КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) в естественной экологической среде ТЕМА «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Пушкарева Ирина Вильгельмовна

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ovz.docx200.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) в естественной экологической среде

ТЕМА «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ»



https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1895332/pub_5daa97fe8600e100b1339f04_5daabc9f97b5d400b222e13a/scale_1200Воспитатель Пушкарева И.В.

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитофон, аудиокассета с записью «Осенней песни» П.И.Чайковского, фланелеграф, стойка и листья для игры «Осенние листочки», картина «Ранняя осень», игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа.  Экскурсия в осенний парк, наблюдения за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев деревьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», подвижного упражнения «Дождик».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии.]

Занятие проводится на прогулочной площадке в естественной экологической среде. Тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.

Логопед. Давайте посмотрим вокруг и поговорим о том, что мы видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?

Дети. Солнечная.

Логопед. Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?

Дети. Нет. Тепло.

Логопед. Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите на дерево перед вами. Вы знаете, как оно называется?

Дети. Береза.

Логопед. Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?

Дети. Белая кора.

Логопед. Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Давайте подойдем поближе к дереву и рассмотрим его. Потрогайте ладошками ствол березки. Какой он на ощупь?

Ответы детей

Логопед. Про нее говорят: белоствольная. Как вы думаете, почему так называют березку? Она стройная. У нее длинные тонкие ветви. А какие листья вы видите на березе?

Ответы детей

Логопед. Каких листьев больше? На березе уже много желтых листьев. Почему?

Ответы детей


Логопед. Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть.

Давайте мы поиграем с листочками.

( Дети берут заранее подготовленные осенние листья и подбрасывают их вверх).

Как называется такое явление в природе, когда дует ветер и много-много листьев падает с деревьев.

Ответы детей

Логопед. Когда ветер подует, листья отрываются от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

2. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой натянут шнур с прикрепленными к нему сухими желтыми листьями березы. Листья находятся на уровне рта ребенка.

Логопед. С какого дерева опали эти листья?

Ответы детей

Логопед. Правильно. Как их можно назвать?

Дети. Березовые

Логопед. Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я.

Логопед медленно набирает воздух через рот, вытягивает губы трубочкой и дует на листок, не раздувая щек. Далее упражнение выполняют дети. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе. Упражнение повторяется не более 3—5раз.

Логопед. У вас получилось упражнение. Молодцы. А теперь пройдите к мольберту.

3. Беседа «Ранняя осень» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.]

Логопед организует беседу, привлекая внимание детей, картину ставит на мольберт.

Логопед. Вчера мы с вами ходили на прогулку в осенний парк, собирали там разноцветные листья. А сегодня давайте рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке?

Ответы детей

Логопед. На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?

Ответы детей

Логопед. Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?

Ответы детей

Логопед. Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?

Ответы детей

Логопед. Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?

Ответы детей

Логопед. Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?

Ответы детей

Логопед. Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое вы разучили с воспитателями.

4. Подвижное упражнение «Дождик». [Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]

Логопед. Вставайте вокруг меня. И делайте как я, повторяя слова.

Логопед делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, произносить текст.

5. Рассказ логопеда по картине. [Развитие речевого слуха.] Логопед предлагает детям присесть на скамейки и выразительно рассказывает.

Рассказ по картине «Ранняя осень»

Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.

Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул сильный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.

6. Контрольные вопросы к прослушанному рассказу. [Совершенствование диалогической речи.]

Логопед организует беседу по картине.

Логопед. Мы с вами вспомнили вчерашнюю экскурсию. Вам интересно было в парке?

Ответы детей

Логопед. Что вам особенно понравилось?

Ответы детей

Логопед. Конечно, вы вчера увидели много нового и интересного. А как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес?

Ответы детей

Логопед. Почему вы так думаете?

Ответы детей

Логопед. А вы любите гулять в осеннем лесу или парке. С кем вы гуляете?

Ответы детей

7. Игра «Что перепутал художник?» [Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.

Логопед. Посмотрите внимательно на картину, которую составил Незнайка. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?

Дети находят допущенные Незнайкой ошибки и убирают эти изображения с наборного полотна.

Логопед. Вы нашли все ошибки, которые допустил Незнайка. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим разноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.

8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед. Посмотрите на этого веселого лисенка. Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.

Дети широко открывают рот.

Логопед. А теперь посмотрите, как показывает зубы маленький волчонок. Растяните губы, покажите зубы.

Дети растягивают губы, обнажив сжатые зубы.

Логопед. А вот этот слоненок родом из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком», а слоник скажет, правильно ли вы это делаете.

Дети вытягивают губы вперед «хоботком».

Логопед. Вы молодцы! Слоненку понравилось, как вы делаете упражнение.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

Логопед. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, о том какими бывают осенью деревья, какая осенью погода. А что вам больше всего сегодня понравилось? (Ответы детей)









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».

Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Идём в гости к гласным звукам»

В конспекте сформулированы цель и задачи занятия, описана предварителтная работа и  педагогические технологии....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...

Конспект открытого итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на весеннюю полянку»

В конце учебного года подводятся итоги коррекционно-развивающей работы. Конспект предлагаемого занятия поможет увидеть результаты проведенной работы с детьми старшей группы компенсирующей направленнос...