в детском общеобразовательном учреждении"

Эссе представлено на муниципальном конкурсе учителей-логопедов ДОУ...