«Постановка и автоматизация звука[ Ш]: речевой материал»
материал по логопедии

Овчинникова Татьяна Васильевна
Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.
Причины нарушения произношения звука ш.
Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:
Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязычной уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии  у детей.
Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.
Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.
Правильная артикуляция:
-губы слегка округлены;
-кончик языка поднят вверх,но не касается нёба;
-боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
-форма языка напоминает чашечку;
-голосовые связки отдыхают,горло не дрожит.
Звук [ш]-всегда твердый глухой согласный.
Артикуляционная гимнастика для звука[Ш]:  "качели", "часики", "вкусное варенье", "парус", "маляр", "чистим зубки", "чашечка","грибок"
Автоматизация звука ш.
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.
Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях.
Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.
Автоматизация в слогах начинается из проговаривания прямых слогов : ша, шо, шу.
После освоения идут обратные слоги : аш, уш и т. д.
Автоматизация звука ш в прямых слогах со стечением согласных:
Шта — што — шту- штэ — шты
шка — шко — шку — шкэ- шкы
шма — шмо — шму — шмэ — шмы
шва — шво — шву — швэ — швы
шпа — шпо — шпу — шпэ — шпы
шна — шно — шну — шнэ — шны
Автоматизация звука ш в обратных слогах со стечением согласных:
Ашт — ошт — ушт — ышт — ишт — ешт — ёшт — юшт — яшт
ашк — ошк — ушк — ышк — ишк — ешк — ёшк — юшк — яшк
Автоматизация звука ш в начале слова:
Ша: шайба, шахматы, шампунь, шапка, шахта, шаг, шампиньон.
Шо: шов, шепот.
Шу: шум, шутка, шут, шутить, шумовка, шутник, шуба, шуметь.
Ши: шина, шипы, шить, шип, шитье, шифон, шипеть, шиповник.
Ше: шея, шептать.
Стечение согласных: штанга, шкаф, швы, швея, шпагат, швед, шпага.
Автоматизация звука ш в середине слова:
Ша: каша, ушанка, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, мышата, Миша, дышать, кушать, вешать.
Аш: башня, букашка, пашня, кашка, башмак, каштан, пташка.
Шо: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, тушенка.
Ош: кошка, окошко, мошка, Тимошка.
Шу: мишутка.
Уш: пушка, подушка, избушка, кукушка, мушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка, матушка.
Ши: машина, уши, пушинка, вышивать, мыши, ошибка, тишина, ушиб, ковшик, кувшин, кувшинка.
Ыш: пятнышко, пышка, донышко. Ше: мишень, ошейник, бушевать.
Стечение согласных: пшено, пшённый.
Автоматизация звука ш в конце слова:
Аш: ваш, наш, гуашь.
Уш: душ, тушь. Иш: тишь, мякиш, финиш.
Ыш: мышь, камыш, детёныш.
Еш: ешь, пьёшь, поёшь, идёшь.
Стечение согласных: ковш.
Автоматизация в словах с двумя звуками ш
Шишки,штанишки,шашки,шипишь,шутишь,пишешь,шумишь.
Автоматизация звука ш в словосочетаниях:
Дедушкины шахматы,швейная машинка,дубовый шкаф,вишнёвый компот,пшённая каша,новая подушка,пуховая шапка,бабушкина шуба.
Автоматизация звука ш в предложениях:
Три слова: У Маши шуба. У Яши машина. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью.
Четыре слова: У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф.
На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.
Пять слов: У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке.
Шесть слов: Мама мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки — мышата, у лягушки - лягушата.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука (с) -речевой материал

АВтоматизация зву3ка (с). Речевой материал....

Автоматизация звука [р] (речевой материал).

Автоматизация звука Р необходима для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех словах и фразах. Этот процесс нужно начинать только после того, как малыш научился четко произносить...

Автоматизация звука [р] (речевой материал).

Автоматизация звука Р необходима для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех словах и фразах. Этот процесс нужно начинать только после того, как малыш научился четко произносить...

Автоматизация звука [ч] (речевой материал для родителей).

Всегда полезно иметь под рукой материал, который ускорит и облегчит работу. Когда в группе много детей и всем надо дать домой задание на закрепление поставленных звуков, то такой, уже готовый материал...

Методический материал "Планирование работы по постановке и автоматизации звука "Ш "

В данном материале представлен перспективный план работы учителя-логопеда по постановке и автоматизации звука "Ш"...

Материал по постановке и автоматизации звука Л

Материал по постановке и автоматизации звука Л...