Неделя логопедии – эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике
статья по логопедии

Оксана Геннадьевна Карпова

Доклад на муниципальной городской конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konferentsiya.docx20.09 КБ
Office presentation icon karpova_logoped_konferentsiya.ppt2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на муниципальной городской конференции 28 августа 2020 года

По теме: «Неделя логопедии – эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике»

     Ежегодно проводя собеседование с детьми, наблюдаю возросшее количество дошкольников с речевым недоразвитием. А также в настоящее время отчетливо прослеживается тенденция к увеличению числа жалоб от родителей, воспитателей и учителей. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и разнообразием негативных феноменов в детской популяции, какие наблюдаем сегодня. Иногда таким детям недостаточна помощь логопеда, а необходима комплексная диагностика и коррекция.

     В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные ею технологии становятся определяющими факторами развития общества. Наука и научно-технический прогресс исторически взаимосвязаны уровнем образования. От того, как поставлено образование, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума.

     Образование – это не только овладение определенным объемом знаний, но и гармоничное развитие личности ребенка, необходимое для того, чтобы впоследствии эти знания были использованы во благо, а не во вред обществу.

     Современное общество ставит перед педагогами задачу – повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. В качестве приоритетных направлений выделяются следующие: повышение общего образовательного уровня и овладение нормами родного языка.

     Усвоение родного языка и становление индивидуальной языковой системы, тождественной социальной системе родного языка, происходят на этапе дошкольного детства в процессе развития речи детей. При этом речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально-волевых процессов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.), благодаря чему она выступает как основное средство общения, орудие мышления и является неотъемлемой частью человеческой культуры.

     Значение речи выражается в тех функциях, которые она выполняет:

  • Коммуникативная (слово – средство общения);
  • Индикативная, или назывная (слово – средство указания на предмет);
  • Интеллектуальная, понятийная, или сигнификативная (слово – носитель обобщения, понятия).

     Все эти функции внутренне связаны друг с другом и в совокупности обеспечивают личностные потребности человека.

     В настоящее время многочисленные психолого-педагогические исследования установили, что развитие речи детей – это активный, творческий процесс усвоения языка, формирования речевой деятельности, основанный отнюдь не на подражании и неосознанном усвоении языка ребенком. В связи с этим особое значение имеет речевое образование детей раннего и дошкольного возраста.

     Под речевым образованием следует понимать систематический и целенаправленный процесс обучения детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи использованию в устной речи языковых средств с целью выражения своих мыслей. Язык, представляя собой систему словесных знаков, располагает целым арсеналом фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств, усвоение которых детьми можно считать задачами речевого образования в целом.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования все задачи были объединены в укрупненную область – направление, получившее название «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

     Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки. К речевым умениям относятся отличная вербальная память, языковое чутье, то есть правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника, общая эрудиция. В коммуникативные умения входят инициативность в беседах, самостоятельность, умение вступить в разговор, активность, эмоционально-оценочное реагирование. Эмоции, включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в той или иной ситуации общения с окружающими. Развитие речевых и коммуникативных способностей является важнейшей задачей развивающего обучения, воспитание культуры личности. А это развитие осуществляется в семье и детском учреждении.

     Ссылаясь на все вышеизложенное, чтобы в комплексе решать задачи речевого развития, способствовать созданию единого речевого пространства в детском саду, мною была разработана и введена в практику педагогического процесса эффективная и интересная форма работы под названием «Неделя логопедии». Учитывая, что работа учителя-логопеда на логопедическом пункте в общеразвивающих группах детского сада носит узкоспециализированный характер, мною в рамках такого проекта была поставлена цель – осуществление более тесного сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса в вопросах речевого развития детей, укрепление связи семьи и детского сада, воспитание интереса к родному языку и распространение логопедических знаний и практических умений среди родителей и педагогов.

     Логопедическая неделя проводится ежегодно осенью, девиз недели всегда звучит по-разному: «Хотим говорить красиво!» или «Сказка в гости к нам стучится». Составляется план мероприятий на каждый день, проводимых в течение этой недели. Он делится на 3 блока: мероприятия с воспитанниками, родителями и воспитателями. Это интервьюирование детей, родителей и сотрудников детского сада о значении речи в нашей жизни, мастер-классы и беседы для педагогов и родителей, театрализации, выставки, презентации и развлекательные досуги для детей.

     Проведение “Логопедической недели” сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для развития. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей, так как она дает возможность для самореализации, проявлению творческих способностей и самостоятельности, а также способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, взращиванию любознательности, сплочению коллектива. Таким образом, «Неделя логопедии» является одной из форм коррекционно-воспитательной деятельности, которая эффективно влияет на развитие личностных положительных особенностей учащихся.

     Реализация данного проекта позволяет укрепить связи семьи и дошкольного учреждения, подготовить базу для дальнейшего нормального развития устной речи детей и становления сложных процессов овладения письменной речью, что необходимо для последующего успешного обучения в школе каждого ребенка. А также повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах совершенствования речевых навыков и других высших психических функций воспитанников.

     Речь человека – это его визитная карточка и одно из важнейших средств общения, поэтому описываемая эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике имеет социальную значимость в воспитании культурного, образованного, развитого и духовно богатого подрастающего поколения.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Неделя логопедии – эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике» Подготовила Учитель-логопед Карпова Оксана Геннадьевна МАДОУ д/с №23 «Золотой ключик» СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ К МУНИЦИПАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

Слайд 2

В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные ею технологии становятся определяющими факторами развития общества. Наука и научно-технический прогресс исторически взаимосвязаны уровнем образования. От того, как поставлено образование, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума. Образование – это не только овладение определенным объемом знаний, но и гармоничное развитие личности ребенка, необходимое для того, чтобы впоследствии эти знания были использованы во благо, а не во вред обществу. Современное общество ставит перед педагогами задачу – повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. В качестве приоритетных направлений выделяются следующие: повышение общего образовательного уровня и овладение нормами родного языка. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 3

Усвоение родного языка и становление индивидуальной языковой системы, тождественной социальной системе родного языка, происходят на этапе дошкольного детства в процессе развития речи детей. При этом речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально-волевых процессов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.), благодаря чему она выступает как основное средство общения, орудие мышления и является неотъемлемой частью человеческой культуры. В настоящее время многочисленные психолого-педагогические исследования установили, что развитие речи детей – это активный, творческий процесс усвоения языка, формирования речевой деятельности, основанный отнюдь не на подражании и неосознанном усвоении языка ребенком. В связи с этим особое значение имеет речевое образование детей раннего и дошкольного возраста. Под речевым образованием следует понимать систематический и целенаправленный процесс обучения детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи использованию в устной речи языковых средств с целью выражения своих мыслей. Язык, представляя собой систему словесных знаков, располагает целым арсеналом фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств, усвоение которых детьми можно считать задачами речевого образования в целом. РЕЧЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Слайд 4

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования все задачи были объединены в укрупненную область – направление, получившее название «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 5

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА Проведение “Логопедической недели” сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для развития. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей, так как она дает возможность для самореализации, проявлению творческих способностей и самостоятельности, а также способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, взращиванию любознательности, сплочению коллектива. Таким образом, «Неделя логопедии» является одной из форм коррекционно-воспитательной деятельности, которая эффективно влияет на развитие личностных положительных особенностей учащихся. Реализация данного проекта позволяет укрепить связи семьи и дошкольного учреждения, подготовить базу для дальнейшего нормального развития устной речи детей и становления сложных процессов овладения письменной речью, что необходимо для последующего успешного обучения в школе каждого ребенка. А также повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах совершенствования речевых навыков и других высших психических функций воспитанников. Речь человека – это его визитная карточка и одно из важнейших средств общения, поэтому описываемая эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике имеет социальную значимость в воспитании культурного, образованного, развитого и духовно богатого подрастающего поколения.

Слайд 6

Докладчик Карпова Оксана Геннадьевна МАДОУ д/с №23 «Золотой ключик» Руководитель ММО Барсегян Нина Александровна МАДОУ д/с №40 «Золотая рыбка» ММО учителей-логопедов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

Мастер – класс для родителей на тему: «Эффективное взаимодействие учителя-логопеда с родителями в организации коррекционно-развивающей деятельности»

Мастер-класс разработан с целью поиска наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов раб...

Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...

Логопедия.Н.В.Нищева.Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет).

КРО.Логопедия.Н.В.Нищева Н.В.Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)....