Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Абилова Саида Эльдаровна
Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы  в логопедических группах

В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.

У детей имеющих нарушения речевого развития,  можно выделить ряд общих проблем: в первую очередь – это нарушение общения, что отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы.  Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память и  работоспособность снижены.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

Использование  средств  музыкального воспитания является одной   из форм коррекционной работы  в логопедических группах

Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах подразделяется на два направления.

 Логоритмические занятия.

Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала.

Важна последовательность выполнения: сначала дети выполняют  движения по показу педагога, проговаривая слова, затем- самостоятельно в нужном ритме, а потом в игровой форме двигаются под музыку.

Интересными и познавательными для детей являются пластические этюды под чтение стихов,  которые дети выполняют с большим удовольствием Выразительно читая стихотворение, можно отобразить  его содержание при помощи движений, что позволяют достичь раскрепощения ребёнка, почувствовать возможности своего тела; развития выразительности телодвижений; двигательных способностей; мышечной свободы. Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребенка, если в них использовать различные способы звукоподражания. Хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук…

Например:

 «Звериная  зарядка»

- Раз – присядка, - дети приседают.

- Два – прыжок. – подпрыгивают. 

Это заячья зарядка. – кладут ладошки на голову – «ушки на макушке»

А лисички, как проснутся, - кулачками трут глаза

Сразу любят потянуться, - потягиваются, отводят руки назад

Обязательно зевнуть, - зевают, прикрывая рот ладонью

Ну и хвостиком вильнуть. – двигают бёдрами из стороны в сторону

Ну, а мишка-косолапый, - слегка сгибают руки в локтях

Широко расставив лапы - ставят ноги на ширину плеч

То одну, то обе вместе – - переступают с ноги на ногу

Долго топчется на месте. – раскачивают туловищем

А наш Петя-петушок - ставят руки на пояс

Подняв красный гребешок, - поднимают голову вверх 

Важно по двору шагает, - шагают, высоко поднимая колени.

Свою песню распевает.

(Восстановление дыхания)

Муз. руководитель:  А теперь вдохнули через нос, плечи не поднимать. На выдохе пропели: «Ку-ка-ре-ку!» (Выполняется 2 раза).

Подобным образом можно фантазировать  с любыми стихами.

Структура логоритмических занятий

  • Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.
  • Танец или хоровод.
  • Четверостишье, сопровождаемое движениями.
  • Песня.
  • Пальчиковые игры.
  • Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.
  • Игра на музыкальных инструментах.
  • Релаксация.

Логоритмические занятия включают в себя и элементы, имеющие оздоровительную направленность (Развитие певческого голоса, певческого  дыхания, пальчиковые игры, упражнения на развитие основных  групп  мышц)

Во время проведения логоритмических занятий оптимальным считается, если дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним. Хорошо, если на логоритмических занятиях присутствует и логопед.

2. Музыкальные занятия

У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

– Дети не поют, а говорят

– Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука

– Плохо запоминают тексты песен, их названия

– Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания

– Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом

– Затрудняются в передаче элементарного  ритмического рисунка

Пение.

Цель: воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие вокально– хоровых навыков.

При проведении занятий с детьми логопедических групп репертуар обязательно  согласовывается с  логопедом.

Вокальные установки.

При обучении пению слежу за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот- дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев-так у них лучше работает диафрагма

Рот открывается вертикально, а не в ширину, во избежание  крикливого звука. Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

Звукообразование.

Для правильного звукообразования я большое значение придаю разнообразным  распевкам.  Я использую песенки– попевки О. Боромыковой. На распевках также происходит работа над правильным дыханием (брать  дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова). Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. На этом этапе важен показ музыкального руководителя на основании которого большинство детей через некоторое время могут справиться с поставленной задачей.

Слушание музыки.

Цель: формирование начала музыкальной культуры, общей духовной культуры.

Наряду с разнообразными методами и приемами для детей логопедических групп я использую следующие приемы:

1.Использование словесного материала

2. Знакомство  с контрастными произведениями

3. Знакомство с произведениями объединенными общим замыслом.

Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза

В своей работе я использую материал из сборников “Коррекция речи и движения” О. Боромыковой  и “Первая встреча с музыкой” А.Артоболевской.

Планируя музыкальный репертуар по слушанию музыки, я опираюсь на программу О. Радыновой “Музыкальные шедевры”.

Музыкально-ритмические движения.

Музыкально-ритмические движения нужно стараться включать на каждом занятии. Особенно полезны для детей танцы с пением и хороводы, танцы в кругу, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а также развивают музыкальность, двигательные навыки и умения, умения ориентироваться в пространстве, творческие способности, нравственно– коммуникативные качества, тренируют психические процессы. Они создают положительный эмоциональный настрой и очень нравятся детям.

 Танцы с пением позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности. Парные танцы в логопедических группах использовать довольно сложно, но и отказываться от них нельзя.

Правильно подобранный танец может многому научить детей. Он способствует развитию у них внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма, согласованности движений с характером музыки, координации движений в парах.

На музыкальных занятиях по развитию музыкально- ритмических движений использую   программу А. Бурениной “Ритмическая мозаика”.

3. Игры.

Особенно полезны для детей игры с пением, которые  позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям.

Важно, чтобы дети не просто выполняли движения под музыку, а играли под неё: то превращаясь в мишек, то в птичек,  и т.д. В своей работе я использую «Логопедические музыкально- игровые упражнения для дошкольников»  под ред. Е.А. Судаковой, где решению задач по освоению разнообразных музыкально-ритмических движений   способствует содержание (музыкальный материал) , основанный  на фольклоре, который  отличается своей простотой,  и  в то же время выполняет поставленные задачи в музыкальном развитии и воспитании ребенка (услышать две части в музыке, услышать регистр, окончание, фразы)

Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности  требует четкого, правильного выполнения движений и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности.

Игра на детских музыкальных инструментах.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является средством для решения коррекционных задач: развитие мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ.

В файле представлен материал по коррекционной работе с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ

В файле представлен материал по коррекционной работе с использованием средств музыкального воспитания в ортопедических группах....

Лекотека - одна из форм коррекционной работы с детьми с особенностями развития

В рамках региональной программы "Точка опоры" дом ребенка приобрел дидактическое оборудование для работы с детьми с особенностями развития. Перед администрацией встал вопрос: как расместить данный сма...

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы в логопедических группах

Использование средств музыкального воспитания как одна из форм коррекционной работы  в логопедических группах  В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родн...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ.

Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий....

коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания

Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается.Особенно сложно детям с нарушениями речи.Для де...

"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".

При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...