Консультация для родителей по теме "Роль развития фонематического слуха в дошкольном возрасте"
статья по логопедии

Юлия Алексеевна Паначева

Роль развития фонематического слуха

в дошкольном взрасте

 

Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Ребёнок с хорошо развитой речью  легко вступает в общение с окружающими, и наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Ещё острее встаёт вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

Одним из важных  условий  воспитания правильной речи  является хорошо развитый фонематический слух.

Рассмотрим подробнее роль фонематического слуха  в формировании речи детей.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением, как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетний мальчик  Рома  на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Йома», «Тебя зовут Йома?» - «Не Йома, а Йома - я  букву Й не выговайиваю». Из примера видно, что в это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Дети легко справляются с заданием найти ошибку в  тексте.

Игра «найди ошибку»       

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку.

Мама с бочками пошла  по дороге вдоль села.

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей.

На виду у детворы  крысу красят маляры.  

На болоте нет дорог, я по кошкам – скок да скок.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Какова роль хорошо развитого фонематического слуха?

  1. Чем выше уровень развития фонематического слуха, тем быстрее происходит становление фонетической стороны речи.
  2. От степени развития фонематического слуха зависит правильность формирования лексико-грамматических средств языка.
  3. Снижение фонематического слуха негативно отражаются на формировании навыков письма и чтения.

Исследования, проведённые профессором Р.Е Левиной  и группой учёных, показали, что в письменных работах учащихся начальных  школ есть группы специфических ошибок на письме, обусловленных недостаточным развитием фонематического слуха.

I группа ошибок – замены букв на письме (тота вместо тётя).

II группа ошибок – нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости (питатица вместо воспитательница).

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. У ребенка с недоразвитым фонематическим восприятием тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Этапы формирования фонематического слуха

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух

Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Фонематический слух – способность  выделять, воспроизводить, различные звуки речи.

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период до фонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Швачкина Н.Х.) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав)

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая  артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни  ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

В  практике встречались случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.

Однако такое явление можно принять, как частный случай. В большинстве своём дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки [Ш]  на [С], [Р] на[Л]  и т.д.

При этом они не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с  трудом воспроизводят скороговорки.

Приведенные факты,  несомненно,  свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения.

Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Так 5-летняя девочка на обследовании рассказывает о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор трёх близких по звучанию слов ( бак-бык-бок), слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости- глухости (па-ба-па) или мягкости- твёрдости (ла-ля-ла), слов со сложной слоговой структурой( транспорт, фотографироваться), девочка выполняет с многочисленными ошибками.

Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине произношения формирование фонематического восприятия девочки запоздало и не соответствует возрастной норме. Такое отставание проявляется и в произношении! Сможет ли ребёнок  в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно,  нет.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление  звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

                                       

 

 

 

  Ошибки на уровне буквы и слога  

Ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов

 Замены букв:

  • парные звонкие и глухие согласные;
  • мягкие и твердые согласные
  • лабиализованные гласные (У О)
  • заднеязычные согласные;(КГХ)
  • сонорные (звонкие) согласные
  • аффрикаты (Ч Щ)

Ошибки, связанные с недоразвитием звукового анализа и синтеза:

  • пропуски букв и слогов;
  • недописывание букв и слогов;
  • наращивание слов лишними буквами;
  • перестановки букв и слогов.

Работу по развитию у детей способности воспринимать и дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов:

                                            I этап – Узнавание неречевых звуков

 Хотелось бы акцентировать внимание именно на этом разделе, потому что как показывает практика, многие педагоги недооценивают роль этого этапа в формировании фонематического восприятия.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.

Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая   природные, бытовые, музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение.

Перечень упражнений, которые способствуют развитию неречевого слуха:

“Какие звуки нарушают тишину?”,

“Кто услышит больше звуков?”,

“Назови звуки групповой комнаты”,

“Назови звуки улицы”,

“Вспомни звуки леса, луга, болота”,

“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,

“Жмурки с колокольчиком”,

“Ладушки”,

“Морзянка”,

“Чей голос?”,

“Солнце или дождик”,

“Угадай по звуку, что делать?”,

Звучание музыкальных инструментов.

Песенки насекомых.

Голоса животных, птиц.

Звуки транспорта.

Звуки рабочих инструментов.

II этап –Различение высоты, силы, тембра голоса

на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Этим  целям служит целый ряд игр, например:

1.Всем хорошо известна сказка   «Маша и три медведя»

Отрабатываются  реплики   от лица героев сказки.

«Кто сидел на моём стуле?»

«Кто ел из моей чашки?

«Кто спал в моей постели?»

2. Взрослый предлагает ребёнку определить далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести  звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

 Дети кричат АУ (громко, тихо)

 Кошка мяукает МЯУ (громко , тихо)

Лягушка квакает КВА (громко, тихо) и т.д.

3.На примере следующего упражнения можно проследить, как один и тот же звук можно произносить с изменением и эмоциональной окраски.

А- плачет, кричит девочка

А- показывают горло врачу

А – поёт певица

А -  качаем малыша

А – девочка укололась  иголкой

О- удивилась мама

О- стонет бабушка

О- поёт певица

О – потягивается папа

О- кричит охотник в лесу

4. Ещё одно упражнение, направлено  на изменение звукокомплекса по высоте и силе.

Ребёнку предлагается произнести МЯУ:

Громко( как будто кот  сидит рядом и просит есть)

Тихо ( кот за дверью)

Высоким голосом ( маленький котёнок)

Низким голосом ( старый кот)

Аналогичным образом можно  изменить  и другие  звукопадражания

III этап – Различение слов, близких по своему звуковому составу

Это слова, которые различаются одним звуком.

Начинать работу нужно со слов простого звукового состава,  постепенно переходя к более сложным.

Рифмуются ли следующие слова?

Лиса- коса         Коза- дом

Дом-ком            Рак-бак   и.т.д.

Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе  слоговой структуры.

IV этап – Дифференциация слогов

Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги.

Самые лёгкие для произнесения звуки: [Ф] [В] [П] [Б] [М]. Поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций включающих именно эти звуки.

Сюда можно отнести  следующие упражнения  :

  • Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога

та-та-та/                  па-па-па/                      ка-ка-ка/

та-та/-та                  па-па/-па                       ка-ка/-ка

та/-та-та                  па/-па-па                       ка/-ка-ка    и т..д

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

та-то-ту           во-вы-ву                     бо-ба-бы

ты-та-то          но-ну-на                      па-по-пы   и т.д

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ка-та-па                        па-ка-та

ка-на-па                        ка-фа-ха   и т.д.

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости – звонкости, по твёрдости- мягкости.

По 2 слога:

па-ба                ва-фа

та-да                ка-га

По 3 слога

па-ба-па                    ка-га-ка

ба-па-ба                    га-ка-га   и т.д.

Постепенно,  в течение этого  периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твёрдые и мягкие

Ряд упражнений способствует преодолению нарушений слоговой структуры.

Например:  «Какой слог лишний»

Па-па-ба-па            Мя- ма-ма-ма                     Ко-ко-го- ко            Са-са-ша-са

V этап – Дифференциация фонем

Начинать  работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому, что  их проще воспринимать,  выделять и дифференцировать в словах.

Например:

Повторение сочетания гласных звуков

1) по два                  2)по три                     3) по четыре

АО                            АИУ                              АОУИ

УА                            ИАО                              ИОУА

АИ                            УИА                              ИЫОУ

ИО                            ОИЫ                              ОУИЫ

ИУ                            ИОУ                               АОЫУ

ЫИ                            ИЫО                              ОАУЫ

Затем можно перейти к различению согласных.

Эти упражнения направленные на выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Игра «Поймай звук» (на примере [М])

Педагог произносит разные звуки,  слоги, слова, ребёнок  внимательно слушает

Как только ребёнок услышит  [М], слог со [М], или слово со [М] он должен выделить его хлопком.

Примерный ряд звуков:[А] [С] [М] [Д] [М]  [ К] [С] [М]…

Примерный ряд слогов: АП,ОМ,УП,НУ,ВУ,МА,МУ, МЫ…

Примерный ряд слов: САД, НОС, МАК, КОТ…

На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического восприятия

Последовательная, поэтапная  выстроенная в систему  работа позволяет перейти к наиболее важному  завершающему этапу  формирования фонематического восприятия  «Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза».

Речезвуковой анализ подготовит дошкольника к правильному письму, в свою очередь синтез,  т.е. объединение звуков в слоги и слова,  будет способствовать  успешному усвоению грамотного чтения.

Итак, сформированность фонематического слуха – главное условие    успешного  обучения   грамоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_fonematicheskiy_sluh.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей
«Фонематический слух – основа правильной речи»

Цели:

1. Познакомить воспитателей с понятием «Фонематический слух».

2. Дать дальнейшие рекомендации по использованию игр для развития у детей фонематического слуха.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте  можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Так что же такое фонематический слух? Фонематический слух-это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и выполнять элементарный звуковой анализ. Другими словами, фонематический слух – это умение сосредоточиться на звуке.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Для развития фонематического слуха существует множество различных игровых упражнений.

Подготовительный этап в развитии фонематического слуха – развиваем слуховое восприятие на неречевых звуках (звуки природы, звуки окружающего мира).

ИГРЫ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  СЛУХОВОГО  ВНИМАНИЯ

 «Отгадай, что звучит».  Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

  «Угадай, что делать».  Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

  «Где  позвонили?» Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление.  После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё  раз. Игру повторяют 4-5 раз.

"Весёлый бубен"

Цель: формировать слуховое внимание, чувство ритма.

Оборудование: бубен.

Ход игры. Педагог прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.

Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.

 

Второй этап – основной. Развиваем фонематический слух на речевом материале.

ИГРЫ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
НА РЕЧЕВОМ МАТЕРИАЛЕ

1. Игра «Поймай звук».

Взрослый произносит ряд звуков, а  дети должны хлопнуть на заданный звук.

2. Игра «Слова». 

Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: мяч.

Педагог  называет первое слово и передает мяч ребенку, прочитав такое стихотворение:

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего  (весна – автобус – слон – нос – сова…).

3. Игра «Повтори правильно».

Цель: развитие фонематического слуха.

Детям предлагается повторить за взрослым правильно пару слогов с оппозиционными звуками: па-ба, та-да, ка-га, са-ша… Затем задачу можно усложнить добавляя слоги в целую цепочку: са-са-за; та-да-та; ка-ка-га; ша-ша-са.

4. Игра «Подскажи словечко».

Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках, определить окончание в слове.

Лы-лы-лы лы-лы-лы – забивали мы го… (лы)

Жа-жа-жа жа-жа-жа – есть иголки у е… (жа)

Бу-бу-бу бу-бу-бу – дядя дайте мне тру… (бу)

Ба-ба-ба ба-ба-ба – не нужна теперь тру… (ба)

Са-са-са са-са-са – ой-ой-ой летит о… (са)

5. Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага.

Зоиного зайку зовут Зазнайкой.

Ученик учил уроки –

У него в чернилах щеки.

Конечно же, всех игр, направленных на развитие речи ребёнка-дошкольника перечислить невозможно.  Другие игры можно найти в  специальной педагогической литературе для родителей и педагогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха"

Консультация для родителей "Упражнения для развития фонематического слуха"...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей "Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста"

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать фонемы (звуки) из которых состоит наша речь, называется - фонематическим слухом....

Консультация для родителей: формирование и развитие фонематического слуха у детей подготовительного возраста.

Данные рекомендации помогут родителям в развитии навыков фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза у детей подготовительного к школе возраста.Большинство игр не требует дополнительного ...