Конспект по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада "Какие они, овощи?"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Панина Марина Александровна


В конспекте представлены игры, упражнения, которые помогут логопедам, дефектологам и воспитателям в интересной форме скорректировать и развить речь у детей 4 - 5 лет.Подробно описаны цели, материалы, содержание организованной  образовательной деятельности детей в соответствии с положениями ФГОС ДО; показана интеграция образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Какие они, овощи?20.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Какие они, овощи?»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.

Цели: Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных; существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами). Составление простого рассказа – описания. Развитие диалогической речи,  тонкой, общей и артикуляционной моторики, слухового, зрительного внимания.

Оборудование: две корзины (большая и маленькая), натуральные овощи (большого и маленького размера); набор карточек для лото;  предметные картинки с изображением овощей; карточки со схемами описания различных овощей; игрушка клоун; настенное зеркало.

Содержание организованной образовательной деятельности:

1.На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди подходят к ней, выбирают какой-нибудь овощ. Логопед сопровождает действия детей загадками.

Логопед:

- Сто одежек -                                                         Прежде, чем мы его съели,
Все без застежек. (Капуста
)                           Все наплакаться успели. (Лук)

Красна девица                                                           На грядке длинный и зелёный,      
Сидит в темнице,                                                     А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
А коса на улице.  (Морковь)

Кругла, а не месяц,                                      На жарком солнышке подсох
Желта, а не масло,                                       И рвётся из стручков… (Горох)
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа)                    В жёлтых пирамидках
                                                                     Много зёрен аппетитных. (Кукуруза)

 Был зелёным и маленьким,

 Стал большим и красненьким. (Помидор)

После того как все овощи названы, предлагается назвать всё, что было в корзине,           одним словом.

2.   Рассматривание овощей. Беседа об овощах с опорой на натуральные предметы .

Логопед:

- Это помидор. Какой он?  (Он круглый, красный, мягкий)

- Где он растет?                 (На грядке. В теплице)

При назывании качеств помидора детям предлагается попробовать его на вкус, на ощупь, показывается соответствующая схема. Аналогично рассматриваются все овощи.

3. Лото «Один — много».

Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.

Логопед:

- На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного овоща. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку, где много овощей. Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор — помидоры. Выполняйте.

Дети показывают свои карточки и называют сначала один овощ, а затем много овощей.

Логопед:

 Ребята, а сейчас мы встанем и немножко поиграем.

4. Физминутка «В огороде».

В огороде

Руками перед собой сделать дорожку,

за забором

руки поднять вверх ладонями от себя,

подрастают

хаотичные движения пальцев снизу вверх,

помидоры,

пальцы обеих рук соединить в шар,

держатся

сжать кулачки,

за колышки,

поставить кулачок на кулачок,

греются

поднять лицо вверх, закрыть глаза, улыбнуться,

на солнышке.

поднять руки вверх к «солнышку».

5. Знакомство с органами артикуляции.

Логопед:

 - Сегодня к нам в гости на занятие пришёл клоун Язычок. Он расскажет нам  с помощью чего мы можем говорить.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

-А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

-А без язычка? (тоже нет).

-Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет.

-Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова.

Логопед и дети садятся перед зеркалом и рассматривают речевой аппарат.

- Ребята, клоун Язычок не только сказки умеет рассказывать, но показывать фокусы.

-Посмотрите, была большая корзина с овощами, а теперь (логопед убирает платок) – маленькая. Что же в корзинке?

6. Овощи  - малютки.

 Логопед берёт овощи из большой корзинки, а детям предлагает взять – из маленькой.

 - У меня помидор, а у Тани... (помидорчик), потому что он... (маленький, малютка).

 - У меня огурец, а у Маши... (огурчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня морковка, а у Коли... (морковочка), потому что она... (маленькая, малютка).

Логопед:

Молодцы, ребята. А теперь мы поиграем ещё в одну игру вместе с клоуном.

 7. Составление описательных рассказов.

 Детям раздаются карточки со схемами описания различных овощей. Их предложенных натуральных овощей каждый ребёнок должен выбрать овощ, соответствующей своей схеме, и описать его. Например: «Это помидор. Помидор круглый, красный, мягкий».

8. Разрезные картинки.

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает каждому ребёнку по 2 конверта.

Логопед:

Молодцы, ребята. А теперь мы поиграем ещё в одну игру вместе с клоуном.

 7. Составление описательных рассказов.

 Детям раздаются карточки со схемами описания различных овощей. Их предложенных натуральных овощей каждый ребёнок должен выбрать овощ, соответствующей своей схеме, и описать его. Например: «Это помидор. Помидор круглый, красный, мягкий».

8. Разрезные картинки.

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает каждому ребёнку по 2 конверта.

Логопед:

 -  Садитесь за стол. Достаньте из конвертов целые картинки. Посмотрите, какие красивые овощи на картинках. Назовите их.

Дети достают целые  картинки из своих конвертов, рассматривают, что на них изображено, и называют эти овощи. Затем логопед просит достать из другого конверта разрезные картинки, собрать их и назвать фрукт.

9. «Слушай и запоминай».

Логопед называет пять овощей и просит детей повторить. Выигрывает тот, кто в правильном порядке назвал все овощи.

10. Итог.

Клоун прощается с детьми.

Логопед:

Ребята, клоун уходит, но оставляет нам в подарок  волшебную книгу. В книге много интересных упражнений для ваших язычков.  Мы обязательно научимся их выполнять.

  Логопед просит детей вспомнить, о чем они говорили на занятии, что им было интересно делать, после этого оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе детского сада по теме: «Кладовая здоровья»

Комплексно-тематический план образовательной работы в  средней  группе детского сада по теме: «Кладовая здоровья»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе детского сада компенсирующей направленности "В гости к лесным жителям"

Конспект занятия  включает в себя разнообразные задания по активизации словаря по темам  "Дикие животные" , "Домашние животные"  и развитию грамматического строя реч...

Конспект образовательной деятельности в средней группе детского сада в области «Познавательное развитие»: ФЭМП» «Как мы с Бабой – Ягой играли»

Конспект образовательной деятельности в средней группе детского сада  в  области «Познавательное развитие»: ФЭМП»Второй год обучения детей по программе «Детский сад 2100»Интеграция образоват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)Тема: «По грибочки в лес пойдем»Цель: Закрепление...

Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе детского сада Образовательная область: речевое развитие Тема: «Куклы переезжают»

Цель: расширить и закрепить знания детей о предметах мебели. Задачи: ОО «Речевое развитие»­   Активизировать словарь детей по теме «Мебель».­   Формировать связную речь, ...