Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи
проект по логопедии

Пильникова Наталья Александровна

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Учитель-логопед:

 Пильникова Н.А.

        2017-2018 у/г.

Ведение

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.

Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений  артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению.

Программа проекта

«Язычок наш, не ленись»

Арт. гимнастике – привет,

лучшее её в мире нет!

Что укрепит лучше рот

и поможет речи?

Арт. гимнастике – почёт,

вы уж мне поверьте!

(Неуймина Т.Б.)

        Направление: творческое

Сроки реализации: 1 год

Цели проекта: 

  • сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
  • сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Задачи проекта:

  • 1.В доступной форме познакомить детей с органами речи, их назначением.
  • 2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
  • 3.Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
  • 4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Гипотеза:

Упражнение артикуляционной гимнастки сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Предполагаемые результаты.

- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении.

- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные  упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

- осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

Ожидаемый результат: подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Содержание и структура проекта.

1 этап: подготовительный.

Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

2 этап: основной.

1 Работа с родителями:

1. Сообщение в рамках родительского собрания «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного  звукопроизношения».

2. Консультация «Формирование правильного звукопроизношения у детей. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?».

3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.

4. Создание  буклета "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков»

5 Задание родителям  подобрать картинки для знакомства с артикуляционными упражнениями и придумать артикуляционные сказки.

2 Работа с педагогами:

1. Консультация «Нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика и ее значение в развитии речи детей»

2. Изучение основного комплекса артикуляционной гимнастики и комплексов упражнений для правильного произнесения  конкретных групп звуков».

3. Составление сборника артикуляционных сказок

4. Изготовление «книжек – самоделок» по артикуляционной гимнастике

5. Изготовление  дидактического  материала  для проведения артикуляционной гимнастики.

6 Изготовление картотеки артикуляционных упражнений

3 Работа с детьми: 

1 Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков.

2. Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики и комплекса артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука.

3.Использование артикуляционных кукол «Лягушка», «Утенок», «Змейка» для изучения артикуляционных упражнений

4 Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах»

5. Сочинение артикуляционных историй со Смешариками.

6. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями

7. Изготовление артикуляционных кубиков

8 Просмотр презентаций по артикуляционной гимнастике

3 этап: заключительный.

Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

Обобщение опыта  работы по проекту и его представление.

Календарно-тематический план на 2017-2018 уч. г.

месяц

Тема

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

"Сказка про Язычок"

"Утро Язычка"

"Белочка"

"Катин Мяч"

ноябрь

"Машина"

"На дворе"

"Лесные новости"

"Множество забот"

декабрь

" У бабушки с дедушкой"

"Пузырь и соломинка"

"Храбрый комар"

"Загадочная бабочка"

январь

"Веселая змейка"

"Заяц-огородник"

"Сказка о кляксе"

февраль

"Дом, который построил рот"

"Как Язычок лепил снеговика"

"Веселый Язычок"

"Денискина зарядка"

март

"Зоопарк"

" Веселая артикуляционная гимнастика"

"Сказка о лягушке-квакушке и ее веселом язычке"

"Приключения Язычка"

апрель

"Ленивый котенок"

"Волк и три поросенка"

"Как Язычок отдыхал на море"

"Невоспитанный мышонок"

май

"Как Язычок гулял в лесу"

"Веселый лягушонок"

"Как Язычок купался в ванне"

"Кто поможет воробью"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для родителей «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Проект призван привлечь родителей к совместному взаимодействию: логопед-родители-дети. Не раз опробирован, незначително изменялся в зависимости от ситуации....

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступно...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

Задачи:- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляцион...

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей"

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей....

Семинар-практикум для родителей на тему: Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей.

- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного ап...