«Откуда хлеб пришел?»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Зайцева Любовь Викторовна

конспект подгруппового занятия в группе компенсирующей направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_hleb.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического подгруппового занятия в старшей группе                «Откуда хлеб пришел?»

Разработала учитель-логопед Зайцева Л.В.

Цель: Формирование  и закрепление  знаний о том, как получается  и откуда берётся хлеб, какой сложный он проходит путь от зёрнышка до буханки хлеба.

Задачи

Образовательные, коррекционные: закреплять знания о том, как получается  и откуда берётся хлеб, какой сложный он проходит путь от зёрнышка до буханки хлеба;

вызывать желание узнавать новые факты;

расширять и активизировать словарь по теме;

автоматизировать звук Ж в речи;

дифференцировать звуки Ш-Ж в речи;

совершенствовать грамматический строй речи и фонематические процессы;

учить детей образовывать родственные слова к слову хлеб – хлебушек, хлеба, хлебцы, хлебороб, хлебница, хлебозавод, хлебный, хлеборезка, хлебопродукты. Объяснить значение новых сложных слов.

учить детей подбирать эпитеты к словам: хлеб – (мягкий, чёрствый, пышный, душистый, тёплый, сытный, свежий, вкусный); мука (белая, лёгкая, мягкая, рассыпчатая).

Закреплять умение употреблять предлог – с - с существительным в творительном падеже в игре: «С чем ты любишь, есть хлеб?» (Я люблю есть хлеб с вареньем, джемом, сыром и т.д.).

продолжать работу над просодической стороной речи и речевым дыханием;

работа над слоговой структурой слова;

продолжать развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям его создающим.

Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Оборудование: кукла, пластилин, шарики суджок, мяч, схема к теме «Откуда хлеб пришёл?», предметные картинки на образование родственных слов (хлебцы, хлеба, хлебница, хлебозавод…),  картинки для игры: «С чем ты любишь, есть хлеб?»

Ход

Доброе утро ребята, как всегда мы начнем наше занятие с речевки

Говорим всегда красиво ,четко и неторопливо

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай!

Сейчас я вам загадаю загадку, и вы догадаетесь, о чем мы будем сегодня с вами говорить

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.   (хлеб)

- Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе, наше занятие называется: «Откуда хлеб пришел?»

Подойдите к столу и посмотрите, что лежит на подносе.  Рассмотреть разновидности хлебобулочных изделий

Артик гимнастика:  комплекс упражнений для шипящих

Или

Артикуляционная гимнастика «Откуда хлеб пришел?»

Язычок очень любил наблюдать как бабушка печет булочки и пирожки. Однажды, когда бабушка замесила тесто (упр-е «Месим тесто»), он попросил ее рассказать откуда хлеб пришел?. Бабушка начала свой рассказ. Сначала сказала она - нужно вскопать землю (упр-е «Кошка лакает молоко»), потом разрыхлить её (упр-е «Вкусное варенье») и посеять семена (упр-е «Часики»). Когда появятся ростки (упр-е «Качели»), их нужно поливать (упр-е «Маляр»). Поспевший урожай убирают с поля (упр-е «Часики»), поспевшие хлебные колосья превращают в муку и только затем месят тесто и пекут вкусные хлебобулочные изделия (упр-я «Месим тесто» и «Кошка сердится»).

Язычки готовы к работе, сейчас разомнем ушки, внимательно слушайте и повторяйте за мной   Слоговые ряды ш-с, ж-з

Ша-ша-са

Ша-са-ша

Са-ша-са

Жа-за-жа

Жа-жа-за

За-за-жа

Чтобы появиться у нас на столе, хлеб проходит очень долгий путь (через многие трудовые руки людей). Давайте отправимся с вами в интересное путешествие за хлебом. Рассматриваем и обсуждаем схему «Откуда хлеб пришел»

Игра с мячом «Хлеб какой?»  Какими словами можно рассказать о хлебе: хлеб, какой? -   Хлеб белый, чёрный, мягкий, чёрствый, свежий, несвежий, тёплый, холодный, душистый, вкусный, пышный, сытный.

«Исправь ошибку»

Пальчиковая гимнастика

Бублик               Большой и указательный пальцы  образуют круг.

баранку             Большой и средний пальцы   образуют круг.

батон            Большой и безымянный пальцы  образуют круг

и буханку             Большой и мизинец образуют круг.

Пекарь из теста испек спозаранку             Имитация лепки хлеба

Дыхательная гимнастика   сдуваем муку с рук 

Давайте вспомним родные слова слову ХЛЕБ.

-назови хлеб ласково (хлебушек)

-крошки хлеба какие? (хлебные)

-квас из хлеба как называется? (хлебный)

-прибор для резки хлеба? (хлеборезка)

-посуда для хлеба? (хлебница)

-кто выращивает хлеб? (хлебороб)

-кто печет хлеб? (хлебопек)

-назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)

-как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)

Молодцы! Вы хорошо играли.

Можно показать  картинки, объяснить значение слов, образование сложных слов.)

«Посчитай»

«Прохлопай по слогам»

Игра «Назови, со словом нет». Учить образовывать существительные в родительном падеже ( вытаскиваем карточку и называем).

Пшеница – нет пшеницы.

Овёс - нет овса.

Сеялка – нет сеялки.

Каравай – нет каравая.

Зерно – нет зерна.

Колос – нет колоса.

Колосья – нет колосьев.

Комбайн – нет комбайна.

Хлеб – нет хлеба.

Батон – нет батона.

Машина – нет машины.

Рожь – нет ржи.

Мука – нет муки.

Речь с движением  Физминутка «Хлеборобы»

Для  того, чтобы получить из зерен муку, нужно затратить много сил и труда. Этим занимаются – хлеборобы. Учитель-логопед предлагает выполнить движения.

В землю зернышко попало (дети приседают),

Прорастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).

К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.

Игра: «Кто, с чем ест хлеб?» (закрепление предлога – с - с существительным в творительном падеже) - Я ем хлеб с мёдом, маслом, с сыром, с салом, с вареньем и т.д.

Игра «Откуда хлеб пришёл?».

Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает на него.

•Откуда хлеб пришёл? (Из магазина.)

•А в магазин как попал? (Из пекарни.)

•Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

•Из чего? (Из муки.)

•Из чего мука? (Из зерна.)

•Откуда зерно? (Из колоса пшеницы.)

•Откуда пшеница? (Выросла в поле.)

•Кто ее посеял? (Хлеборобы.)

Теперь вы знаете, как тяжело достаётся хлеб. Как вы думаете, как надо относиться к хлебу? - Бережно, доедать его, не выбрасывать!

А если хлеб заплесневел, засох, его можно обрезать и покрошить птичкам.

Учитель-логопед предлагает воспитанникам вспомнить, что они сегодня ели на завтрак (на обед). Уточняет, что меню всегда меняется, и предлагает подумать, какой продукт есть на столе – утром, в обед и на ужин. Учитель-логопед подводит воспитанников к выводу: Хлеб – главный продукт. И поэтому люди говорят «Хлеб всему голова».

         Пословицы:       1. Хлеб бросать – силу терять.

                                  2.        Не будет хлеба, не будет и обеда.

3.        Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Продуктивная деятельность  Лепка и угощаем кусочком куклу

Итог Вы как всегда у меня молодцы! Старались, были внимательными….

О чем мы сегодня с вами говорили? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Интегрированное игровое занятие в подготовительной логопедической группе "Откуда хлеб пришёл?"

Итоговое занятие по теме "Хлеб". Содержит экспериментальную и трудовую деятельность....

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришёл"

В старшей группе 28.09.12. состоялась экскурсия в краеведческий музей. В музее проходил праздник "Каравай, каравай, лёгкий хлеб не выбирай". Дети старшей группы активно учавствовали в празднике: читал...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....