Диагностическая методика речевого развития детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Ширяева Наталия Александровна

Диагностическая методика  речевого развития детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_monitoringa_paket_diagnosticheskih_materialov.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

3.1. Диагностическая методика  речевого развития детей с ОНР

Цель диагностики: определить уровень речевого развития.

Обследование активного словаря

В основу обследования словаря положена методика, предлагаемая С.Г. Шевченко. 

Задания:

1. Назвать слова, обозначающие конкретные существительные, обобщающие слова.

Материал: Картинки с изображением предметов, животных и т.д.

Ребенку предлагается назвать предметы, изображенных на предъявляемых  картинках одним словом; назвать обобщенные слова по группе однородных предметов,

2.Назвать действие по предъявленному предмету

Материал:  картинки с изображением предметов и действий (Самолет – летит, Мальчик – идет, бежит, девочка – спит и т.д.)

3.Подобрать слова противоположные по значению (антонимы).

Материал: картинки с изображением предметов большого - маленького, высокого –низкого и т.д.

4.Сосчитать, сколько предметов нарисовано, назвать порядковый номер.

Материал: сюжетные картинки и предметные

Обследование грамматического строя речи

В основу  обследования положена методика, предлагаемая  Г. А. Волковой.

Задания:

1..Изменение существительных по падежам

Материал: картинки с изображением лисы, машины без колеса, и т.д.

Педагог задает вопросы ребенку по картинкам: кому Маша дает зерно?  - курочке, мальчик нарисовал кого? Работает чем? Думает о чем?

2.Изменение прилагательных по родам.

Материал: картинки.

Ребенку предлагается назвать, какой по цвету предмет? (желтая майка, желтый мяч, желтое яблоко)

3.Образование уменьшительно – ласкательных форм.

Материал: картинки с изображением больших и маленьких предметов

Назови картинки, большой…, маленький… (напри мер большой ключ, маленький ключик) 

4.Образовать прилагательные от существительных

Ребенок должен ответить на вопрос: «Из чего сделано?»

Материал: предметы или картинки предметов сделанных из разных материалов. (например: сделан из дерева - деревянный).

Обследование связной речи

В основу  обследования положена методика, предлагаемая Г. А. Волковой.

Задания:

1.Составить предложения по сюжетным картинкам.

Материал: сюжетные картинки (Девочка рисует бабочку красками. Мальчик моет посуду, а девочка вытирает ее полотенцем.)

2. Составить рассказ по картине.

Материал: сюжетные картины. («Кот»)

3. Составить рассказ по серии сюжетных картинок

Материал: серии сюжетных картинок.

Ребенку предлагается  расставить картинки по порядку и составить рассказ.

4. Пересказ. Педагог читает ребенку текст и предлагает пересказать близко к тексту.

Критерии оценки:

3 балла - ребенок полностью и быстро справился с заданием самостоятельно.

2 балл – ребенок затрудняется, но при помощи взрослого справляется с заданием.

1 балл – ребенок не справился с заданием

Баллы, полученные  по каждому заданию, суммируются. На основе набранной суммы можно выявить уровень развития у дошкольников.

Оценка показателей:

высокий уровень  -   от 25 до 36 баллов

средний  уровень  -   от 13 до 24 баллов

низкий уровень   -     12 баллов

Результаты диагностики детей по речевому развитию

Показания выполнения данных заданий заносятся в диагностическую карту  «Уровень речевого развития у дошкольников» (таблица 1).

Таблица 1

Диагностическая карта

«Уровень речевого развития у дошкольников»

(пример для заполнения)

Ф.И. ребенка

Активный словарь

Грамматический строй речи

Связная речь

Итог

Уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Вова

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

3

2

27

высокий

Маша

1

2

1

2

2

1

1

1

2

1

1

1

16

средний

Показания уровня речевого развития у дошкольников  можно представить в сравнении на начало и конец года обучения в таблице 2.

Таблица 2 

Уровень речевого развития дошкольников  

в сравнении на начало и конец года обучения

(пример для заполнения)

Всего детей

Уровни развития

высокий

средний

низкий

начало

конец

начало

конец

начало

конец

12 детей

0

10

2

5

13

0

         

3.2.  Диагностическая методика развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР по театрализованной игре

Цель: определить уровень развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР по театрализованной игре.

Диагностика проводится на основе разыгрывания сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». В основу  обследования положена методика, предлагаемая Т.С. Комаровой.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения

Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог  поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера. Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют). Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.  

             Критерии оценки занесены в таблицу № 3:

Таблица 3

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1. Основы театральной культуры

1. Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре.

2.Называет различные виды театра, знает из различия, может охарактеризовать театральные профессии.

1. Интересуется театральной деятельностью. Знает правила поведения в театре.

2. Использует свои знания в театрализованной деятельности.

1. Не проявляет интереса к театральной деятельности.

2. Затрудняется назвать различные виды театра

2. Речевая культура

1.Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание.

2.Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев .

3.Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

4.Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.

1. Понимает главную идею литературного произведения .

2.Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев.

3.Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета.

 4. В пересказе использует средства языковой выразительности  (эпитеты, сравнения, образные выражения).

1.Понимает содержание произведения.

2.Различает главных и второстепенных героев.

3.Затрудняется выделить единицы сюжета.

4. Пересказывает произведение с помощью педагога.

3.Эмоционально-образное развитие

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства педагога.

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности.

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

4. Навыки

кукловождения

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Владеет элементарными навыками кукловождения.

5.Основы коллективной творческой деятельности

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Оценка показателей:

высокий уровень  -   от 11 до 15 баллов

средний  уровень  -   от 6 до 10 баллов

низкий уровень   -     5 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое обследование развития детей первого года обучения (для детей с нарушениями зрения).

Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии  воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных...

План диагностического речевого развития детей дошкольного возраста

Для организации коррекционно-развивающего процесса, проводимого учителем-логопедом в детском саду очень важна диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Результаты первичного обследован...

Диагностическая карта развития детей подготовительной группы "Познавательное развитие" (2023 г.)

Карта диагностики развития воспитанников подготовительной группы по "Познавательному развитию"...

Диагностическая карта развития детей подготовительной группы "Речевое развитие" (2023 г.)

Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Речевое развитие»...

Диагностическая карта развития детей подготовительной группы "Художественно-эстетическое развитие" (2023 г.)

Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Художественно-эстетическое развитие"...