Практика "Лэпбук как интересная, развивающая и эффективная форма работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"
статья (младшая группа)

Сафошкина Марина Александровна

Практика 2023

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_safoshkinoy_m.a.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1 к письму

ГАОУ ДПО СО «ИРО»

От_______2023№_____

Паспорт практики

1.Общие сведения

Наименование/тема практики

Лэпбук как интересная, развивающая и эффективная форма работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

Фамилия, имя, отчество автора(полностью)

Сафошкина Марина Александровна

Место реализации практики(образовательной организации, территория, где реализуется практика

МАДОУ №33 г.Североуральск Свердловская область

Должность реализатора практики

Воспитатель

Стаж работы в данной должности

7 лет

Контактные данные для обращения(сот.тел, эл. почта)

8-950-63-12-800

marihka160676@mail.ru

2.Описание практики

Краткое описание проблемной ситуации, послуживших причиной внедрения практики

Рост рождаемости детей с ОВЗ. Работа с дошкольниками с  ОВЗ в ДОУ. Решение проблем психологического характера у таких детей.

Цель практики и задачи практики

Цель: обеспечить оптимальные условия для развития личности ребенка через создание развивающей среды.

Задачи:

-изучение научно-методической литературы и др.источники по теме практики.

-разработка систем мероприятий по созданию и использованию лэпбуков

Целевая группа обучающихся

Подгруппа дошкольников в составе 3 человек

Краткое описание содержания практики

Лепбук способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса и отвечает всем требованиям ФГОС к пространственной предметно-развивающей среде. 

Цель: обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка через создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам.

  Результаты наблюдений показали, что дети младшего возраста стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. У них значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Развита крупная и мелкая моторика. Дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, пересказывать сказки, рассказывать стихи.

Используемые технологии, методики, техники, приемы

Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии. Индивидуальный подход игротерапия.

Практика предоставлена/не предоставлена в интернет пространстве(соц.сети, сайт организации и др.) ссылка на предоставления

https://nsportal.ru/safoshkina-marina-aleksandrovna

Ресурсы, необходимые для внедрения практики(при необходимости)

Безграничная фантазия.

Приложение №2 к письму

ГАОУ ДПО СО «ИРО»

От_______2023№_____

Сборник практик 2023

Практика Сафошкиной Марины Александровны.

«Лэпбук как интересная, развивающая и эффективная форма работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья»

I. Введение:

Актуальность практики.

    В работе с обучающими ОВЗ недостаточно использовать только традиционные методики коррекционной работы. Задача педагога создать оптимальные условия для реабилитации и социальной адаптации детей ОВЗ, развить необходимые качества и навыки. Ведь как важно, помочь таким детям увидеть, услышать и почувствовать все многообразие окружающего мира. Лепбук способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса и отвечает всем требованиям ФГОС к пространственной предметно-развивающей среде:

-доступность (детям с ОВЗ и инвалидам)

-трансформируемость (легко складывается, изменяет пространство)

-вариативность ( возможность изменять материал)

-полифункциональность (применение в различных видах детской деятельности)

-безопасность(пособия изготавливают из экологичеки чистых материалов, соответствие нормам САНПиН.

Лэпбук  привлекает  детей, ведь он яркий, красочный, занимательный. Дошкольники с удовольствием изучают  и выполняют предложенные игровые задания. Такая игра - это отличный способ закрепления и повторения материалов.

   И содержание лэпбука может быть разнообразным:  отражать тематику праздника, времени года, дидактических игр, по страницам сказок, а также как вспомогательный инструмент для освоения тем развития речи, математики, окружающего мира и тд.

Проблема практики.

   С каждым годом количество детей с ОВЗ только возрастает. Как известно, дети с ОВЗ  имеют острые проблемы психологического характера. Почти у всех низкий уровень самооценки и  высокий уровень тревожности. Также имеются недостатки развития устной речи, речь самостоятельно не развивается, словарь хаотичен, неорганизован.  Сниженная познавательная мотивация, низкая  концентрация внимания и организованность, трудности обработки слуховой информации, специфика развития мышления. Конечно, все это отрицательно влияет на образ жизни детей.

   В связи с этим педагоги  ищут новые подходы, технологии и приёмы. Один из практических методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является Лэпбук.

Общие планируемые результаты в соответствии с ФГОС.

   Лепбук отвечает всем требованиям в соответствии с ФГОС. Возможности лэпбука безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, например, таких как:

-уверенность в собственных силах;

-любознательность;

-способность к волевым усилиям;

-самостоятельность;

-инициативность.

 

 II Содержание:

Цель практики.

   Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка через создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам.

Задачи практики.

1.Изучить научно-методическую литературу, а также другие информационные источники по теме своего проекта. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.

2.Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства обучения детей дошкольного возраста.

Целевая группа.

Подгруппа дошкольников, состоящая из 3 человек.

Содержание деятельности по реализации практики.

-Обсуждение темы практики. Участники практики: дети с ограниченными возможностями здоровья, педагог.

-Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей.

-Выявить актуальность практики, теоретическое обоснование проблемы.

-Изучение литературы по практике.

-Изготовление лепбуков: «В гостях у сказки», «Зима», «Весна»

-Знакомство  детей с ограниченными возможностями здоровья с лепбуком.

-Мониторинг уровня развития познавательных способностей детей.

В лепбуках хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку, используя  лэпбуки,  автор имеет возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

III. Результаты апробации практики:

       Автор использует лэпбуки на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения и развитию связной речи. А дошкольникам нравится использовать в свободной деятельности карточки и игры из них.

  Результаты наблюдений показали, что дети младшего возраста стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. У них значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Развита крупная и мелкая моторика. Дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, пересказывать сказки, рассказывать стихи. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

IV. Перспективы использования данной практики:

    Эти удивительные папки  для воспитателей являются помощником в работе с детьми с ОВЗ, помогающим организовать активную речевую, коммуникативную и познавательную деятельность воспитанников.

В дальнейшем автор планирует вовлекать родителей в эту интересную и трудоемкую работу как создание новых лэпбуков, дополнять лепбуки новыми идеями. Проводить мастер-классы для родителей по изготовлению лепбуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры-представления в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

В материалах выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей представлен опыт работы по развитию дошкольников в театрализованной деятельности....

Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе

        У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...

«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».

Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ...

Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...

ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)

Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается возможность применения педагогами нейропсихологических методов и приемов, оказывающих положительное влияние на развитие детей с ОВЗ. Дано понятие нейропсихологических игр, их ...