Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Марук Мария Ивановна

В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, у них формируется умение образовывать существительные в единственном и множественном числе. В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: сколько?, который?, какой?; при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным. При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_s_matematikoy_druzya1.pptx995.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников (использования математических дидактических игр и пособий) Подготовили: Учитель-логопед Марук М.И. .

Слайд 2

Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений у детей В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, у них формируется умение образовывать существительные в единственном и множественном числе. В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: сколько?, который?, какой?; при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным. При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи. На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные. Большое внимание уделяется совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с ТНР необходимо формировать у них умение передавать в речи местонахождение предметов, их расположение по отношению к другим предметам, закреплять умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому. При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время .

Слайд 3

Д/и «Один-много» Цель: формирование навыков образования форм именительного и родительного падежа множественного числа существительных. Формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много», развивать грамматический строй речи. Развивать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления двух множеств.

Слайд 4

Д/и «Собери картинку из фигур» Цель: формировать умение различать предметы по форме и размеру, учить собирать целое из частей; развивать мышление детей; способствовать развитию распознавания форм и мелкой моторики, развивать зрительную память, мыслительные операции, сообразительность, внимание и мышление. Учить находить расположение фигур на рисунке; анализировать и описывать узор, составленный из геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и справа; активизировать словарь (похожие, разные, одинаковые).

Слайд 5

Д/и «Веселые червячки» Цели: эта веселая и простая игра поможет ребенку научиться считать, а также разовьет моторику. Научит учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. Упражняет в сравнении чисел, в порядковом счете; развивает внимание, память. Учит детей сравнивать количество и определять, у кого больше или меньше яблок, упражнять в счете предметов по осязанию. Развивает речемыслительные операции. Д/и «Расшифруй слова» Цели: закрепить графический образ цифр и букв; составлять буквы по порядку, как показывают цифры. Развивать наблюдательность, внимание, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога по заданной цифре. Дети пытаются разгадать слово, находя цифры с обозначаемыми ими буквами.

Слайд 6

Д/и «Считаем до 10» Цель : развитие умения считать определять количество предметов, формирование элементарных математических представлений о числах, о составе чисел; знакомство с цифрами от одного до десяти. Игра способствует развитию у детей речевой активности, быстроты мышления.

Слайд 7

Д/и «Стрелочка-умелочка» Цели: закреплять умения сравнивать предметы по количеству, устанавливать отношения между понятиями много, один, больше, меньше, столько же. Учить определять количество предметов путем пересчета (в пределах 10), познакомить с цифрами 1-10, учить узнавать их среди других цифр и правильно соотносить цифру с количеством предметов. Развивать умение анализировать, сравнивать, отсчитывать предметы. Совершенствовать речевую активность детей.

Слайд 8

Д/и Лото «Найди столько же» Цели: развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику, речь, устный счет, умение соотносить количество с цифрой; тренировать навыки счёта в пределах 10; развиать умения считать и определять количество предметов. Учить речевому сопровождению своих действий во время игры. Д/и «Почтовые ящики» Цели: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб). Развивать зрительную память. Учить замечать сходство и различия, находить геометрические фигуры, заданного цвета и выкладывать по контуру. Активизировать словарь детей. Учить речевому сопровождению своих действий во время игры.

Слайд 9

Д/и «Что сначала, что потом» Цель: развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти, быстроты зрения, способности различать предметы на основании определенных признаков. Развивать и обогащать активный словарь ребенка. Д/и «Что где находится?» Цель: учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов, употреблять эти предлоги в словосочетаниях; упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать познавательный интерес.

Слайд 10

Д/и «Один, два, много» Цель: формирование у детей представления о количестве предметов «один, два, много», активизация в речи слов «один, много», развитие грамматического строя речи, умения сравнивать группы предметов на основе сопоставления двух множеств.

Слайд 11

Д/и «Разложи фигуры в окошечки» Цель: развитие зрительного восприятия форм плоскостных фигур; формирование умение различать и правильно называть геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов. Активизировать словарь детей. Учить речевому сопровождению своих действий во время игры.

Слайд 12

Д/и «Подбери узор», «Найди нужную фигуру» Цель игры: развитие мышления и внимательности, быстроты зрения, способности различать рисунки на основании определенных признаков. Развивать и обогащать активный словарь ребенка. Д/и «На какую геометрическую фигуру похож предмет?» Цель: формирование представления о цвете, фигурах, размере, развитие зрительного восприятия, мыслительных операций, внимания, мелкой моторики, речи.

Слайд 13

Д/и «Собери картинку из фигур» Цель: формировать умение различать предметы по форме и размеру, учить собирать целое из частей; развивать мышление детей; способствовать развитию распознавания форм и мелкой моторики, развивать зрительную память, мыслительные операции, сообразительность, внимание и мышление. Учить находить расположение фигур на рисунке; анализировать и описывать узор, составленный из геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и справа; активизировать словарь (похожие, разные, одинаковые)

Слайд 14

Д/и «Разложи фигуры в окошечки» Цель: развитие зрительного восприятия форм плоскостных фигур; формирование умение различать и правильно называть геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов. Активизировать словарь детей. Учить речевому сопровождению своих действий во время игры.

Слайд 15

«Задачи на сложение» Цель: развитие умения считать и определять количество предметов, активизировать в речи детей числительные, развивать грамматический строй речи, упражнять в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе, падеже; в употреблении прилагательных сравнительной и превосходной степени. «Танграм» Цель: Посредством этой игры можно решать математические, речевые и коррекционные задачи. Дети составляют предложения простые и сложные, можно составить даже рассказ о своих действиях при выкладывании той или иной картинки.

Слайд 16

Д/и «Считаем до 10» Цель : развитие умения считать и определять количество предметов, активизировать в речи детей числительные, развивать грамматический строй речи. Способствовать развитию у детей речевой активности через составление условий задач.

Слайд 17

Д/и «Больше-меньше» Цели: Формировать умение сравнивать предметы, определять и называть размер предметов (большой, маленький). Развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память. Обогащать словарь детей (названия игрушек, цветов, форм, действий, большой, поменьше, маленький). Развивать интерес логически мыслить в процессе игры.

Слайд 18

Д/и «Домино», «Вкладыши» Цели: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб). Развивать зрительную память. Учить замечать сходство и различия. Учить находить нужные фигуры, заданного цвета и выкладывать по контуру. Активизировать словарь детей. Учить речевому сопровождению своих действий во время игры.

Слайд 19

Эти и многие другие математические дидактические игры и спользуйте в своей работе и добивайтесь хороших результатов. Желаю творческих успехов!

Слайд 20

Использованная литература 1. Аванесова В.А. Дидактические игры для дошкольников. — М. Просвещение, 1982 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.м.1991г. 3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб . и доп. – М.: Просвещение, 1983. 4. Г.С. Швайко . Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ.работников доу [под ред.в.в.гербовой ]. – 5-е изд. – м.: айрис-пресс , 2008 – 176с. 5. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольника в процессе формирования элементарных математических представлений».

Тема: «Путешествие в космос" Цели: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Задачи: Закреплять знания детей о том, что мы живем на планете Земля; в космосе...

« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...

Значение предметно-пространственной среды в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников

Задачи:1. Формировать качества личности ребенка, необходимые для успешного владения  математикой: целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.2. Развивать представление о с...

Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр, способствующих ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Теоретическая значимость данного опыта работы заключается в том, что конкретизация структуры логического мышления дошкольников составит основу для новых научных представлений о возможностях психическо...

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников....

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

        В условиях детского сада и дома  часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем ре...