Речевое развитие дошкольников средней группы детского сада
статья по логопедии (средняя группа)

Развитие речи ребенка является одним из наиболее важных  этапов в развитии ребенка в целом. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка. 

 Все, о чем будет говориться в данной статье, в тои или иной степени вам знакомо, и что-то будет казаться элементарным.  Но, как правило, мы ищем каких то сложных решений, волшебной палочки, а все ответы  оказываются на поверхности.

Итак, давайте начнем с самого простого. Зачем нам нужна речь?

- Помогает понять друг друга, дает возможность общаться;

- формирует взгляды и убеждения

-играет огромную роль в познании мира

-с развитием речи развиваются память, мышление, воображение. Итд.

Все это очень важно для того, что бы ребенок хорошо адаптировался к  школе.

 

Что бы понимать на сколько развита речь ребенка необходимо знать особенности речевого развития для конкретного возраста. Нам с вами на данный момент интересует возраст 4-5 лет.

В 4 года дети начинают активно общаться, охотно рассказывают о происходящем в детском саду, на прогулках вступают в диалоги со сверстниками, рассказывают о своих любимых игрушках, книжках, мультиках.

После 4 лет они умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными ( Это звонкие согласные, которые почти не образовывают шума при звучании. л,р,н,м )или шипящими ( з,ж,ш,щ, свистящие (с,з,ч,ц) однако к концу пятого года в норме все звуки должны встать на место. Если к пяти годам отмечаются какие то проблемы с произношением, то это звоночек, который говорит нам, что нужно обратить внимание, а все ли хорошо и обратиться к специалисту.

 

 4 года важный этап  в формировании звукопроизношения. Пропустив его, мы можем столкнуться с проблемами в дальнейшем. Это может быть  проблемы как с устной речью, так и с письменной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка является одним из наиболее важных  этапов в развитии ребенка в целом. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка. 

 Все, о чем будет говориться в данной статье, в тои или иной степени вам знакомо, и что-то будет казаться элементарным.  Но, как правило, мы ищем каких то сложных решений, волшебной палочки, а все ответы  оказываются на поверхности.

Итак, давайте начнем с самого простого. Зачем нам нужна речь?

- Помогает понять друг друга, дает возможность общаться;

- формирует взгляды и убеждения

-играет огромную роль в познании мира

-с развитием речи развиваются память, мышление, воображение. Итд.

Все это очень важно для того, что бы ребенок хорошо адаптировался к  школе.

Что бы понимать на сколько развита речь ребенка необходимо знать особенности речевого развития для конкретного возраста. Нам с вами на данный момент интересует возраст 4-5 лет.

В 4 года дети начинают активно общаться, охотно рассказывают о происходящем в детском саду, на прогулках вступают в диалоги со сверстниками, рассказывают о своих любимых игрушках, книжках, мультиках.

После 4 лет они умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными ( Это звонкие согласные, которые почти не образовывают шума при звучании. л,р,н,м )или шипящими ( з,ж,ш,щ, свистящие (с,з,ч,ц) однако к концу пятого года в норме все звуки должны встать на место. Если к пяти годам отмечаются какие то проблемы с произношением, то это звоночек, который говорит нам, что нужно обратить внимание, а все ли хорошо и обратиться к специалисту.

 4 года важный этап  в формировании звукопроизношения. Пропустив его, мы можем столкнуться с проблемами в дальнейшем. Это может быть  проблемы как с устной речью, так и с письменной.

 Для предотвращения этих и других проблем, а так же если вы заметили, что с речью ребенка «что-то не так» нам помогут и пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения и упражнения на дыхание.

   Для начала давайте поговорим о мелкой или пальчиковой моторике. Почему мы обращаем на нее такое большое внимание?

 Ученые давно доказали, что в коре головного мозга есть два речевых центра(центр Вернике и центр Брокка), которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. То есть, все наши речевые процессы проходят  в голове. Рядом находится моторный центр. Он занимает значительное место в коре головного мозга. Если мы начинаем стимулировать мелкую моторику пальцев рук, стимулы попадают в головной мозг, и как водный матрас моторный центр начинает раскачиваться. Импульсы попадают в речевые зоны. Делая упражнения на мелкую моторику с речевым проговариванием мы развиваем речевые зоны, а значит, совершенствуем речевые навыки.

 Одним из упражнений являются как раз пальчиковые гимнастики.

Я приготовила для вас несколько таких игр с пальчиками, которые использую на своих занятиях. Кто заинтересуется, может взять познакомиться. Но их сейчас  множество на просторах интернета.

Вот например:

На поляне дом стоит

Ну, а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем

Проговаривать слова надо медленно. Чтобы ребенок успел выполнить движения. Дальше он договаривает с вами, потом полностью произносит слова.

Дальше зашли в домик. Следующая игра. В домике сидит бабушка.

Бабушка очки надела

У стола на стул присела

Только книжку развернула

Улыбнулась и уснула.

Так же для развития мелкой моторики придумано множество различных игр и игрушек. это различные сортеры, мазаики, пазлы.

 Из необычных, или скорее самых обычных предметов тоже можно сделать игры на развитие мелкой моторики.

-бигуди. Отлично подойдет для девочек. (Маму делаем красивой) Да и некоторые мальчишки могут покрутить, пощупать. Из некоторых можно сделать цепочку.

- для мальчиков можно приготовить гайку и болты.

-нанизывание бусинок на шнурок.

-прищепки.

-сыпучие бассейны

Еще существуют такие специальные мячики Су-Джок.

Приведу к примеру  гимнастику, которую использую для автоматизации у детей звука Л

Гладь мои ладоши ежик.

Ты колючий, ну и что же

Я хочу тебя погладить

Я хочу с тобой поладить

Обратите внимание, сколько звуков Л у нас встречается. Мы стимулируем моторику и дополнительно проговариваем.

 Упражнение с карандашом

Эти упражнения не только стимулируют речь но и готовят руку к письму.

Так же хочу вас познакомить с упражнением, доступным, наверное, в любых условиях. Перед вами 2 листочка бумаги. Положите по одному листочку на каждую ладонь. Ваша задача одновременно сделать из этих листочков 2 мячика,но так чтоб руки друг дружке не помогали.

Такие шарики потом можно использовать на дыхание (тоже важная составляющая речи). У меня

 есть специальные ворота, в них мы задуваем эти мячики.

Наша задача  сформировать у ребенка 4 – 5 правильное речевое дыхание: короткий вдох и длительный выдох. Это позволяет ребенку произносить длительные фразы без пауз.

Упражнения на развитие дыхания:

- Сдуваем снежинку

- Кораблики

-Задуваем свечку

-вертушки

-игрушки с пенопластом

Далее, проблемы у нас бывают не только с моторикой.

 Ребенок подрос. Ему 4 года и вдруг мы начинаем замечать, что что-то с речью не так. В норме ребенок к 5 годам должен произносить все звуки. Выделять первый звук в слове. (в середине, в конце) Не путать с буквами!!!!

 Что можете вы как родители в этом случае предпринять.

Звуки речи у нас образуются в следствии слаженной работы  артикуляционного аппарата (язык, губы, помогают зубы)

Выработка той или иной артикуляционной позы позволяет нам произносить определенные звуки. Если эти навыки не сформированы, то звуки не будут произнесены

 На занятиях по формированию произношения основой являются артикуляционные гимнастики.

Упражнения для губ

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.

6. Кролик. 
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 


Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 

2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 

3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).


5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.


6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 

7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 

8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 

Если губы совсем слабые: 
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть. 


Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 

2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 

3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки. 

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 


Статические упражнения для языка

1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 

2. Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 

4. Иголочка (Стрелочка. Жало). 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 

5. Горка (Киска сердится). 
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

Сформированные в период дошкольного детства умения являются залогом успешного обучения в школе.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка

происходят значительные сдвиги. Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, повышенная эмоциональность и быстрое снижение работоспособности.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения. Задания на повторение материала должен предлагаться  детям так, чтобы они воспринимались ими как нужные и привлекательные.

При нормальном речевом развитии активный словарь ребенка очень быстро увеличивается и достигает примерно 2300 слов. На пятом году жизни дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции.

Дети 4 лет начинают усваивать простейшие антонимы – слова с противоположным значением – и синонимы. Использование синонимов и антонимов помогает детям различать и уточнять значения слов.

На вопросы взрослого ребенок способен отвечать развернутыми фразами.

Но не следует прекращать работу по развитию речи детей.   

         Следует продолжать с детьми много говорить и беседовать. Спрашивать у детей впечатления о событиях, например, прошедшего дня, увиденного. На прогулках с детьми следует обращать внимание детей на окружающую природу: деревья, птицы, небо и т. д., на одежду людей, на интересные события, происходящие по пути следования. Обговаривать это с ребенком, интересоваться его впечатлениями, придя домой спросить, что ребенок запомнил, что понравилось, о чем может рассказать. После посещения парка можно составить с ребенком рассказы об увиденных растениях, о животном, например, о собаке, о белке. Побуждать ребенка к тому, чтобы он употреблял как можно больше описательных прилагательных, задавая детям вопросы, например, «какой у белки был хвост»«какая была шерстка» и т. д.

В этом возрасте можно для развития речи детей можно использовать следующие игры: 

«Бывает – не бывает»

 Взрослый рассказывает ребенку историю, ребенок говорит, что из этой истории может быть на самом деле, а чего не может быть, 

«Какая, какой, какое» 

Взрослый называет предмет, а ребенок как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

 «Закончи предложение» 

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает его, подбирая слова с противоположным значением, например, «лук горький, а арбуз»

 «Загадай, я отгадаю» 

Взрослый предлагает ребенку рассказать о каком-либо предмете, не называя его, а взрослый отгадывает, о чем рассказал ребенок.

Игра «Наоборот». 

Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.

Игра «Доскажи словечко» с мячом.

Игра «скажи ласково»

Для активации словаря используются следующие приемы:

- вопросы к детям, требующие ответа ответа – размышления;

- напоминание, косвенное подсказывание известного ребенку слова;

- подбор прилагательных и глаголов, характерных для объекта;

- договаривание детьми слов, преднамеренно пропущенных в литературном произведени.

Залогом  успешгого обучения в школе являются сформированные в дошкольном возрасте умения.  К школе ребенок должен достаточно хорошо выражать  свои мысли. Необходимо так же уделять внимание Формированию  грамматического строя речи. 

Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. 

Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных

(чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде , числе). 

«У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».

Согласование числительных с существительными. 

«Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)». Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».

Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу

Развитие речи детей формируется в непосредственном общении с нами, с родителями. А какое самое доступное средство общения для ребенка и мамы (папы). Это чтение.

Конечно же чтение детям  очень важно! Речь формируется только в диалоге. А книга дает нам прекрасную возможность общения со своим ребенком. Это самый важный речевой диалог.

Какой должна быть книга?

-Доступная по возрасту

-Обязательно с картинками

-Книга не должна быть слищком большой

Чтение должно занимать примерно 15 минут. Активное слушание ребенка в этом возрасте это 10-15 минут.  Дальше нам кажется, что ребенок слушает, но мозг его устает и престает анализировать информацию.

Этих 15 минут вполне хватит для развития ребенка, если читать  правильно. Речь взрослых является образцом для подражания детей. Поэтому она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости: тихая – снижает слух, восприятие и речевое внимание; громкая – приводит к быстрому утомлению акустического анализатора. Особое внимание нужно уделять интонации. Речь должна быть эмоциональной, выразительной, с естественными интонациями.

Огромная роль в развитии речи ребенка принадлежит родителям, их способности создать вокруг ребенка правильную, активную речевую среду и благоприятную обстановку в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада "Какие они, овощи?"

В конспекте представлены игры, упражнения, которые помогут логопедам, дефектологам и воспитателям в интересной форме скорректировать и развить речь у детей 4 - 5 лет.Подробно описаны цели, материалы, ...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе детского сада "Зима"

Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Задачи образовательных областей:Образовательные: учить...

Конспект интерактивной игры по речевому развитию в средней группе детского сада "Я знаю звук "Ш"".

Цель: закрепить произношение звука "Ш" в словах, предложениях, текстах.Задачи:1. Подготовить детей к восприятию звука"Ш".2. Уточнить произношение звука "Ш".3. Закрепить произношение звука "Ш".4. Разви...

Конспект интерактивной игры по речевому развитию в средней группе детского сада "Я знаю звук "С"".

Выполнила воспитатель ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга Фисан Елена Григорьевна.Занятие направлено на постановку и закрепление в речи детей звука (С). Занятие про...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада "Путешествие по сказкам"

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада "Путешествие по сказкам"...

Перспективный план по речевому развитию детей средней группы детского сада

Перспективное планирование по речевому развитию составлено на основе методического пособия О.С. Ушаковой "Развитие речи детей 3-5 лет" и может быть полезно воспитателям второй младшей, средн...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...