Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-развивающей работе. Указывается на проведение констатирующего исследования слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и её состояние на данный момент. Также предлагается план по развитию слухового восприятия у детей обозначенной нозологии.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, задержка психического развития, слуховое восприятие, слуховой анализатор, развитие, констатирующий эксперимент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихвинская Ульяна Владимировна,

учитель-дефектолог

МДОУ «Детский сад №78»

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Аннотация: В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-развивающей работе. Указывается на проведение констатирующего исследования слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и её состояние на данный момент. Также предлагается план по развитию слухового восприятия у детей обозначенной нозологии.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, задержка психического развития, слуховое восприятие, слуховой анализатор, развитие, констатирующий эксперимент.

С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей. Все перечисленные звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. В раннем возрасте ребёнок пока не умеет различать эти звуки, зачастую просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе и тембру[Иванова, 2021, с. 8]. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без которой нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Стоит отметить, что слуховое восприятие начинается со слухового внимания, то есть с умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве, нужно целенаправленно с раннего детства развивать слуховое восприятие, внимание и память [Васильева, 2020, с. 12].Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме, поэтапно и в определённой последовательности.

Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха.

Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (неречевой слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух) [Туранина, 2018, с. 10].

Подробнее разберёмся с определениями, обозначенными выше. Неречевой (биологический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации [Видякина, 2019, с. 16].

Для развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности рационально использовать следующие приёмы:

  • игровые (игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр);
  • наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек);
  • словесные (объяснение, повторение, указание, вопрос).

Нам известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому основным приёмом для развития слухового восприятия является игра, которая позволяет в интересной форме научить ребёнка с ОВЗ различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам, развивать умения различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего, слышать составные части слова.

В любом режимном моменте ДОО можно использовать такие игры, как распознавание звучания музыкальных инструментов, звуков природы, бытовых звуков.

Развитие слухового восприятия возможно на занятиях воспитателя, учителя-логопеда, учителя-олигофренопедагога, педагога-психолога, музыкального руководителя, а также инструктора по физической культуре. Каждый из узких специалистов ежедневно может включать вышеописанные игры и приёмы для развития слухового восприятия у детей 5-6 лет в своей деятельности.

Программно-методические ресурсы

  1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха, Кн. для учителя. –

2-е изд.,-испр. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.: ил.

  1. Васильева Н.В. Игры и игровые упражнения в ДОУ. Дубна: Сборник методического объединения для учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений города Дубны Московской области, 2020. 30 с.
  2. Видякина Н.С. Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста. Москва: Научно-образовательный журнал «Молодой учёный», 2019. 20 с.
  3. Иванова О.Ю. Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Образовательная социальная сеть «NsPortal», 2021. 10 с.
  4. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – 5-е изд.,-испр. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2023. – 10 с.: ил.
  5. Туранина С.В. Развитие слухового восприятия у дошкольников. Санкт-Петербург: Образовательная социальная сеть «NsPortal», 2018. 18 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.

Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...