Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Гильметдинова Миляуша Фаритовна

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи.

Коррекционно-образовательные :

-закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?);

-закрепление диалогической речи с учетом интонационной выразительности;

-формирование навыка составления простых предложений.

Коррекционно-развивающие:

-познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»

-развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной     жизни;

-уточнение и расширение словаря по теме.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к природным изменениям .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zanyatiekonspekt.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района г. Казани.

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»

Конспект образовательной деятельности по развитию

лексико-грамматической стороны речи

для детей старшей группы.

                                                                      Учитель –логопед

                                                                        Гильметдинова М.Ф

                                   

                                   Казань 2013

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи.

Коррекционно-образовательные :

-закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?);

-закрепление диалогической речи с учетом интонационной выразительности;

-формирование навыка составления простых предложений.

Коррекционно-развивающие:

-познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»

-развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной     жизни;

-уточнение и расширение словаря по теме.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к природным изменениям .

Оборудование : предметные картинки с изображением частей суток, интерактивная доска, круги схемы для каждого ребенка.

      ХОД ЗАНЯТИЯ

1.        Доброе утро, улыбчивым лицам!
       Доброе утро, звери и птицы!
       И каждый становится добрым, доверчивым –
       Пусть доброе утро длится до вечера!

Организационный момент 

2.  Логопед :  – Доброе утро ребята! Исэнмесез хэерле иртэ барчагызга!

- Ничек хәлләр?- Менә шулай!                        

- Ничек тордың?- Менә шулай!

- Ничек юындың?- Менә шулай!

- Ничек бардың?- Менә шулай!

- Ничек уйныйсын?- Менә шулай!

3.Логопед: Сядет тот, кто скажет, кто его сегодня разбудил и как? (Ответы          детей полными предложениями).
– А кто еще может разбудить нас утром?

Дети : Сестра, бабушка, собака, кошка, попугай…
Логопед : А
что нас может разбудить утром?

Дети : Будильник, радио, стук в дверь, шум машин, дождь…

4. Логопед: Посмотрите в окно – наступило  утро иртэ тан атты! А как мы можем определить, что сейчас утро?

Дети : Небо светлеет, становится голубым , солнце всходит…
Логопед :  Вы согласны, если обозначу утро этим цветом? (выставляю голубой экран)
– А что делаем  утром?

Дети : подъем, зарядка, дорога в детский сад, завтрак…

Логопед:ребятки посмотрите  внимательно на картинки…не допустил ли художник ошибки ?

Дети: да допустил…мы утром не смотрим передачу “спокойной ночи малыши”

 5. Логопед : Что приходит на смену утру?

 Дети : День Кон…

Логопед : А как мы узнаем что настал день?

Дети : солнышко ярко светит, небо яркое ,все чем то заняты….

Логопед :Что вы делаете днем? 

Дети : Играем, занимаемся, обедаем,  гуляем…
Логопед : а почему мы все это делаем днем ?

Дети : ……потому что яркое солнце заливает своим светом все вокруг!– Спасибо солнышку. Пока оно светит, мы успеваем сделать много дел. – Логопед: Каким цветом лучше определить это время? (Желтым, оранжевым).

Логопед:а в этой картине нет ошибок? художник нарисовал все правильно?

Дети:….

6. Логопед : Давайте вместе сейчас расскажем, что мы знаем про солнце?  

- Солнце какое?

Дети : желтое, яркое, круглое, веселое

Логопед :

                            Солнце, как и люди – (ходит)
                           Рано утром оно – (всходит)
                           Важно по небу – (проходит)
                           Как дозорный все – (обходит)
                           То за облако – (заходит)
                           То осветит, нас – (находит)
                           На ночь спать оно – (уходит)
                           Нам оно вполне – (подходит)

 7. Физминутка   " Кояш белэн уйныйм"


Кояш уянып иртэн, битлэремнэн сыйпый,

Сикереп торып мин дэ, анын белэн уйныйм

Кояшкай кондезлэрен, янэшэмдэ минем гел

Нурлары белэн иркэлэп. елмай инде, ди, эйдэ кол!

Арып талгач кичлэрен, аерылышабыз монаеп,

Тэмле йокылар телэп, танны котэбез зарыгып.

Логопед :  Что происходит с солнышком потом?

 Дети :  солнышко заходит, скрылось, уснуло, закатилось..

 Логопед :  Итак, ушло наше солнце и вместе с ним день.
– А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Мы просто говорим: «Наступает закат».
– Что же наступает вместе с закатом?

8. Дети :  Вечер кич житэ.

Логопед : Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер.

Логопед :   небо темнеет, становится серым…
– А Чем вы занимаетесь в это время?

Дети :  Уходим из детского сада, еще немного гуляем, ужинаем, смотрим «Спокойной ночи, малыши», готовимся ко сну, ложимся спать.

Логопед :  А каким  цветом мы обозначим вечер?

Дети : ответы детей  (серый экран) 
9. Логопед :   И вот, все во власти ночи! Догадываюсь, какой экран вы мне сейчас подскажите поставить. Совершенно верно – черный, потому что наступает темнота, ночная мгла. Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе. Ночью все люди… спят, отдыхают от трудового дня.. Так заканчиваются сутки. Утро, день, вечер, ночь – сутки. Давайте вместе повторим и запомним пословицу: «День да ночь – сутки прочь».

Так и ходит время по кругу: утро, день, вечер, ночь.

10. Логопед :    А сейчас возьмите наши круги-схемы, я проверю, все ли ребята различают части суток (называю предложение-загадку, дети стрелочкой указывают, когда это бывает):

– На завтрак мама сварила манную кашу.
– В окно заглянула желтая луна.
– Началась моя любимая передача «Спокойной ночи, малыши».
– После обеда дети вышли гулять.

– А теперь вы придумайте предложения, а я попробую угадать, когда это бывает.

Дети :  …..

Подведение итогов .

 Логопед :    Ребятки о чем мы сегодня говорили ?Что узнали нового? А вам понравилось ? Что именно ? А что вам было трудно ?Я тоже хочу  сказать вам спасибо! На мои вопросы  отвечали полными  предложениями  .С интересом слушали и выполняли задания… Вы все молодцы!Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...