Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы с ОНР по лексической теме «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Задыхина Марина Николаевна

Цель организованной образовательной деятельности:

 активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

·         Обогащать словарный запас детей по данной лексической теме.

·         Развивать умение связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ. 

·         Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познание развитие:

·         Формировать устойчивый интерес к природе, к животному миру.

·         Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе, животном мире;

·         Развивать логическое мышление.  

·         Развивать   мелкую моторику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшей группы с ОНР                    

по лексической теме «Дикие животные»

Цель организованной образовательной деятельности:

 активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

  • Обогащать словарный запас детей по данной лексической теме.
  • Развивать умение связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ. 
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познание развитие:

  • Формировать устойчивый интерес к природе, к животному миру.
  • Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе, животном мире;
  • Развивать логическое мышление.  
  • Развивать   мелкую моторику.

 Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
  • Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;

     Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать эмоциональность, умение показывать повадки различных животных

 Физическое развитие:

  • Совершенствовать двигательную активность, общую моторику.

 Коррекционные задачи:

  • развивать слуховое восприятие;
  •  развивать навыки коммуникативной стороны речи;
  • обогащать лексический запас детей, развивать связную речь, грамматику, качество произношения фонем русского языка, учить правильно, образовывать  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  Предварительная работа:

  • Беседы с детьми об животном мире леса
  • Беседы на тему «Как вести себя в лесу».

 Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, предметные картинки с изображением диких животных.

Ход организованной образовательной деятельности:

В лес отправимся гулять        (Маршируют)

Будем весело шагать.

Ноги выше поднимаем,

На пеньки не наступаем. (Идут, высоко поднимая колени)

На носочки дружно встали (встают на носки)

В зимний лес все прибежали.(руки в разные стороны)

 

1.Организационный момент. Приветствие. Дети стоят кругом. Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают загадки. После загаданных загадок - какие животные еще спрятались в лесу?

*У нее красивая шкурка

Пятнистая, как у Мурки.

Но ее поберегись,

Ведь она не кошка - это ... (рысь).

*Пробежала кочка

Около пенечка.

А у кочки черный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки. (Еж)

*Что за зверь лесной
встал, как столбик, под сосной
и стоит среди травы —
уши больше головы? (заяц)

*Хозяин лесной 
просыпается весной,

а зимой под вьюжный вой 
спит в избушке снеговой. (медведь)

-Как назвать одним словом всех этих животных? (дикие)

-Почему их называют дикими? (потому что они живут в лесу в дали о человека, сами о себе заботятся, добывают еду, строят жилища).

-Как можно назвать их по-другому? (звери).

2. «Кто как голос подает» по схеме. В лесу зверей много. И все они по-своему подают голос.

Волк – воет.                   Медведь - ревет, рычит

Лиса - тявкает.               Кабан - хрюкает.

Еж -  фыркает.               Белка – цокает.

Лось ревет, стонет.       Барсук шипит, рычит, сопит, кричит.

3. Сейчас сядет тот, кто назовет как называется семья выбранного вами дикого животного (дети выбирают картинки и называют) например: семья ….

- семья ежа (ежиная)                   -семья лисы (лисья)

-семья медведя (медвежья)        -семья волка (волчья)

-семья барсука (барсучья)           -семья зайца (заячья)

-семья лося (лосиная)                  -семья рыси (рысья)

-семья белки (беличья)                -семья кабана (кабанья)

-семья оленя (оленья)                  -семья бобра (бобриная)

4. Мы знаем, что в каждой семье есть папа, мама и детеныш. 

«Назовите членов звериного семейства»(по схеме). 

Папа-мама-детеныш. Например:

-еж-ежиха-ежонок-лис-лиса-лисенок

-медведь-медведица- медвежонок             

 -волк- волчица-волчонок

-барсук –барсучиха-барсучонок

-заяц –зайчиха-зайчонок

-лось –лосиха-лосенок

-рысь-рысиха-рысенок

-белка-белка-бельчонок

-кабан –кабаниха-поросенок

-олень –олениха-олененок

-бобр –бобриха-бобренок

У кабана детёныш называется также как у домашнего животного похожего на кабана.

   ***А когда ежонок вырастит кем он будет (ежом, ежихой) и т.д.

5. «Опиши животное по схеме». Давайте рассмотри какие части тела есть у животного, какого окраса его шерсть и чем он питается.

1.У лисы вытянутая узкая мордочка, острые ушки, туловище, четыре лапы и длинный пушистый хвост. Лиса рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые. Лиса хищное животное.

2. У медведя большое туловище, голова, маленькие округлые ушки, четыре мощные лапы с острыми когтями и короткий хвостик. Медведь коричнего (бурого) цвета. Медведь всеядное животное.

3. У оленя крупное туловище, голова, морда, ветвистые рога, короткий хвост и ноги с копытами. Тело оленя покрыто светло-коричневой короткой шерстью. Олень травоядное животное.

6.Вы ребятки не зевайте, а части тела ласково называйте

 «Назови ласково» (в кругу с мячом)

Рыжая голова – рыженькая головка,                         острые зубы –  остренькие зубки,

короткий хвост-коротенький хвостик,                        черные глаза - черненькие глазки,

колючая спина –колюченькая спинка,                       морда  - мордочка,

копыта-копытца,                                                          рога-рожки,          

мягкая шерть –  мягонькая шерстка,                         усы – усики.

7.Логопед приглашает детей на ковер.

Поработали, ребятки, А теперь все на полянку
Тихо встаньте. Улыбнитесь, Все в зверюшек превратитесь.

Сколько здесь пришло зверей! Не узнать моих детей!

8. Оглянитесь, посмотрите друг на друга и «найдите себе пару» и назовитесь кто вы.  Детям одеваются медальончики с изображение символов диких животных.

(Я - бельчонок и я бельчонок – вместе мы бельчата).

Я лисенок и я лисенок – вместе мы лисята

Я волчонок и я волчонок – вместе мы волчата

Я зайчонок и я зайчонок – вместе мы зайчата

Я медвежонок и я медвежонок – вместе мы медвежата

Я барсучонок и я барсучонок – вместе мы барсучата

Я поросенок и я поросенок – вместе мы поросята.

9. Гимнастика малой подвижности «Дикие животные».

Раз, два, три, четыре, пять,      дети шагают на месте

Как животных нам назвать?      руки разводят в стороны

С людьми они не знаются,        хлопают в ладоши

В лесу живут, скрываются        спрятаться за «ветки» изображенные руками

По картинкам всяк их знает      складывают ладони в виде книжки

Волк, лиса, медведь и заяц       указательным пальцем пр. руки загибают пальцы на лев руке

Дом их – заросли густые           изображают руками крышу дома над головой

Они – дикие, лесные.                изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки,растопырив на них пальцы.

10. Пальчиковая гимнастика «В лесу».

-Что в лесу опять стряслось?     Растопыренные руки- «рога» над головой, приподнять брови. 

Удивился старый лось

-Это дерево упало -                    Обе руки параллельно друг другу опускаем вниз.

Дров бобру на зиму мало!         Рубим дрова

Головой качает рысь:                 указательные и средние пальцы на голове – ушки и покачать  головой

-Ну-ка, звери, берегись!           Погрозить пальцем – покачать вперед-назад.

 

11. «Составь рассказ» по плану.

Белка — это дикое животное. Она живет в лесу. Белка по размерам маленькая.

У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост. У белки детёныши бельчата. Белка живет с бельчатами в дупле.

Она любит есть орехи и грибы.

12. Ребята, а теперь я вам предлагаю стать писателем и придумать свою загадку по схеме про лесного жителя.

1) Лапа, хвост, мышка. (У этого животного мощные лапы с острыми когтями, длинный хвост, питается мелкими животными).

2) Рога, копыта, трава. (У этого животного мощные рога, есть копыта, ест траву)

3) Цвет, как подает голос, где живет? (Это животное рыжее, тявкает, живет в норе)

13Итог образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию  лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы с ОВЗ....

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лес. Лиственные и хвойные деревья»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по закреплению у детей о лиственных и хвойных деревьях, развитию лексико-грамматического строя и связной речи....