Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;

- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;

- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;

- дать понятие «твердый» и «мягкий» согласный звуки;

- учить детей выделять первый и последний согласные звуки П, Пь;

- учить детей проводить анализ прямых и обратных слогов АП, ПА, ИП, ПИ; и др;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- тренировать внимание, память и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_22_starshaya_gruppa._zvuki_p-p.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки П и  Пь». Занятие № 22

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;

- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;

- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;

- дать понятие «твердый» и «мягкий» согласный звуки;

- учить детей выделять первый и последний согласные звуки П, Пь;

- учить детей проводить анализ прямых и обратных слогов АП, ПА, ИП, ПИ; и др;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- тренировать внимание, память и мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Предметные картинки на звуки П, Пь.
  • схемы для характеристики звуков;
  • цветные фишки для ЗБА;
  • дидактическое пособие «Домик».

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит картинку на звук П – сначала в начале слова; затем – в конце слова.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,

Идем подарки покупать.

Мишке – штанишки,

Зайке – фуфайку,

Свинке – косынку
Барашку – рубашку,

Синичке – рукавички,

Корове – чулки,

А теленку – ползунки.

Социально-коммуника-тивное развитие   Речевое развитие

Игровая деятельность

3. Игра 4 лишний.

ПАУК, БАБОЧКА, СТРЕКОЗА, КОМАР.

Кто лишний?  - ПАУК.

Почему?  - Все летающие насекомые, а паук – не летает. (если сложно, можно ПАУК и ПТИЦЫ).

ПППАУК – какой первый звук в этом слове?  - П

Дайте характеристику звуку П?  - Согласный, глухой.

ПЕТУХ, КОРОВА, КОШКА, ЛОШАДЬ.

Кто лишний? – ПЕТУХ.

Почему?  - Петух – домашняя птица, остальные – звери.

ПППЕТУХ – какой первый звук в этом слове? – Пь (если дети затрудняться, или скажут П, то нужно уточнить, несколько раз проговорить звук П и Пь, Почувствовать разницу).

Дайте характеристику звуку Пь? – Согласный, глухой.

А чем различаются звуки П и Пь?  - Один произносится твердо, другой мягко. (при затруднениях учитель-логопед сам делает этот вывод).

Полная характеристика звуков с использованием графических символов:

Звук П – согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом.

Звук Пь – согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом.  (знакомим детей с обозначением мягких звуков).

Социально-коммуника-тивное развитие   Речевое развитие

Игровая деятельность

4. Игра «Светофор».

Если вы слышите твердый звук П – поднимаете светофорчик с синим сигналом, если мягкий звук Пь – с зеленым сигналом, если я говорю совсем другие звуки – ничего не поднимаете.

Из ряда звуков : П, Пь, П, Пь, А, Пь, У, П, К, Пь, С, М, П, и др.

Из ряда слогов: ПА, ПЯ, ПО, ПЁ, ПУ, ПЮ, ПЫ, ПИ, ПЭ, ПЕ и др.

Из ряда слов:  ПАПА, ПАУК, ПЕТУХ, ПЕТЯ, ПИРОГ, ПОВАР, ПАНАМА, ПИЯВКА и др.

Социально-коммуника-тивное развитие   Речевое развитие

Игровая деятельность

5. Игра «Попугай»

Запомни – повтори:

ПА-ПА-ПЯ

ПО-ПЁ-ПО

ПЫ-ПИ-ПИ

ПУ-ПЮ-ПЮ  и др.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

6. Физкультминутка.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

7. Звуковой анализ слогов и слов с твердым и мягким звуком П:

АП- ПА

ИП- ПИ (мягкий звук обозначается зеленой фишкой)

ПАПА, ПИК и др.

Социально-коммуника-тивное развитие

Игровая деятельность

8. Игра «Живые звуки»   по следам звукового анализа слогов и слов.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

9. Работа с картинками на звуки П и Пь:

К нам в гости пришли Паук Паша и Петух Петя, давайте подарим им картинки со звуками П и Пь.

Каждый ребенок выходит к доске , выбирает картинку и говорит:

Я подарю ПАНАМУ  пауку Паше, потому что в слове ПАНАМА твердый звук П. (логопед при необходимости помогает).

Социально-коммуника-тивное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность

10.  Игры с картинками на П и Пь «Чего не стало», «Что изменилось».

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

11. Составление предложений по картинкам и составление схемы предложения.

ПАУК ПЛЕТЕТ СЕТЬ.

ПЕТУХ КУКАРЕКАЕТ.

ПЕТУХ КЛЮЕТ ЗЕРНО.

ПОВАР ВАРИТ СУП.

Можно взять предложение с предлогами – маленькими словами, если считаете, что ваши дети готовы к этому.

ПАПА СИДИТ НА ДИВАНЕ.

ПТИЦА СЕЛА НА ВЕТКУ.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

12. Итог занятия.

Какой звук повторяли?

С каким новым звуком познакомились?

Какой звук П?

Какой звук Пь?

Чем похожи звуки П-Пь?

Чем они отличаются?

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

13. Домашнее задание.

Приклеить в тетрадь картинки с мягким звуком Пь.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

14. Трудовые поручения во время НОД. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки К и Кь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по артикуляционным и акустическим признакам;- упражнять детей в делении слов на слоги;- учить определять место звука в слов...