МПО учителей логопедов " Система работы с трудными звуками"
презентация по логопедии

Хрипкова Елена Викторовна

Актуальность моей работы является преодоление длительного пути овладения ребенком произносительной системы, обусловленной сложностью звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.
Ведь большинство сложных по артикуляции звуков формируются не сразу в правильном виде, а через промежуточные, переходные звуки, или звуки заменители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sist_rab_s_trud_zv.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15

143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 18

Тел/факс 562-13-16  562-11-19 E – mail: detskiisad15@mail.ru; сайт krgora-ds15.ru

Методическое профессиональное объединение учителей-логопедов городского округа Красногорск

                       Доклад- на тему:

« Система работы с трудными звуками»

                                              Подготовил учитель- логопед

                                                                     Е.В. Хрипкова

                                                     2020г

Тема моего выступления «Система работы с трудными звуками.»  (слайд 2)

Цели и задачи моей работы представлены на экране. (слайд 3)

(слайд 4)Актуальность моей работы является преодоление длительного пути овладения ребенком произносительной системы, обусловленной сложностью звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.
Ведь большинство сложных по артикуляции звуков формируются не сразу в правильном виде, а через промежуточные, переходные звуки, или звуки заменители.

Правильное произношение необходимо ребенку для полноценного развития,  свободного общения, грамотного чтения и письма. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей , уделять внимание ее чистоте  и правильности.

Процесс звукопроизношения осуществляется согласованной работой дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного аппарата.

 Длительный путь овладения ребенком произносительной системы обусловлен сложностью звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

Большинство сложных по артикуляции звуков формируются не сразу в правильном виде, а через промежуточные, переходные звуки, или звуки заменители.

Самыми распространенными недостатка звукопроизношения дошкольников обычно являются нарушения следующих  групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных , заднеязычных, звонких, мягких.

Исходя из опыта работы, я считаю, что трудными звуками являются звуки позднего речевого онтогенеза- С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р,  так как имеют более сложную артикуляцию. (слайд 5)

Внешне дефекты в произношении звуков могут проявляться в одном из  трех вариантов представлены на экране (слайд 6)

Перед тем как приступить к коррекции звуков , необходимо знать причину их недостатков. С возможными  причинами вы можете  ознакомиться на слайде. (слайд 7)

Затем следует  провести логопедическое обследование по следующим параметрам:

  1. Проверить произношение различных групп звуков.
  2. Посмотреть состояние  и качество движений органов артикуляционного аппарата.
  3. Убедиться является ли нарушение звукопроизношения самостоятельным нарушением  или структурным компонентом других нарушений речи.
  4. Проверить фонематический слух.

Следующий шаг направлен на работу по исправлению звукопроизношения.  Начинают со звуков наиболее доступных ребенку. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный.

Хочу поделиться со своим личным опытом работы с детьми на логопункте,  имеющие сложные нарушения звукопроизношения, т.е когда у ребенка нарушено несколько групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных и аффрикатных. (слайд 8)

Как уже говорилось,  любая коррекционная работа требует индивидуального подхода к ребенку.

Для того чтобы занятия проходили более эффективнее и не были в тягость ребенку первым делом надо установить личный контакт . Вступить с ребенком в совместную деятельность, а так же добиться доверительного общения, т.е расположить ребенка к себе.

Также как и с ребенком  надо найти контакт с родителем, вовлечь его в рабочий процесс. Т.к. наша работа зависит от заинтересованности и участия родителя ребенка. Родитель должен понять , что без его участия и поддержки результат работы будет минимален.

После  приступаю непосредственно к основной части работы.  Тут я придерживаюсь четырем этапам постановки звуков: (слайд 9)

  1. Подготовительный этап.
  2. Этап постановки звука.
  3. Этап автоматизации звука.
  4. Этап дифференциации звука.

1 этап- подготовительный.

 Первое с чего я начинаю- это выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом.  

Для привлечения интереса ребенка к занятию,  я использую как традиционную артикуляционную гимнастику: « Лошадка», « Забор», « Горка» и т.д . так и нетрадиционную артикуляционную гимнастику- артикуляционные упражнения в стихотворной форме « Сказка о веселом язычке»,  с использованием ложки, сушки, хлебной соломки.

При выполнении упражнений обращаю внимание на качество движений органов артикуляции, на тонус, пластичность, подъем языка, на способность выполнить тот или иной уклад языка, на длину уздечки. Если ребенку тяжело даются артикуляционные упражнения подключаю массаж и знакомлю ребенка с самомассажем. В конце каждого занятия, за хорошую работу ребенок получает поощрение в виде наклейки или угощения.

2 этап – этап постановки звука. 

Работу по коррекции звуков лучше начинать с той группы, артикуляционный уклад которой созрел.  Не стоит придерживаться традиционного порядка постановки звуков, начиная со свистящих. У многих детей с речедвигательными расстройствами сначала лучше ставятся  и автоматизируются шипящие и соноры.

Постановка  звуков может осуществляться разными способами. Обычно у каждого логопеда есть несколько своих любимых и безотказно действующих способов.   Использую классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). При постановке звуков обязательно акцентирую внимание ребенка на положении языка, губ, щели между зубами, обращаю внимание на выдыхаемую струю воздуха, вибрацию. (слайд 10) Одновременно с постановкой звуков отрабатываю дыхание под конкретный звук, силу выдоха, целенаправленную воздушную струю воздуха: широкую,  воздушную струю, направленную вверх  для шипящих ( Ш,Ж, Щ, Ч, Р, РЬ) , воздушную струю,  направленную прямо по центру языка  для свистящих(С,СЬ,З,ЗЬ,Ц).

При выполнении упражнений на выработку воздушной струи использую следующие направления:

  • дутье при сомкнутых губах;
  • дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой;
  • дутье сквозь растянутые в улыбке губы;
  • Дутье на язык.

Применяю такие упражнения как « Парашют», « Загони мяч в ворота», подуй на палочку, в свисток, на листок, в трубочку, на карандаш, чтобы он покатился по столу, пускание мыльных пузырей и т.д.

После постановки изолированного звука Ш, можно поиграть в игру «Змейки». Прошу обратить внимание на видеофрагмент. (слайд 11,12)

Когда я начинаю работу над постановкой звука параллельно я веду работу над фонематическим слухом. Стараюсь использовать игры  как с речевыми звуками так и не речевыми.

Вернемся к экрану и посмотрим видеофрагмент под названием «Повтори ритм».  (слайд 13)

При работе с закреплением поставленного изолированного  звука я отрабатываю с помощью следующих упражнений, которые представлены на видео. (слайд 14,15,16)

3 этап – автоматизация звука. Когда изолированный звук будет поставлен, ребенок будет произносить его четко при многократном повторении, только тогда следует переходить к автоматизации в слогах ( прямых, обратных, между гласными, со стечением согласных).  Применяемые упражнения представлены на видео. (слайд 17)

При автоматизации звука в слогах очень важно не спешить переходить на следующий этап автоматизации в словах. Для закрепления звука лучше задержаться на первоначальном этапе, чтобы не возвращаться от слов обратно к слогам, к изолированному звуку. Т.е . переходим на слова тогда, когда ребенок уверенно , без ошибок, без поиска артикуляционных поз произносит звук.

  1. Этап - дифференциации звука. (слайд 18)

Только когда мы автоматизировали звук Ш в слогах можно переходить на  слова. Посмотрим примеры игр на автоматизацию звука Ш.

Далее от слов перехожу к фразам, к предложениям, к стихам, к рассказам. Когда мы автоматизировали звук Ш и С в слогах, словах  можно перейти к их дифференциации по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах. Обратим внимание на экран.

После автоматизации звука Ш в словах  перехожу к произнесению фраз,  предложений, к повторению и заучиванию стихов, к пересказу и составлению рассказов.

Та же последовательность переходит на дифференциацию С-Ш и автоматизацию вышеперечисленных звуков. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи и ежедневная  логопедическая работа.

 (слайд 19) Подойдя к концу выступления по представлению своего опыта работы, хочется сделать вывод, что в современном мире все чаще встречаются дети с речевой патологией. Для исправления нарушений речи требуется системная работа по формированию правильного звукопроизношения. Она необходима для полноценного развития ребенка, свободного общения , грамотного чтения и письма. Опираясь на свой опыт и достигнутые результаты, считаю свою работу продуктивной, необходимой и полезной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Система взаимодействия учителя – логопеда в работе по здоровьесбережению

Проведение коррекционных занятий с использованием методов и приемов здороьесберегающих технологий показывает, что у детей постепенно повышается обучаемость, улучшается внимание и память, активнее разв...

Практический материал учителя-логопеда "Система работы с не говорящими детьми младшего дошкольного возраста"

Цикл занятий , которые помогут развить у детей дыхание, слуховое восприятие, артикулиционный аппарат...

Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи

В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...

Консультация для учителей-логопедов" Система работы с детьми-алаликами"

По данным исследователей, в ходе спонтанного развития детей-алаликов состояние их речи не остается неизменным: в ней наблюдается замедление по темпам развития....