Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста при алалии
материал по логопедии

Кудрявцева Анастасия Эдуардовна

Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного формирования речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. В это время  происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические,  фонематические признаки звуков (К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Н.Х.  Швачкин).

Сформированность   указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности  познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи. В связи с этим изучение особенностей формирования слухового восприятия и их связей с механизмами нарушения речи  является одним из условий успешной  логопедической работы при недоразвитии речи у детей [9].

 В последние  годы увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи при алалии, встает острая проблема изучения  речи таких детей. Научно  обоснованных статистических сведений о распространенности этого нарушения нет. Имеются  данные о том, что среди детей  старшего дошкольного возраста с ОНР при алалии встречается  примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можно считать  у 0,1% населения [12].

В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста рассматривается с различных позиций, исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха (Р.Е. Левина, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская), нарушение способности  восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (Г.В. Бабина, В.А. Ковшиков, А.К. Маркова,), трудности деффернциации интонационных характеристик (Л.А. Копачевская, Л.В. Лопатина).

Изучением нарушений слухового восприятия при алалии у детей старшего дошкольного возраста  занимались такие авторы как
Т.П. Бессонова, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Т.Е. Филичева, А.В. Ястребова, и т.д.

Одной из причин речевого недоразвития выступает нарушенное слуховое восприятие. Для правильного развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка, большую роль начинает играть слух [Е.М. Мастюкова].

Слуховое восприятие – одна из важнейших форм восприятия, представляет собою чрезвычайно сложный процесс, в результате которого возникают слуховые ощущения и их комплексы, объединяющиеся в слуховой образ. Слуховое восприятие ограничено диапазоном упругих волн, и порогами по громкости, частоте, и по амплитуде. Но в звучащем мире существует собственное содержание, когда предметом восприятия является звуковое содержание, или восприятие мира. Восприятие этого содержания образует самые важные проблемы в слуховом восприятии вообще. Дело в том, что особое звуковое содержание предъявляет и особые требования к механизму слухового восприятия, к работе слухового восприятия, и требует работы сложной слуховой системы человека [Г.В. Чиркина].

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других
 [Т.Е. Филичева].

Цель исследования: изучить особенности слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии.

Задачи исследования:

 1. Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по проблеме слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии.

2. Подобрать и апробировать методические приемы, направленные на выявления особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  при алалии.

 3.  Провести  диагностику особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии  и детей  без  патологии.

4. Осуществить  сравнительный  анализ  слухового развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  при алалии и без патологии  и дать  характеристику особенностей слухового восприятия.

Объект исследования: слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  при алалии.

Предмет исследования: особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  при алалии.

Гипотеза исследования: уровень сформированности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии  будет существенно отличаться от уровня сформированности у детей с нормальным речевым развитием,  так как это  обусловлено структурой нарушения.

 Исследование строилось на теоретико-методологических обоснованиях ученых:

теория связи развития слухового восприятия с произно­шением.
Ф.Ф. Рау отмечал, что в основе устной речи лежит звучание слов, которая воспринимается слухом и продуцируется с помощью звукопроизносительных органов;

— теория коррекции произношения. Л. В. Нейман  одной из важнейших задач для детей с нарушением речи является формиро­вание фонетически правильной, внятной и выразительной речи;

— теория выработки слухового самоконтроля. Е. И. Андреева отмечает, что в практи­ке обучения детей с общим недоразвитием речи  осознание речевых движений используется недостаточно. Однако такие возможнос­ти для развития самоконтроля в процессе обучения существуют.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тесты, метод количественной и качественной обработки данных.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ…....................................................................................................

2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОГО ВОСПРИЯТИЯ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ АЛАЛИИ…................................................

7

1.1. Особенности слухового восприятия  у детей старшего дошкольного возраста…...........................................................................................................

7

1.2.  Сформированность слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии…............

12

ГЛАВА 2.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ АЛАЛИИ …...

16

2.1. Организация, методы и методики исследования слухового  восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии…...................................................................

16

2.2. Анализ экспериментальных данных….....................................................

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..............................................................................................

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…......................................

30

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................

33

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного формирования речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. В это время  происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические,  фонематические признаки звуков (К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Н.Х.  Швачкин).

Сформированность   указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности  познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи. В связи с этим изучение особенностей формирования слухового восприятия и их связей с механизмами нарушения речи  является одним из условий успешной  логопедической работы при недоразвитии речи у детей [9].

 В последние  годы увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи при алалии, встает острая проблема изучения  речи таких детей. Научно  обоснованных статистических сведений о распространенности этого нарушения нет. Имеются  данные о том, что среди детей  старшего дошкольного возраста с ОНР при алалии встречается  примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можно считать  у 0,1% населения [12].

В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста рассматривается с различных позиций, исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха (Р.Е. Левина, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская), нарушение способности  восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (Г.В. Бабина, В.А. Ковшиков, А.К. Маркова,), трудности деффернциации интонационных характеристик (Л.А. Копачевская, Л.В. Лопатина).

Изучением нарушений слухового восприятия при алалии у детей старшего дошкольного возраста  занимались такие авторы как
Т.П. Бессонова, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Т.Е. Филичева, А.В. Ястребова, и т.д.

Одной из причин речевого недоразвития выступает нарушенное слуховое восприятие. Для правильного развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка, большую роль начинает играть слух [Е.М. Мастюкова].

Слуховое восприятие – одна из важнейших форм восприятия, представляет собою чрезвычайно сложный процесс, в результате которого возникают слуховые ощущения и их комплексы, объединяющиеся в слуховой образ. Слуховое восприятие ограничено диапазоном упругих волн, и порогами по громкости, частоте, и по амплитуде. Но в звучащем мире существует собственное содержание, когда предметом восприятия является звуковое содержание, или восприятие мира. Восприятие этого содержания образует самые важные проблемы в слуховом восприятии вообще. Дело в том, что особое звуковое содержание предъявляет и особые требования к механизму слухового восприятия, к работе слухового восприятия, и требует работы сложной слуховой системы человека [Г.В. Чиркина].

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других
[Т.Е. Филичева].

Цель исследования: изучить особенности слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии.

Задачи исследования:

 1. Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по проблеме слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии.

2. Подобрать и апробировать методические приемы, направленные на выявления особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  при алалии.

 3.  Провести  диагностику особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии  и детей  без  патологии.

4. Осуществить  сравнительный  анализ  слухового развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  при алалии и без патологии  и дать  характеристику особенностей слухового восприятия.

Объект исследования: слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  при алалии.

Предмет исследования: особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  при алалии.

Гипотеза исследования: уровень сформированности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии  будет существенно отличаться от уровня сформированности у детей с нормальным речевым развитием,  так как это  обусловлено структурой нарушения.

 Исследование строилось на теоретико-методологических обоснованиях ученых:

теория связи развития слухового восприятия с произношением.
Ф.Ф. Рау отмечал, что в основе устной речи лежит звучание слов, которая воспринимается слухом и продуцируется с помощью звукопроизносительных органов;

 теория коррекции произношения. Л. В. Нейман  одной из важнейших задач для детей с нарушением речи является формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи;

— теория выработки слухового самоконтроля. Е. И. Андреева отмечает, что в практике обучения детей с общим недоразвитием речи  осознание речевых движений используется недостаточно. Однако такие возможности для развития самоконтроля в процессе обучения существуют.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тесты, метод количественной и качественной обработки данных.

База исследования: МАДОУ «Детский сад №207», МБДОУ «Детский сад №50», МБДОУ «Детский сад № 30»  г. Барнаул. В исследовании участвовали 20 детей. Экспериментальная группа №1 – 10 детей с нормальным речевым развитием. Экспериментальная группа №2 –10 детей с общим недоразвитием речи при алалии.

Практическая значимость исследования: заключается в том, что его результаты могут быть использованы учителями-логопедами и педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, Приложения, общий объем - 37 страниц.


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ АЛАЛИИ

1.1. Особенности слухового внимания и восприятия  у детей старшего дошкольного возраста

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка [12].

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов  [22].

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ [12].

Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится [23].

Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира является важнейшим условием социального и познавательного развития ребенка. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека [9].

Слуховое восприятие речи предполагает наличие в долговременной памяти слуховых и кинестетических образов слов и привычных словосочетаний, а также образов, соответствующих таким фонетическим элементам речи, как фонемы, словесное ударение, интонация.

Развитие навыка слухового восприятия устной речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта [5].

Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и приобретения слухового опыта, а не пассивные реакции организма на звук.

Уже в течение первого месяца жизни происходит совершенствование слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи. Впервые месяцы жизни ребенок реагирует на голос матери, выделяя его среди других звуков и незнакомых голосов.

У новорожденных детей, даже недоношенных, в ответ на громкий голос или звук погремушки появляются различные двигательные реакции: ребенок закрывает глаза, наморщивает лоб, у него появляется гримаса плача, учащается дыхание. Иногда реакции могут быть другими: ребенок вытягивает ручки, растопыривает пальцы, открывает рот, делает сосательные движения. Реакция на громкий звук может также сопровождаться подергиванием глазных яблок, сужением, а затем расширением зрачков. На 2-й неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном слуховом раздражителе и прислушивается [12].

Развитие восприятия  младших дошкольников непосредственно связано с сенсорным воспитанием. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и величина. Именно младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Хорошо развитое восприятие является залогом успешного обучения ребенка в школе, а также необходимо для многих видов профессиональной деятельности взрослого человека [12].

Больших успехов достигает преддошкольник в восприятии слов родного языка, а также в различении простых мелодий.

В результате речевого общения с окружающими людьми всё большую роль в восприятии ребёнка начинает играть слово, вторая сигнальная система. Взрослый, называя те или иные предметы, привлекает к ним внимание ребёнка, заставляет подробнее наблюдать характерные их особенности, последовательно переходить от одной детали к другой [16].

Вместе с тем называние взрослым, а затем и самим ребёнком воспринимаемых предметов и явлений привлекает прошлый опыт, связанный с данным словом, что придаёт восприятию осмысленный, сознательный характер.

Хотя к концу преддошкольного возраста восприятие ребёнка достигает относительно высокой ступени развития, однако оно во многих отношениях ещё очень несовершенно. Ребенок преддошкольного возраста ещё не овладел тончайшими и многообразнейшими движениями воспринимающих органов, необходимыми для правильного восприятия сложных предметов и явлений.

Дошкольник переходит постепенно от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений [12].

В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию [17].

Одновременно со зрительным у них развиваются также другие виды восприятия, среди которых нужно в первую очередь отметить осязательные и слуховые [3].

Ребенка окружает множество звуков, но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются недифференцированно, т.е. нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают один звук с другим, плохо понимают речь [10].

Слабые критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и к своей собственной тормозят развитие звуковых дифференцировок и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения. Поэтому же дети не замечают своих недочетов, которые затем приобретают характер привычки, преодолеваемой впоследствии со значительным трудом.

Следует различать биологический  слух как способность слышать вообще и фонематический слух как способность различать фонемы, понимать смысл речи [14].

Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии:

— полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая;

— становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;

— ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и скаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового;

— экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов;

— завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода - различение правильного и неправильного произношения.

Формирование фонематического восприятия происходит в тесной связи с развитием органов артикуляции [23].

Если у младшего дошкольника эти восприятия оказываются ещё во многом несовершенными (заменяют одни звуки на другие), то к концу дошкольного возраста ребёнок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка.

На протяжении дошкольного возраста, под влиянием соответствующей воспитательной работы, возрастает роль словесных сигналов в организации детского восприятия.

В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль над собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения [15].

1.2.  Сформированность  слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии

Для овладения ребенком речью необходимы сохранные умственные способности, нормативный слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение.

Отсутствие одного из данных условий приводит к различным речевым расстройствам. Головчиц Л.А., Лурия А.Р., Черкасова Е.Л. отмечают, что несформированность слухового восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям [18].

Мы рассмотрим влияние особенностей слухового восприятия на речевую функцию детей, при нормальном слухе и сохранных интеллектуальных предпосылках в структуре нарушения.

Наиболее разнообразные отклонения в развитии слухового восприятия отмечаются при общем недоразвитии речи (ОНР), под которым понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. При общим недоразвитии речи  нарушается формирование звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики и связной речи. Выявлена связь речевых нарушений с незрелостью нейрофизиологических механизмов, нарушениями развития познавательных процессов, несформированностью когнитивных операций, недостатками психомоторного, эмоционального и социального развития детей [21].

 Среди причин данного нарушения Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Шкловский В.М. отмечают тот факт, что у детей с ОНР тяжелое состояние высших психических функций, особенно зрительного, слухового гнозиса, пространственной организации восприятия, связано с нарушениями кровоснабжения при родовых осложнениях и на нейрофизиологическом уровне проявляется влокальных изменениях электрической активности правого полушария головного мозга [16].

 Изучение нейрофизиологических механизмов организации речевой деятельности у детей с различными речевыми расстройствами, проведенное Фишман М.Н., свидетельствует о преимущественном поражении у них структур левого полушария с вовлечением структур правого полушария, о наличии несоответствия уровня электрической активности возрастным нормативам. При этом подчеркивается, что у детей младшего дошкольного возраста выявляются зеркальные очаги в симметричных отделах правого полушария. По мнению Ананьева Б.Г., слуховой анализатор осуществляет анализ и синтез звуков как каждым в отдельности полушарием, так и совместно. Самостоятельная работа каждого полушария по определению силы, высоты, источника звучания возможна лишь в привычных условиях, а в новых условиях для различения звука по всем его параметрам необходима совместная работа обоих полушарий [23].

 У детей с общим  недоразвитием речи при алалии нарушено формирование функциональной специализации полушарий головного мозга, а деятельность правого полушария уже на ранних этапах развития характеризуется ослабленностью сенсорно-перцептивного звена [14].

Многие исследователи, а в частности Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Хватцев М.Е., констатируют недостаточность слухового восприятия у детей с недоразвитием речи при алалии и уделяют особое внимание одному из компонентов слухового восприятия – фонематическому [12].

Авторы отмечают у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при алалии  несформированность языкового анализа, чувства ритма, фонематического слуха, недостаточность сенсорно-перцептивной деятельности, низкие показатели развития слуховых функций (неречевой и речевой слух) [22].

 Также исследования слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР при алалии  Переслени Л.И., Фотековой Т.А. выявили трудности раздражений неречевого характера, заключающиеся в отсутствии слуховых предметных образов, нарушении слухового внимания, дифференцированного восприятия бытовых шумов, звуков речи, правильного анализа ритмических структур. Выполнение заданий на восприятие и воспроизведение ритма детьми с общим недоразвитием речи свидетельствуют о трудностях слухового анализа ритмических структур [14].

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б и др. отмечают, что у детей с ОНР при алалии  наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно сформированных строении и функции артикуляционного аппарата указывают на первичную несформированность фонематического восприятия. Иногда у таких детей наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении.

Тем не менее, здесь существует определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее различаются фонемы на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов [17].

Черкасова Е.Л. отмечает, что несформированность фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи при алалии  проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. При наличии большого количества неверно произносимых звуков, как правило, у дошкольников с ОНР нарушается воспроизведение многосложных слов со стечением согласных. Дети затрудняются в дифференциации на слух оппозиционных групп звуков, произносимых не только с нарушениями, но и правильно, выявляется неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза: ребенок не выделяет звук на фоне слова, не может определить последовательность звуков в простых словах [21].

Таким образом, логопедия, анализируя влияние особенностей слухового восприятия на речевую функцию детей, рассматривает расстройства слухового восприятия при нормальном физическом слухе и сохранных интеллектуальных предпосылках в структуре различных речевых нарушений. Учеными отмечаются наиболее разнообразные отклонения в развитии слухового восприятия при общем недоразвитии речи.  В структуре ОНР при алалии особое внимание уделяют одному компоненту слухового восприятия – фонематическому, но также отмечаются трудности раздражения неречевого характера, отсутствие слуховых предметных образов, дифференцированное восприятие бытовых шумов.  Типичное состояние фонематических процессов пропорционально уровню речевого развития, а также степени усложненности нарушения.

ГЛАВА 2.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО 
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ АЛАЛИИ

2.1. Организация, методы и методики исследования слухового  восприятия при алалии у детей старшего дошкольного возраста


На основе теоретического анализа научной литературы по проблеме нами было организованно и проведено экспериментальное исследование, целью которого являлось изучение особенностей слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи  при алалии.

Исследование слухового восприятия  детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №207», МБДОУ «Детский сад №50», МБДОУ «Детский сад № 30»  г. Барнаул.

В эксперименте участвовали 2 группы респондентов. Первую (экспериментальную №1) группу составляли 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет с нормальным речевым развитием.

Вторая (экспериментальная №2) группа была сформирована в количестве 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  при алалии.

Таким образом, всего экспериментатором было охвачено 20 детей в возрасте от 5 до 6  лет.

В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:

1.Сформировать для обследования две группы детей дошкольного возраста: экспериментальную группу №1 детей с нормальным развитием и экспериментальную  группу № 2 с общим недоразвитием речи при алалии.

2. Подобрать методики диагностики обследования особенностей слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и при патологии.

3. Экспериментально выявить уровень сформированности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и при патологии.

  4. Проанализировать результаты исследования, сопоставить их с возрастной нормой.

Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе – подготовительном, были выделены параметры исследования слухового восприятия, подобраны методики экспериментального исследования, позволившие определить направления исследования.

Целью второго этапа  являлось проведение методик, анализ и интерпретация полученных результатов по исследованию слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушение речи.

На заключительном этапе мы провели систематизацию и обобщение результатов экспериментальной работы, формулирование выводов по итогам эмпирического исследования.

После изучения теоретического материала по вопросу слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при алалии нами был организован эксперимент, целью которого было выявление особенностей слухового восприятия данной категории детей. Для этого были использованы методики, разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. [6].

Эксперимент состоял из пяти заданий. Задания основаны только на восприятии речи и звуков на слух, они исключают собственное нарушенное проговаривание ребенка.

Методика №1 «Будь внимательным»

Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия.

Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Инструкция: давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук «ш» (к, л) подними флажок.

1 серия слов: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина.

2 серия слов: обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак, лодка, горка.

3 серия: кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа, мишка, ложка.

Фиксируемые параметры: количество допущенных ошибок

Оценка результатов:

3 балла – понимание цели задания, быстрое самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок;

2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;

1 балл – непонимание или частичное понимания условия, отказ выполнить задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные ошибки.

Выводы об уровне:

6-5 баллов – высокий;

4-3 балла – средний;

2-0 баллов – низкий.

Методика № 2 «Эхо»

Цель: проверить слуховое внимание, восприятие и умение произносить слоговые ряды в заданной последовательности

Ребенку предлагается поиграть в игру «Эхо».

Инструкция: «Представь, что ты – эхо и должен точно повторять то, что я произнесу».

Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный:

па-ба, та-да,  ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па, ра-ла-ра, жа-за-жа

Фиксируемые параметры: количество допущенных ошибок

Оценка результатов:

3 балла – понимание цели задания, быстрое самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок;

2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;

1 балл – непонимание или частичное понимания условия, отказ выполнить задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные ошибки.

Выводы об уровне:

6-5 баллов – высокий;

4-3 балла – средний;

2-0 баллов – низкий.

Методика №3 «Повтори»

Цель: проверить слуховое восприятие и умение произносить слова в заданной последовательности.

Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот, том-дом-ком, удочка-уточка, коза-коса, жук-сук-жук, зуб-дуб-суп, рак-лак-мак.

Методика №4  «Музыкальные инструменты»

Цель: обследование уровня слухового восприятия.

Ребенку предлагается прослушать ряд аудиозаписей с музыкальными инструментами.

Инструкция: давай прослушаем отрывки, если ты услышишь
барабан — покажи картинку с изображением барабана.

Картинки: барабан, дудка, свисток, колокольчик, бубен.

Фиксируемые параметры: количество допущенных ошибок

Оценка результатов:

3 балла – понимание цели задания, быстрое самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок;

2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;

1 балл – непонимание или частичное понимания условия, отказ выполнить задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные ошибки.

Выводы об уровне:

6-5 баллов – высокий;

4-3 балла – средний;

2-0 баллов – низкий.

Методика №5 «Бытовые шумы»

Цель: выявление условной двигательной реакции на неречевые звучания.

Ребенку предлагается прослушать ряд аудиозаписей с различными шумами

Инструкция: давай прослушаем отрывки, если ты услышишь,
как гудит машина — покажи картинку с изображением машины.

Дидактический материал: картинки с изображением источника звучания (предметов – пылесос, телефон, машина; животных, птиц, насекомых – собака, петух, комар; явлений природы – дождь, гром; человека – чихает, кашляет т.д.) 

Фиксируемые параметры: количество допущенных ошибок

Оценка результатов:

3 балла – понимание цели задания, быстрое самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок;

2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;

1 балл – непонимание или частичное понимания условия, отказ выполнить задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные ошибки.

Выводы об уровне:

6-5 баллов – высокий;

4-3 балла – средний;

2-0 баллов – низкий.

По результатам правильности выполнения задания были определены группы: высокий уровень (4 балла) – правильно понимает и выполняет задание, средний уровень (3 балла)– допущена 1-2 ошибки, низкий (1-2 балла) – выполняет задание только после дополнительного объяснения и образца (3 ошибки и более).

Исследование проводились индивидуально с детьми в свободное от занятий время. Работы детей собирались, а затем анализировались и оценивались.

2.2.Анализ экспериментальных данных

Для изучения особенностей слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии нами проведено экспериментальное исследование. Оно проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №207», МБДОУ «Детский сад №50», МБДОУ «Детский сад № 30»  г. Барнаул.

В нем приняло участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Результаты экспериментального исследования мы отразили в таблицах, которые позволили сделать нам сравнительный анализ слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи при алалии.

Анализ результатов методики № 1 « Будь внимательным».

Как показал количественный анализ результативности выполнения задания, низкий уровень у 5 детей (50%) с общим недоразвитием речи при алалии, что свидетельствует о проблемах в слуховом восприятии. Данные дети с трудом поняли инструкцию взрослого и выполняли задание с ошибками. Так, например, 2, 3, 4  не смогли правильно выделить  необходимые звуки, поднимали флажок неправильно в каждой серии слов. Чаще ошибки допускались детьми в различении тех звуков, которые у них вызывают трудности в произношении. Так, для 4  и 5  было трудно выделять звук «ш». Для 2, 6, 5, 9  звук «к». Звук «л» вызвал трудности у 10, 4, 7. Большее количество ошибок допускали в словах, где необходимый звук стоял в середине слова, меньшее – при выделении звука в начале слова. Четверо детей (40%) справились с заданиями с меньшим количеством ошибок, в основном это ошибки выделения звука на конце и в середине слова. Выполнили задание без ошибок ребенок под номером 1 (10 %).

У детей с нормой речевого развития результаты выше. Без ошибок с заданием справились 3 человека (30%). 5 детей (50%) допустили несколько ошибок, и им потребовалось дополнительное объяснение. Трудности в выполнении   задания были  у 2 детей (3, 4).

Таким образом, результаты выполнения методики детьми без патологии и  детьми с нарушением речи различны: у детей без нарушений результаты выше (таблица 1). Это свидетельствует о недостаточном развитии фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи при алалии.

Результаты выполнения методики №1 представлены в таблицах

(см. Приложение 1).

Таблица 1

Данные о результатах проведения методики №1 (в %, от общего количества)

Уровень

Экспериментальная группа

№1

Экспериментальная группа

 №2

Высокий

10

30

Средний

40

50

Низкий

50

20

Результаты выполнения методики № 2 «Эхо».

У детей с общим недоразвитием речи  было больше ошибок, чем у детей с нормальным речевым развитием. 2 ребят: 2, 4 (20%) не дифференцировали звуки в слогах (па-ба и та-да). У половины детей: 3, 5, 6 ,7 (50%) были ошибки в последовательности слогов па-па-ба, та-да-та, па-ба-па. Они меняли их местами, добавляли лишние слоги. 3 детей ( 1, 9, 10.) (30%) с заданием справились и показали высокий уровень (таблица 2.2).

В среднем дети без нарушения речи:1, 2, 5, 8, 9, 10 (60%) смогли правильно воспроизвести цепочки из двух слогов. 3 ребенка: 3, 6, 7 (30%) допускали ошибки в повторении цепочек из 3 слогов, но исправлялись после повторного воспроизведения. У 1 ребенка: 4 (10%)  были трудности в произношении. Он вместо 3 слогов называли 4 (па-ба-па-ба).

 Как показал анализ результатов методики, существуют различия в способности воспринимать, запоминать и воспроизводить последовательную цепочку слогов у  детей с нормальным речевым развитием   и детей с общим недоразвитием речи при алалии.

Результаты выполнения методики №2 представлены в таблицах

 (см. Приложение 2).

Таблица 2

Данные о результатах проведения методики №2 (в %, от общего количества)

Уровень

Экспериментальная группа

 №1

Экспериментальная группа

№2

Высокий

60

30

Средний

30

50

Низкий

10

20

Анализ методики №3  «Повтори».

Среди детей с нарушением речи правильно справились с заданием только 2 ребенка: 1, 10  (20%). Остальные дети допустили ошибки: 4 (10%) с заданием не справился и показал низкий уровень, (70%) 2, 3, 5, 6, 7 имеют средний уровень слухового восприятия.

          Дети с нормальным речевым развитием справились с заданием гораздо успешнее. Только 2 ребенка: 3, 4  (20%) потребовалось повторное воспроизведение первых слов, они показали средний уровень, а остальные 8 ребят (80%) с заданием справились отлично (таблица 2.3).

По итогам проведения методики мы видим, что детям с общим недоразвитием речи при алалии было труднее повторять слова, сходные по звучанию.

Результаты выполнения методики №3 представлены в таблицах

(см. Приложение 3).

Таблица 3

Данные о результатах проведения методики №3 (в %, от общего количества)

Уровень

Экспериментальная группа

№1

Экспериментальная группа №2

Высокий

                        80

              20

Средний

              20

              70

Низкий

              0

              10

Анализ методики № 4

Среди детей с нарушением речи правильно справились с заданием 3 ребенка: 1, 6, 10  (30%). Остальные дети допустили ошибки: 7, 9 (20%) с заданием не справился и показал низкий уровень, (50%) 2, 3, 4, 5, 8 имеют средний уровень слухового восприятия.

Дети с нормальным речевым развитием справились с заданием намного лучше. Только двум детям потребовалась помощь: 3, 4  (20%) они показали средний уровень, а остальные 8 ребят (80%) с заданием справились отлично (таблица 2.4).

Результаты выполнения методики №4 представлены в таблицах

 (см. Приложение 4).

Таблица 4

Данные о результатах проведения методики №4 (в %, от общего количества)

Уровень

Экспериментальная группа

№1

Экспериментальная группа

№2

Высокий

80

30

Средний

20

20

Низкий

0

50

Анализ методики № 5 «Бытовые шумы».

Среди детей с нарушением речи правильно справились с заданием 2 ребенка: 1, 6, (20%). Допустил ошибки 2, 3, 4, 9, 10 (50%) с заданием не справился и показал низкий уровень, (30%) 7, 5, 8 имеют средний уровень слухового восприятия.

Дети с нормальным речевым развитием справились с заданием гораздо успешнее. Трем детям потребовалась помощь: 3, 4, 6 (30%), имеют средний уровень (30%) 7, 8, 9 , а остальные  ребят (40%) с заданием справились отлично (таблица 2.5).

Результаты выполнения методики №5 представлены в таблицах

 (см. Приложение 5)

Таблица 5

Данные результатов проведения методики №5 (в %, от общего количества)

Уровень

Экспериментальная группа

 №1

Экспериментальная группа №2

Высокий

40

20

Средний

30

30

Низкий

30

50

Сводные данные об уровнях слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии представлены в Таблицу 6.

Таблица 6

Сводные данные об уровнях слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии

Категория испытуемых

Уровень развития слухового восприятия

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во чел.

%

Кол-во
чел.

%

Кол-во
чел.

%

Дети старшего дошкольного возраста
с нормальным речевым развитием

6

60

3

30

1

10

Дети старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи при алалии

1

10

7

70

2

20

Таким образом, проанализировав результаты всех вышеперечисленных методик, можно составить диаграмму, в которой отражены сводные данные об уровнях слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии (рис.1).

Рис.1 Сводные данные об уровнях слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии.

Таким образом,  детей с нормой речевого развития с высоким уровнем развития слухового восприятия составляет 60%, со средним 6 из 10, что составляет 30 %, с низким 2 из 10, что составляет 10%.

Результаты обследования детей с нарушениями речи значительно отличались от нормы. Так  детей с высоким уровнем развития слухового восприятия только 1 из 10 , что составляет 10%, со средним 7 из 10 что составляет 70% и  с низким 2 из 10 что составляет 20%.

На основании качественного анализа результатов проведенного исследования мы отметили, что у детей старшего дошкольного возраста слуховое восприятие имеет свои специфические особенности: дети способны различать и дифференцировать звуки в словах, они способны правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить последовательность из нескольких слогов и слов, дети умеют соотносить слово и зрительный образ, различать на слух слова близкие по звучанию.

Дети старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи при алалии  также обладают данными способностями. Однако, уровень развития их слухового восприятия несколько ниже, чем у детей с нормой речевого развития.

Наибольшие трудности возникали при необходимости различать фонемы в словах, сравнивать слова близкие по звучанию. Это объясняется недоразвитием у данной категории детей, прежде всего фонематического слуха, а не биологического. Было установлено, что затруднения у детей с общим недоразвитием речи при алалии чаще всего возникали в начале выполнения заданий, что и заставляло нас повторять инструкцию к заданию несколько раз. Таким образом, проблемы с выполнением заданий связаны и с низкой саморегуляцией детей с общим недоразвитием речи.

На основании данных проведенного исследования мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  при алалии уровень слухового восприятия несколько ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведения нашей работы было выявлено, что данная проблема изучена мало и требует дальнейшей проработки, как ряд теоретических положений, так и проведения практических исследований в области изучения слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии.

Проанализировав специализированную литературу по проблеме исследования, нами были изучены особенности, методы исследования и уровни сформированности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии.

Теоретический анализ литературы показал, что данная проблема имеет большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

Развитие слухового восприятия особенно значимо для детей с общим недоразвитием речи при алалии , так как при нарушении слухового восприятия возникают  проблемы с фонетическим анализом, с восприятием словесных инструкций.

Развитие слухового восприятия имеет большое значение для подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к поступлению в школу.

На основании качественного анализа результатов проведенного исследования мы отметили, что у детей старшего дошкольного возраста слуховое восприятие имеет свои специфические особенности: дети способны различать и дифференцировать звуки в словах, они способны правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить последовательность из нескольких слогов и слов, дети умеют соотносить слово и зрительный образ, различать на слух слова близкие по звучанию.

Дети старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи при алалии также обладают данными способностями. Однако, уровень развития их слухового восприятия несколько ниже, чем у детей с нормой речевого развития.

Наибольшие трудности возникали при необходимости различать фонемы в словах, сравнивать слова близкие по звучанию. Это объясняется недоразвитием у данной категории детей, прежде всего фонематического слуха, а не биологического. Было установлено, что затруднения у детей с общим недоразвитием речи чаще всего возникали в начале выполнения заданий, что и заставляло нас повторять инструкцию к заданию несколько раз.

Осуществили качественный и количественный анализ исследования. Обработанные итоги поместили в таблицы и наглядно представили сравнение результатов детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи при алалии в диаграмме.

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень сформированности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при алалии существенно отличается от уровня сформированности слухового восприятия у детей с нормальным речевым развитием. Данные особенности будут проявляться в следующем: недостаточность фонематического слуха, нарушение способности  восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей трудности дифференциации интонационных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / З. Е. Агранович. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 128 с.
  2.  Баллон А. Психическое развитие ребенка [Текст] / Пер, с франц. Москва, 2017.- 17 с.
  3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – Москва: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.
  4. Волкова Л.С., Голубева Г.Г. Рекомендации к системе обследования фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР [Текст]  // Дефектология. – 2015. – № 2 – 59-63 с.
  5. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» [Текст]   / Под редакцией Л. С. Волковой. – Москва, 2015. – 70 с.
  6.  Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия [Текст]   / В.А. Ковшиков. – Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2006. – 96 с.
  7. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - Москва: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 с.
  8. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р.И. Лалаева, И.В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Издательство «Согод», 2002. – 224 с.
  9.  Логинова, В.И. О критериях оценки знаний у детей дошкольного возраста [Текст] /ЛГПИ ИМ. ГЕРЦЕНА, 1984. –  3-11 с.
  10. Мастюкова, Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи [Текст] / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 2012. - №1. – 13-17 с.

  1.  Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]  / Т.Б. Филичева. – Москва: Айрисс-пресс, 2005. – 220 с.
  2. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. А. Чиркина // Дефектология. – Москва, 1985 – № 4 – С. 72-79.
  3.   Лепская, Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) [Текст]   / Н.И. Лепская.  - Москва: Филол. фак. МГУ, 2017. – 152 с.
  4. Логопедия :Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Текст]    / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 680 с.
  5.  Ляховицкий, М.В. Методика преподавания русского языка [Текст]   / М.В. Ляховицкий. - Москва: 2003. – 114 с.
  6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / под общ.ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - Москва: АРКТИ, 2003. - 240 с.
  7. Понятийно – терминологический словарь логопеда [Текст] /.Под ред. Селиверстова В.И. – Москва, 2017. – 24-32 с.
  8. Розенталь, Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – Москва, 2004. – 157 с.
  9. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. Москва, 2000. –  230 с.
  10. Семенович, А.В., Умрихин, С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - Москва, 2018. – 215 с.
  11. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. - Москва, 2000.
  12. Чиркина, Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей [Текст] //Проблеме младенчества. - Москва, 2011. – 148 с.
  13. Шашкина, Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – Москва, 2013. – 265 с.

  1. Эльконин,. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст]   // Вопросы психологии. –  № 4. – 2015. – 11-14 с.
  2. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] /  Л.П. Якубинский. - Москва, 1986. - С. 17-58.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Таблица 1

Данные о результатах исследования методики №1 «Будь внимательным» (Экспериментальная группа №1)

Имя ребенка

Общий балл

Уровень

1

6

высокий

2

6

высокий

3

3

низкий

4

3

низкий

5

6

высокий

6

4

средний

7

4

средний

8

4

средний

9

4

средний

1

4

средний

Таблица 2

Данные о результатах исследования методики №1 «Будь внимательным» (Экспериментальная группа №2)

Имя ребенка

Общий балл

Уровень

1

6

высокий

2

2

низкий

3

2

низкий

4

1

низкий

5

3

низкий

6

4

средний

7

2

средний

8

2

низкий

9

4

средний

Продолжение приложение 1

10

4

средний

Приложение 2

Таблица 3

Данные о результатах исследования методики №2 «Эхо» (Экспериментальная группа №1)

Имя ребенка

Общий балл

Уровень

1

6

высокий

2

5

высокий

3

4

средний

4

3

низкий

5

6

высокий

6

4

средний

7

4

средний

8

6

высокий

9

6

высокий

10

6

высокий

Таблица 4

Результат исследования методики №2 «Эхо»

 (Экспериментальная группа №2)

Имя ребенка

Общий балл

Уровень

1

6

высокий

2

2

низкий

3

4

средний

4

2

низкий

5

4

средний

6

4

средний

7

4

средний

8

4

средний

9

5

высокий

10

5

высокий

Приложение 3

Таблица 5

Результат исследования методики №3 «Повтори» (Экспериментальная группа №1)

Имя ребенка

Общий балл

Уровень

1

6

высокий

2

6

высокий

3

4

средний

4

4

средний

5

5

высокий

6

6

высокий

7

6

высокий

8

6

высокий

9

6

высокий

10

6

высокий

Таблица 6

Результат исследования методики №3 «Повтори» (Экспериментальная группа №2)

Имя ребенка

Общий балл

Уровень

1

6

высокий

2

4

средний

3

4

средний

4

2

низкий

5

4

средний

6

4

средний

7

4

средний

8

4

средний

9

4

средний

10

5

высокий

Приложение 4

Таблица 7

 Данные о результатах исследования методики №4 «Музыкальные инструменты» (Экспериментальная группа №1)

Имя ребенка

Общий балл

Уровень

1

6

высокий

2

6

высокий

3

4

средний

4

3

средний

5

5

высокий

6

4

высокий

7

4

высокий

8

6

высокий

9

6

высокий

10

5

высокий

Таблица 8

Данные о результатах исследования методики №4 «Музыкальные инструменты» (Экспериментальная группа №2)

Имя ребенка

Общий балл

Уровень

1

5

высокий

2

3

средний

3

4

средний

4

2

средний

5

4

средний

6

4

высокий

7

4

низкий

8

2

средний

9

4

низкий

10

4

высокий

Приложение 5

Таблица 8

Данные о результатах исследования методики №5 «Бытовые шумы» (Экспериментальная группа №1)

Имя ребенка

Общий балл

Уровень

1

6

высокий

2

6

высокий

3

4

низкий

4

3

низкий

5

5

высокий

6

4

низкий

7

4

средний

8

6

средний

9

6

средний

10

5

высокий

Таблица 10

Данные о результатах исследования методики №5 «Бытовые шумы» (Экспериментальная группа №2)

Имя ребенка

Общий балл

Уровень

1

5

высокий

2

3

низкий

3

4

низкий

4

2

низкий

5

4

средний

6

4

средний

7

4

средний

8

2

средний

9

4

низкий

10

4

низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста в детском саду

NtТеоретический и практический материал по развитию слухового восприятия у дошкольников...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...

Консультация для воспитателей Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

В наше время очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольн...

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста  Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования путем транслирован...

Формирование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи

Консультация для воспитателей логопедических групп по формированию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-р...