Познавательный досуг для родителей. Рекомендации по коррекции грамматического строя речи на материале логопедических игр.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Грамматическая система русского языка сложна для  ребенка с общим недоразвитием речи. Нарушения грамматического строя речи  занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

В данной работе приведены примеры игр и упражнений для коррекции грамматического строя речи у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный досуг для родителей

 Рекомендации по коррекции грамматического строя речи  на материале логопедических игр.

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку, с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы – нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, как для последующего обучения ребенка в школе, так и для коммуникации вцелом.

Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, способности общения в сфере языковых функций. Наряду общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного принятия умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов, использовать приготовленный словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи.

Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для ребенка меняющимися окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми.

Коррекционную работу по грамматике  с детьми, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать разные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенками значениям. Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике. Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создать высокую умственную и речевую нагрузку, а для детей данной категории это непосильно. Эффективность упражнений можно реализовать в игровой форме. Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.

Некоторые виды лексико-грамматических игр.

Работа над предложением.

Именительный падеж.

  • Подвижная игра на обобщение.

Дети становятся в круг. Логопед предлагает детям поймать мяч и составить предложение такого образца.

-Мяч. Мяч – это игрушка.

(Игрушки. Овощи. Фрукты. Насекомые. Транспорт. Зимующие птицы.).

  • «У кого больше».

Оборудование: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

- У меня зеленый шар.

- У Вити зеленые шары.

  • Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Ход игры. Бросая мяч ребенку, логопед называет какое либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

Лошадь         -      жеребенок

Корова            -     теленок

Свинья             -   поросенок

Зайчиха            -  зайчонок

Медведица      -    медвежонок

Собака            -      щенок

  • «Что не так».

Детям предлагается назвать правильный вариант, опираясь на картинки.

Корова – лакает, свинья – грызет, собака – хлебает, волк – поет, бабочка  - кусает, баран – клюет.

  • Игра «Кто чем занимается?»

Ход игры. Вариант игры. Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Учитель        -     учит

Врач          –        лечит

Строитель    -    строит

Художник      -  рисует

Продавец         -   продает

Швея               -   шьет

Управление родительным падежом существительных.

  • Игра «Почтальон приносит почту».

Оборудование: сумка, газета, журнал, письмо, открытка, коробка – посылка.

Ход игры: среди детей выбирают почтальона, остакльные дети распределяют между собой роли дедушки, папы, мамы, дочери, сына…

Приходит почтальон:

- Принес почту. Для кого эта газета?

-Эта газета для дедушки! (почтальон отдает газету дедушке).и так далее.

  • Игра «Путаница».

Оборудование: конверты с деталями одежды.

Ход игры: дети разбирают конверты с деталями одежды и собирают в единое целое. Это воротник от рубашки. Это манжет от рубашки. И т.д.

Я сложила все детали от рубашки!

  • Игра «Магазин игрушек».

Оборудование: игрушки изготовленные из разных материалов.

Ход игры: логопед – продавец. Дети – покупатели. Логопед демонстрирует предметы дает детям в руки и спрашивает: «Из чего сделан предмет?» Кто правильно отвечает, тот получает игрушку.

  • Игра поломанные игрушки.

Оборудование: поломанные игрушки.

Ход игры: Дети разбирают поломанные игрушки и идут к «доктору»;

«У меня мишка без уха»,  «У меня заяц без хвоста», «У меня машина без колеса», « У меня самолет без крыла».

  • Игра Мишка – Хвастунишка.

Оборудование: предметные картинки и мелкие игрушки.

Ход игры: На роль мишки –хвастунишки выбирается ребенок, остальные получают мелкие игрушки и предметы. Мишка должен ходить от ребенка к ребенку и, рассмотрев, сказать: «У тебя одна чашка, А у меня много чашек в берлоге» и т. д. За правильный ответ ребенку дают фишку. 

  • Игра «Веселый счет»

Сколько предметов - всегда мы знаем.

Хорошо их  посчитаем.

Ход игры: Логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять»

Примеры: один стол - пять столов, один заяц - пять зайцев, один слон - пять слонов, один палец - пять пальцев.

Управление дательным падежом.

  • Игра «День рождение».

У зайки день рождения. Он пригласил своих друзей. Приготовил для них угощение. Отгадай, кому что приготовил зайка?.

Орехи кому? Рыбу кому? Мед кому? Морковку кому? Яблоки кому?

Детям предлагается выбрать по картинкам животных: медведя, белку, лису, ежика.

Управление винительным падежом.

  • Игра «Что спрятано в волшебном мешочке?»

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, мешочек.

Употребление нарицательных существительных в винительном падеже.

На ощупь определить, какой предмет. – я взяла_____свеклу.

Я взял_____яблоко, я зяла______морковь, явзял_______помидор.

  • Игра «Кто ловкий?»

Оборудование: детская посуда, игрушки.

Дети садятся на стульчики. Напротив ставятся 2 стульчика, на них предметы.5-6 из них разных категорий: посуда, мебель.

На расстоянии еще 2 стула. Вызываются 2 человека. По сигналу: «1,2,3-бери посуду!» дети переносят предметы. Составляют предложение:

«Я перенес чайник.»

Управление творительным падежом.

  • Игра « Кто чем защищается?»

Оборудование: картинки животных, птиц, фишки.

Ход игры: логопед предлагает рассмотреть картинки и подумать: кто чем защищается?

Дети отвечают: «Собака защищается зубами», «Олень защищается рогами», «Еж защищается иголками», «Гусь защищается клювом».за правильный ответ ребенок получает фишку.

Игра «Что бывает шерстяным?»

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка...)

Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, елка, проволока...)

Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, клинок...)

Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка...)

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей...)

  • Игра «Кто за кем ?»

Дети делятся на две команды. Водящие стоят впереди команды, спиной к детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит правильный ответ поощряем фишкой.

Управление предложным падежом.

  • Игра «ответь на вопросы и нарисуй»

Где растут грибы? (в лесу).

Где растут ягоды? (в саду).

Где плавает рыбка? (в аквариуме, в море, пруду).

Где пасется корова? (на пастбище).

  • Игра «Всякой вещи свое место».

Оборудование: картинки – шкаф, мыльница, футляр для зубной щетки, пенал.

Где хранят платья, книги, ручки, чашки, вилки, зубные щетки?

За правильный ответ дети получают фишку. Кто набрал больше всех фишек, тот победил.

Своевременное овладение  грамматической структурой родного языка имеет важное значение, как для последующего обучения ребенка в школе, так и для коммуникации. Игровой момент  заманивает ребенка в учебную деятельность, вырабатывая стойкий интерес для реализации коррекционных задач.

Игра помогает развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.

Все это является     необходимыми предпосылками  для лучшего функционирования  речевых органов и  оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Систематично выстроенные  упражнения и игры  развивают уверенность в себе и своих силах;  совершенствуют коммуникативные навыки, позволяют проводить занятия в интересной и увлекательной форме; совершенствуют умение соотносить свое действие с действием партнёра и просто создадут хорошее настроение!

Литература

1. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012.
2. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2018.
3. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. – Рн/Д: Феникс, 2016.
4. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016.
5. Тарасова, Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим н
  6.Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради “Раз – словечко, два – словечко” / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2012.
7. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. – М.: Эксмо, 2013.
8. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. – М.: Владос, 2015. – 95 c.
9. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. – СПб.: Детство Пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекция грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи с помощью игровых технологий"

В презентации представлены преимущества использования игрвых технологий при формировании и коррекции грамматического строя речи детей с ОНР, в частности , здесь прослеживается важная роль различных ди...

Игры и упражнения направленные на развитие грамматического строя речи в логопедической группе ГБДОУ .

На шестом году жизни, как и ранее, дети активно усваивают формы множественного числа именительного и родительного падежа существительных, формы повелительного наклонения глаголов, степени сравнения пр...

Методическая разработка "Картотека игр по формированию лексико-грамматического строя речи в логопедической группе (из опыта работы)"

Коррекция лексико-грамматического строя речи позволяет детям с ОНР сознательно использовать в активной речи точные определения существительных, прилагательных, глаголов. Работа по формиров...

Материал для коррекции грамматического строя речи дошкольников

Материал для коррекции грамматического строя речи дошкольников. Тема- " Один- много". Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже. Для использования логопеда...

Досуг по физической культуре и лексико-грамматическому строю речи в подготовительной группе (ТНР) по теме: "Путешествие в космос".

Досуг по физической культуре и лексико-грамматическому строю речи в подготовительной группе (ТНР) по теме "Путешествие в космос"...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи

Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у дете...