Технология развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте
методическая разработка по логопедии

Нилова Наталья Михайловна

Краткое содержание технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx725.27 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

I Теоретическая часть

1. Актуальность. _______________________________________________ 2

2. Цель, задачи, планируемые результаты __________________________ 4

3. Понятие «фонематический слух»._______________________________ 5

4. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. _____ 7

5. Мозговая организация фонетико-фонематических процессов. ________ 10

6. Уровни недоразвития фонематического слуха. _____________________12

8. Этапы развития фонематического восприятия. _____________________ 14

9. Направления логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей. ________________________________________________________ 16

10. Пути коррекции недостатков фонематического слуха у старших дошкольников. __________________________________________________ 17

11.  Диагностика сформированности фонематического слуха у детей. ____ 43

12. Результаты диагностики.  _______________________________________50

13.  Литература. __________________________________________________ 52

II Работа с родителями.

III Работа с педагогами. 

IV Наглядный материал для определения способности дифференциации фонем.

Автры: Чевелева Н.А., Ковалева А.А

Актуальность

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух. Причинами нарушения фонематического слуха у дошкольников являются:

1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,

2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых случаях выявляются морфемные аграмматизмы.

Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Цель:  

Формирование фонематического слуха у детей 5 -7 лет, подготовка к обучению грамоте.

   Задачи:

-  Развивать фонематический слух

-  Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов

-  Учить дифференцировать звуки речи по твёрдости –мягкости, звонкости –глухости.

-  Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.

-  Обучать слогоделению.

Планируемые результаты:

- научить детей различать речевые и неречевые звуки,

- подготовить детей к овладению правильным звукопроизношением,

- сформировать правильную слоговую структуру слов,

- сформировать восприятие интонационных средств языка,

- подготовить к овладению навыками чтения и письма,

- повысить уровень развития фонематических процессов  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста

Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Современные технологии развития фонематического слуха у детей

картотека игр для развития фонематического  слуха у детей (из опыта работы коллег)...

Технология развития фонематического слуха

Уважаемые коллеги и родители!На этой странице Вы можете ознакомиться с современными логопедическими технологиями, которые я использую в своей работе....

Развитие фонематических функций детей дошкольного возраста с применением ИКТ технологий.

Наиболее эффективным в корректировке фонематических функций является применение интерактивных технологий (ИКТ) и в частности Mimio-игр. Образование с применением Mimio становится более качественным, и...

Консультация для родителей по теме "Роль развития фонематического слуха в дошкольном возрасте"

Роль развития фонематического слухав дошкольном взрасте Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Ребёнок с хорошо развитой...