картотека игр и упражнений на дыхание
картотека по логопедии

Хрипкова Елена Викторовна

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


К
АРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ РАЗВИТИЯ 

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Составила учитель-логопед

Хрипкова Елена Викторовна

Предисловие.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. 

Перечисленные ниже игры и упражнения объединены в соответствии с лексическими темами и помогут научить ребенка младшего и среднего возраста плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Картотека представлена в виде таблицы, в которой указаны название игры, ее цели и описание хода игры.

Материал предназначен для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

Тема: «Осень»

Игра «Осенний лес» 

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза под счет «раз», «два», «три», выдох ртом.

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у». ( Тихо). Листочки едва шевелятся. 

Подул сильный ветер: «У-у-у» (Громко). 

Заблудились мы в лесу,

Закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо) 

Осенние листочки на веточках висят.

Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и»

Игра: «Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Тема «Ягоды, грибы»

Игра «В лес по ягоды»:

Описание игры: Маша вместе с родителями и подругой Олей пошла в лес за ягодами и грибами. Идут они по лесу, перекликаются:

(сложить руки в виде рупора, сделать незаметный вдох, на выдохе громко, протяжно, с четкой интонацией произносить фразы)

- Ау – у - у, папа! (высоким голосом) – кричит Маша.

- Ау – у – у, Маша! (с понижением голоса) – откликается папа.

- Ау – у – у, мама! (высоким голосом) – кричит Маша.

- Ау – у – у, Маша! (голосом средней высоты) – кричит мама.

Маша зашла далеко в лес и громко закричала:

- Ау – у – у, мама!

А в ответ раздается тихо:

- Ау – у – у, Маша!

Тема: «Овощи»

Игра «На грядке»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как большая тыква (под счет до «трех») Выдох - живот втянуть (похож на ямочку).

Игра «Разговоры овощей» Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Произносить слоговые сочетания от имени помидора (хвастливо) и огурца (обиженно). Помидор хвастается перед огурцом тем, что он красный, красивый: «ПА-ПУ, ПЫ-ПА!» Огурец: «ПЫ-БЫ, ПО-БО» Кабачок говорит баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «ТО-ТЫ-ТУ»

Произносить «Ох! Ах! Ух!» Шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Игра «Узнай овощ».

Положить на тарелку кусочки знакомых детям овощей. Каждому ребенку предлагается завязать глаза платком и узнать овощи по запаху. Сделать медленный плавный вдох носом, выдох – ртом. Далее можно усложнить задание, попросив ребенка произнести название овоща на выдохе.

Сделать вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь называть овощи: «Картошка, капуста, свекла – это овощи».

Тема: «Дом»

Игра « Строим дом»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т, д-д-д», а затем слоги: та - да-та-да, ты-ды-ты-ды, ук-тук-тук-тук»

Тема: «Фрукты»

Игра « Сбор урожая»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоко в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: « ФА-ФО, ФЫ-ФУ.» 

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: Ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.) 

Игра: «Приятный запах» 

Описание игры: У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко).

Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

Упражнение «Подуй на листок».

Педагог раздает детям изображения листочков с фруктовых деревьев, сделанных из папирусной бумаги, и предлагает сделать плавный бесшумный вдох и подуть на фруктовые листочки.

Тема: «Одежда»

Игра « Шитьё одежды»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Шьём одежду и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю.»

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), Произнести на одном выдохе слоги: « Ой-ой-ой-ой-!», а затем предложения: «Ой-ой-ой-ой-ой, болит пальчик мой! Уй-уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!

Тема: «Бытовая техника»

Игра « Шум на кухне»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины « Дж-дж-дж-дж-дж. Дз-дз-дз-дз-дз.» Разговор холодильника с миксером: « Хла-хло-хлу. Вжи-вжа-вже»

Тема: «Человек»

Игра « Моя семья»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Братик плачет. Произносить звук (а) (громко,тихо.шепотом) 

Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а»

Малыш учится говорить. Произносить слоги: « Мна-мно, мны-мну, пи-пяпе, би-бя-бю»

Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у-у!» (Громко!)

Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у-у» (Тихо)
Игра: «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов (ЛЯ-ЛЯ.)
Оборудование: кукла или матрешка.
Описание игры: игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
 
Игра: «Кто кого»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки: а, о, у, и, э.

Тема «Части тела».

Цель: Вырабатываем координацию и дифференциацию ротового и носового дыхания, воспитываем навык фиксированного выдоха со звуком.

Игровая ситуация: Дети, вы так громко хлопали в ладошки, что разбудили Великана и Гномика. Великан шумно вдохнул воздух (вдох носом) и громко выдохнул: «Ф-ф-ф» (выдох ртом). А Гномик бесшумно втянул воздух (вдох носом) и тихо выдохнул: «х-х-х» (выдох ртом).

Тема: «Птицы»

Игра « Птицы поют» 

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Удод: « Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: « Фью-фью-фью» Осоед: « Кине-е-кине-е». Перепелятник: «Кик-кик-кик». Коростель: « Крек-крек-крек» Чайка: « Га-ак-аг-аг», гре, гри». Произнести названия четырёх-пяти птиц на одном выдохе. Например: сова,снегирь, синица, чиж.

Игра: «Ворона»

Описание игры: Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

Игра «Птицы улетают»

Описание игры: подуть на изображения птиц, сделанных из бумаги прикрепленных ниткой к полоске картона.

- детям предлагается сделать вдох, произнести фразу на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов:

Птицы. Птицы летят. Птицы летят на юг.

Тема: «Посуда» 

Игра « Чаепитие»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Дуем на горячий чай. Вытянуть губы «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Вытянуть губы узкой «воронкой» (выдох). Пыхтящий чайник: произносить: « Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!» 

Игра «Блюдца»

Описание игры: сделать полный вдох, затем на одном выдохе произнести «Динь-динь» далее наращивать количество слов на выдохе «Динь – динь – динь …»

Тема: «Домашние животные»

Игра « Отгадай, кто кричит?»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: « Му, молока кому?» (Громко, низким голосом) Телёнок: « Му» (Тихо, высоким голосом) Кошка: « Мяу-мяу-мяу» (Громко, низким голосом) Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо высоким голосом) Разговор теленка и Котенка: «Мле-мли-мля. Мяу-мяу-мяу. Пли-пля-пле»

Тема: «Домашние птицы»

Игра « Птичьи голоса»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко». Цыплята: « Пи-пи». Курица: «Куд - кудах, снеслась в кустах». Утка: « Кря-кря-кря, где здесь вода?»

Игра « Птицы»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры:

Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! 
Г-у-у! Г-у-у! 
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Тема: «Зима» 

Игра «Зимняя вьюга»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой-ягой. Воет вьюга: «З-з-з» (С усилением звука) Застонал лес от вьюги: «М-м-м» (Тихо высоким голосом) Тяжело стонут дубы « М-м» (Громко низким голосом) Стонут березы: «М-м» (Тихо высоким голосом) Шумят ели: «Ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с». 

Игра: «Соревнование лыжников». 

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (скользит по столу)

Тема «Новый год».

Игра: «Надуй шарик». 

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Детям предлагается надуть маленькие воздушные шарики для новогоднего праздника. Сделать полный вдох носом, затем выполнить длинный выдох ртом, имитируя надувание воздушного шара. Выполнять упражнение не более трех раз.

Выполнить полный вдох и на выдохе произнести музыкальную фразу: «В лесу родилась елочка».

Тема: «Дикие животные»

Игра « На лесной полянке»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Ёжики принюхиваются. Волк воет: «У-у»(Произносить тихо и громко) Кто как голос подает. Ёжик пыхтит: « Пых-пых-пых». 

Разговор Лисы и зайца

Су-зу-су-зу, су-зу-су-зу. 

Зайка, где ты был?

В лесу. 

За-са-за-са 

Ты не съешь меня, лиса?

Игра: «Сердитый еж»

Описание игры:

Вот идет сердитый еж:
Пф-ф, пф-ф, пф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Игра «Лиса».

Ребенок, изображая лису, надевает маску (шапочку). «Лиса» должна определить, чей след изображен на картинке. Для этого ребенок, изображающий лису, должен сделать глубокий вдох (принюхаться) и на одном выдохе произнести: «Это мышь (заяц, белка)».

Игра «Кто как кричит в лесу»: взрослый предлагает послушать ребенку, кто как кричит в лесу и повторить речевой материал в том же темпе и ритме на одном выдохе. Например: 

Лиса кричит так: тяв – тяв, тяв – тяв – тяв.

Кукушка кричит так (произносить с понижением голоса на втором слоге):

ку – ку, ку –ку, ку – ку!

Волк воет так (произносить слитно с постепенным усилением голоса):

- У –у –у –у –у –у –у!

Тема: «Транспорт»

Игра « В мастерской» 

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с-с. Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: « Ша-шу-ши-шо.» Гудит автобус. Произнесение слога ту на одном выдохе: « Ту-ту-ту-ту». Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: « Би-би-би-би.»

Игра: « Чей пароход лучше гудит?»

Описание игры: каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Игра: «Весёлое путешествие»

Цель: развитие речевого дыхания.

Описание игры:

Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Тема «Транспорт».

Упражнение «Автобус»: на картинке нарисован автобус с открытыми дверями. Когда у автобуса открываются двери, то мы слышим такой звук «ф-ф-ф-ф-ф». Вдох через нос, на выдохе произнести: ф-ф-ф-ф-ф-ф.

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Игра « В зоопарке»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет « раз», «два», «три»). Затем выдох (под счет от « одного» до «пяти») Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р-р-р: тигр- громко, низким голосом, тигрёнок- тихо, высоким голосом. Произносить фразу: 

« Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление.

Игра: «Бегемотик».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Описание игры: Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),То животик опускается(выдох).

Игра: «Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх 
(вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

Тема: «Весна»

Игра: «Качели».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Описание игры: ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх
 (вдох),
Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В игре «Качели" вдох и выдох производится через нос.

Игра «В саду»

Описание игры: встаньте в круг. Мы гуляем по саду. Цветут вишни, груши, яблони. Как приятно дышать ароматным воздухом! Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните воздух. Выполните плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохните через рот.

Игра «Сосчитай цветочки»

Описание игры: на картинке изображены 4 цветочка (размер их последовательно увеличивается). Выполните полный вдох, а на выдохе сосчитайте цветы (прямой счет до четырех), с увеличением силы голоса (соответственно возрастающему размеру цветков на картинке). Затем сосчитать цветы с уменьшением силы голоса.

Тема «Мамин день»

Игра: «Выбираем цветок для мамы»

Оборудование: несколько цветков.

Описание игры: Мы выбираем цветок, чтобы подарить его маме. Как приятно пахнут цветы! Понюхаем цветок. Выполняем плавный вдох носом, на выдохе произносим «Ах!»

Тема «Моя семья»

Игра «Зарядка»

Описание игры: в каждой семье утром делают зарядку. А мы выполним дыхательную гимнастику.

Упражнение «Шар»: сделать медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося шара в животе. Затем выполнить медленный, плавный выдох – втянуть живот. Выполнить 3 раза.

Упражнение «Ежик»: выполнить плавный бесшумный вдох через нос, выдох – через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, произносить: «Фу-фу-фу». Длину выдоха в процессе тренировки постепенно увеличивать. Повторить упражнение 3 раза.

Тема «Насекомые».

Упражнение «Бабочка»

Описание игры: сделать плавный бесшумный вдох и сдуть с ладони бабочку.

- сделать плавный вдох, произнести на выдохе:

И-и-и – с последовательным повышением и понижением голоса («комар пищит»);

Ж-ж-ж – «муха жужжит».

 



Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие речевого дыхания и голоса для подготовительной логопедической групп

 

Стоя, вдохнуть с поворотом головы вправо, задержать дыхание – голова прямо, выдохнуть с поворотом головы влево. Повторить 3 раза.

Вдохнуть, на выдохе произносить ряд гласных звуков: ИИИ, АУИ, УАИ, ИАУ.

Вдох, на выдохе произносить звук У с повышением и понижением голоса:

Произнесение звука И (без паузы) с усилением и понижением голоса.

Стоя: выдох, вдох, задержка дыхания, шумный выдох.

Развести руки в стороны, сделать вдох. Обхватить себя руками и приседая («опускаясь под воду») сделать выдох 2-3 раза.

Петух

Встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бёдрам и, выдыхая произносить: ку-ка-ре-ку (3 раза).

Сделать вдох и тянуть гласный звук на одном выдохе( звуки А и У).

На турнике

И.п. – стоя, ноги вместе, в руках гимнастическая палка перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «ффффф». Повторить 3-4 раза

Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков:

Ау___

Ау______

Ау_____________

Вдох через нос, выдох через нос (5 раз).

Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков:

ИО, ИУ, ЭА

Вдох ртом, выдох носом (3-4 раза).

Произносить на одном выдохе:

Ы___            ЫО____           М____

Ы_____        ЫО______         М______

Ы_______ ЫО__________

М_________

Произносить на одном выдохе: Н-н-н-н,

Аммммм, Унннннн.

Произносить на одном выдохе:

ИАУ___     ИАУ_____          ИАУ__________

Произносить на одном выдохе:

Эао____                    Иыа___

Эао_______              Иыа______

Эао___________     Иыа____________

Выдох_- пфффф, вдох, выдох – пффф, задержать дыхание, вдох, выдох – с-с-с-с, здержать дыхание, выдох – пффф, вдох,  

Насос

И.п.: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Выполнить вдох и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с, руки скользят вдоль туловища. Повторить 5 раз.

Произносить на одном выдохе:

Оиу____

Оиу________

Оиу____________

Произносить на одном выдохе:

Аоу___

Аоу______

Аоу_________

Зайцы в магазин ходили, (вдох)

Шарик там себе купили: (выдох)

Будут шарик надувать,(вдох)

Будут шариком играть.(выдох)

Раздувайся, наш шар,(вдох)

Раздувайся большой,(выдох)

Раздувайся такой(вдох)

И не лопайся! (выдох)

Сдувание ватного шарика со стола – «подуй на язычок».

Произнести на одном выдохе:

Иуаэ____          ауио____

Иуаэ_______     ауио_______

Иуаэ________   ауио____________

Дровосек

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произнесением «уфффф», «ухххх» . Повторить 5 раз.

Спеть звуком Э песенку «Елочка».

Звуком Э спеть песенку «Солнышко лучистое».

Звуком Э спеть любую песенку о папах.

Вырасти большой

И.п.: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх – вдох через нос. Опускаясь на всю ступню –руки вниз, выдох с произношением «ух-х-х». Повторить 5 раз.

Произнесение на выдохе: Т-т-т-т-т, Т-т-т-т.

Свисток

И.п.: сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох носом, выдыхать в воду через трубочку со звуком «у-у-у-у». Повторить 3 раза.

Произносить на одном выдохе сочетание гласных и согласных звуков:

Ага-ага-ага, ага-ага, ага-ага-ага

Ныряльщики

Вдох через нос – «нырнули», выдох через рот – «вынырнули». Повторить 2 раза.

Партизаны

И.п.: стоя, в руках палках(«ружьё») . Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага вдох, на 6-8 шагов – медленный выдох с произнесением «ти-ш-ш-ше».

Сирень

Нюхаем цветущую сирень: вдох через нос-выдох через нос, вдох через нос-выдох через рот.

Шар лопнул

Вдох через нос, на выдохе произносим «Ш-ш-ш-ш».

Произнесение предложения с изменением силы голоса:

На дороге шумит шина - громко

На дороге шумит шина  - тише

На дороге шумит шина - тихо

В магазин жуки ходили (вдох)

Шарик там себе купили (выдох)

Будут шарик надувать, (вдох)

Будут шариком играть. (выдох)

Раздувайся, наш шар, (вдох)

Раздувайся, большой, (выдох)

Оставайся такой и не лопайся!

Трубач

И.п.: стоя, кисти рук сжаты в трубу, подняты вверх – вдох, на медленном выдохе произносить в трубу: «п-ффф», по окончании вдох. Повторить 3 раза.

Произносить предложение с изменением силы голоса:

Зайца ужалила пчела - тихо

Зайца ужалила пчела - громче

Зайца ужалила пчела - громко

Цветы

Понюхаем первые весенние цветы: вдох через нос – выдох через рот, вдох через рот – выдох через рот.

Обед

Понюхаем вкусные запахи: вдох через нос – выдох через нос, вдох через нос – выдох через рот.

Звуком А спеть песенку про маму.

Звуком А спеть песню «Во поле берёза стояла», один куплет знакомой песни о школе.

Пароход

Пароход гудит близко, громко, далеко, тихо: ы-ы-ы-ы.

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания:

Вот как шарик надуваем, - вдох

А рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем. - выдох

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко, ровно, глубоко….

Звуком М спеть песенку о цветах. Звуком А спеть песенку «В лесу родилась ёлочка».

Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух гласных:

         Эу                         Эу

Эу              Эу         Эу          Эу

                            Эу                  Эу

Также с сочетанием ТЯ, ФА.

Руки на коленях: развести руки в стороны на вдох, обнять себя и выпрямиться на выдох. Повторить 4 раза.

Вдох через нос, на выдохе произносить: ммма, мммо, ммму, мммэ, мммы

Имитация укачивания ребенка, куклы:

А             А                 А             А

                

            А              А                А             А

Также со звуками: О, М.

Ёжик

И.п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке ф-ф-ф. выпрямить ноги – вдох. Повторить- 4-5 раз.

Произносить скороговорку с вопросительной, утвердительной и восклицательной интонацией от лица мамы, дедушки:

Щипцы и клещи – папины вещи?

Щипцы и клещи – папины вещи.

Щипцы и клещи – папины вещи!

Вдох через нос – выдох через рот – 2 раза.

Вдох через рот – выдох через рот – 2 раза

Вдох через нос – выдох через нос

Вдох через нос – выдох через рот

Вдох через рот – выдох через рот.

Вдох через рот – выдох через нос

Спеть звуком И песню о лете.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения на дыхание

на занятиях по ФВ необходимо следить за дыханием воспитанников. предлагаю вашему вниманию  небольшую картотеку упражнений на дыхание...

Упражнения на дыхание

Предлагаются фотографии с изображением упражнений на дыхание...

Картотека игр и упражнений на дыхание

Приведенные методический материал способствует формированию правильного певческого дыхания...

Упражнения на дыхание

Упражнения на дыхание достаточно простые, можно их использовать для самого младшего возраста, польза таких упражнений несомненна. Ведь речевое дыхание - основа речи, оно помогает правильно соблюдать п...

карототека упражнений на дыхание

В данной картотеке собраны  дыхательные и фи­зические упражнения, при выпол­нении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и вынос­ливость дыхательных мышц, ко­ординируются и ритмизируютс...

Упражнение на дыхание

Собран малый материал упражнений для дыхания. Применяю в логопедических группах страшего возраста. Взято из методики О.В. Музыка"Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду" 2010 год....

Памятка для родителей по выполнению упражнений на дыхание

Искажённое, звукопроизношение приносит ребёнку немало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают.Сверстники замечают неправильное произношение, посмеиваются, взрослые постоянно делаю...