Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Бурдыгина Татьяна Владимировна

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dou_romashka_logoped.docx131.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

УТВЕРЖДАЮ:

 Директор МКОУ СОШ№16

_______В.А.Захаров

Протокол №_______

«___» ________ 2018 г

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий ДОУ

__________И.В. Внукова

 «___» ________ 2018 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

 

Разработана: учителем-логопедом

Бурдыгиной Т.В.

Болотное, 2018

Содержание

I

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи реализации рабочей программы

1.3.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

1.4.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы учителя–логопеда характеристики

1.5.

Планируемые результаты

II

Содержательный раздел

2.1.

2.2.

Содержание деятельности учителя-логопеда

Направления деятельности учителя-логопеда

2.3.

Диагностическая работа (мониторинг коррекционно - образовательной деятельности)

2.4.

2.5.

Коррекционно-развивающая работа

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ

2.6.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников (или лицами, их заменяющими)

III

Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое оснащение

3.2

 Методическое обеспечение

Приложение


I.Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Актуальность  программы

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных образовательных организациях, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу педагогического риска, так каку них наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, связную речь. Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются различные виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Процесс становления звукопроизношения заканчивается к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки. Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка. Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе. Коррекционно- развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.  

В соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения была разработана программапо коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.

         Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д. Элькониным. В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т. Б. Филичевой, Т.Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева по проблеме коррекции устной речи.

Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматических категорий языка,  развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей детей  с речевой патологией.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.  № 1155);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 29.05.2013;
  • Инструктивно-методическое письмо МО и ПО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 года № 65/23-16.
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Структурного подразделения детский  сад  «Ромашка» МКОУ СОШ №16 Пр.№1 от 31.08.2015г.;
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996
  •  Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи. Под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий.

  • логопедического кабинета;
  • наглядных пособий;
  • дидактического материала;
  • учебно-методической  литературы;
  • зеркала;
  • средств ИКТ.

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение поставленных задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

5) Посещение специалистов и выполнение их рекомендаций (невропатолога и психолога);

•     Основа логопедической работы на занятии – разнообразные игры.

1.2. Цель и задачи реализации рабочей программы

Цель: формирование у детей правильной устной речи.

Задачи программы:

  • Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов, речевого дыхания;
  • Постановка звуков и ввод их в речь;
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений; уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта;
  • Совершенствование лексико-грамматического строя, связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи;
  • Осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.

1.3.Принципы и подходы к формированию программы

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Подходы к формированию программы:

  • Системный подход. Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: учитель-логопед и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.
  • Личностно-ориентированный подход. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Для развития личности создаются  условия для саморазвития задатков и творческого потенциала.
  • Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности, заключающееся в  выборе и организации деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).
  • Индивидуальный подход заключается в поддержке индивидуальных особенностей каждого ребенка.

1.4.  Значимые для разработки и реализации рабочей программы учителя–логопеда характеристики

Особенности речевого развития детей 5-6 лет

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, магазин и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

 Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Ребенок способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Особенности речевого развития детей 6-7 лет

Дети этого возраста начинают осваивать в сюжетно-ролевых играх сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи.  Расширяется словарь. Дети  активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика детей с ФНР

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Причиной искаженного произношения звуков является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики.        Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

-замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

     У ребенка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов.

Характеристика речи детей с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

1.5. Планируемые результаты

Результатом реализации коррекционной программы следует считать, когда дошкольник может:

•        правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

•        четко дифференцировать все изученные звуки;

•        называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

•        производить элементарный звуковой анализ и синтез;

•        находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

•        различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

•        овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

II

Содержательный раздел

   2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда

1

Проведение диагностики, комплектование подгрупп компенсирующей направленности

Сентябрь

2

Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

В течение года согласно расписанию

3

Приобретение и изготовление  демонстрационного, дидактического, раздаточного материала для коррекционной работы с детьми.

В течение года

4

Сайт учреждения (обновление, пополнение)

В течение года

6

Самообразование. Курсы повышения квалификации (Фонд «Педагогический университет «Первое сентября»)

В течение года

7

Посещение педагогических советов,родительских собраний

По графику

2.2.Направления деятельности учителя-логопеда:

  • диагностическая работа обеспечивает  проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию   логопедической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно - развивающая работа обеспечивает коррекцию имеющихся проблем в развитии речи у детей  в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением речи и их семей по вопросам реализации  условий  коррекции детей дошкольного возраста;
  • информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса —  детьми, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.3. Диагностическая работа (мониторинг коррекционно - образовательной деятельности)

Коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).  При использовании формы контроля учитывается ведущий вид деятельности в соответствии с возрастом.

                Оценка эффективности коррекционной работы осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи, ИКТ диагностики, анализа устной  речи в начале и в конце коррекционного периода; участия детей  и  их результативность в конкурсах, связанных с устной речью, бесед-консультаций с родителями.

Первичное логопедическое обследование проводится в первые две недели пребывания ребенка в детском саду.

Основные цели обследования:

•        изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье ив дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов.

Задачи обследования:

•        выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателем);

•        выявить характерные особенности эмоционально – личностной и познавательной сферы общего развития психической сферы ребенка.

•        оценить состояние связной речи с точки зрения предметно – смыслового и лексико-синтаксического её оформления;

•        определить степень овладения компонентами языковой системы;

•        собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.

Детальное изучение данных диагностических методик позволило определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей. Полученные данные фиксируются в речевой карте ребенка. Заполнение речевых карт заканчивается к концу сентября. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы, корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

2.4. Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающаяработа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда  конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР.

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы  по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия  (индивидуального, подгруппового и фронтального).

Содержание индивидуальных занятий:

  1. Нормализация тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях)
  2. Нормализация артикуляционной моторики: выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке звуков, выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
  3. Нормализация речевого дыхания. Работа по воспитанию умения пользоваться тихим и громким голосом. Работа над темпом, ритмом и интонацией.
  4. Уточнение произношения и постановка  звуков  общепринятыми в логопедии методами. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушений.
  5. Автоматизация уточненных или поставленных звуков в традиционной для логопедии последовательности. (Картинки, схемы, символы и т.д.).
  6. Дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами (в случаях дефектов звукопроизношения в виде замен или смешения звуков).
  7. Коррекция звукослоговой структуры слов. (при необходимости)
  8. Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений
  9. Коррекция грамматического строя речи с учетом индивидуальных нарушений.

На индивидуальных занятиях  дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Подбираются комплексы артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др., устанавливается эмоциональный контакт с ребёнком, активизируется  контроль над качеством звучащей речи, корригируется речевой дефект.

Содержание подгрупповых занятий:

  1. Закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков.
  2. Дифференциация поставленных звуков в произношении и на слух.
  3. Развитие фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте (в подготовительной  группе);
  4. Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
  5. Расширение лексического запаса  в процессе закрепления поставленных звуков;
  6. Развитие связной речи

-выполнение упражнений и заданий на составление и распространение предложений;

-составление рассказов по картине;

-составление рассказов по серии картин;

-пересказ рассказов

Планирование содержания подгрупповых логопедических занятий по коррекции фонетических недостатков речи осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Подгрупповые занятия предоставляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большое количество времени отводится на постановку звуков, как правило,  объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой работы, динамики достижений  в коррекции произношения.Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи.

На фронтальных занятиях  происходит закрепление лексико–грамматических категорий,  проводится работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия, формируются навыки коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников.

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на логопедических занятиях, закрепляются воспитателями и родителями.

Индивидуальная, подгрупповая и фронтальная коррекционная работа должна включать именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

  • Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

_          Коррекция звукопроизношения

  • Развитие фонематического восприятия
  • Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Совершенствование слоговой структуры слов
  • Совершенствование лексико-грамматического строя речи
  • Совершенствование связной речи

Регламент коррекционно-образовательнойдеятельности

Эффективность коррекционно-образовательной деятельности определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.

В соответствии СанПин продолжительность индивидуальных занятий для детей 6-го года жизни 15-20 минут, продолжительность подгрупповых занятий 25 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 3 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека.При комплектовании подгрупп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей и составляет: ФНР – до 6 месяцев; ФФНР  – 1 год.

 Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

Частота проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

ФНР – 2 раза в неделю; ФФНР – 2 раза в неделю. Фронтальные занятия в данных группах проводятся 1 раз в неделю по лексико-грамматическим темам.

Рабочая программа разработана на период 2018 - 2019 учебного года с 03.09.18г. по 31.05.19г.

2.5.Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ

 Важным в реализации основных направленийкоррекционно-образовательной деятельностиявляется осуществление взаимодействия логопеда и специалистов ОУ, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса, преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • подготовка к овладение элементами грамоты;
  • развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции  специалистов и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:

Задачи, стоящие перед воспитателем:

1

Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма.

Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2

Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3

Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования.

4

Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5

Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6

Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

Расширение кругозора детей.

7

Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.

8

Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

9

Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания работа по коррекции звукопроизношения.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

10

Развитие фонематического восприятия детей.

Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11

Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12

Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни.

14

Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.

15

Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

16

Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя.

Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

Приоритеты учителя-логопеда:

Приоритеты воспитателей:

- звукопроизношение;

- фонематические процессы;

- языковой анализ и синтез.

- моторный праксис;

- психологическая база речи;

- обогащение и активизация словаря.

2.6.Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников (или лицами, их заменяющими)

Цель: помощь родителям в овладении логопедическими и педагогическими знаниями необходимыми для самосовершенствования, обогащения своего родительского и педагогического потенциала и применения знаний на практике при подготовке домашних заданий.

План работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями (или лицами, их заменяющими)

№ п/п

Тема

Форма

работы

Срок

выполнения

1.

Результаты логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом-программой на учебный год, обсуждение организационных моментов работы. Работа с индивидуальной тетрадью ребёнка.

Индивидуальные консультации, беседы.

Сентябрь

В течение года

2.

ФНР  и ФФНР, причины и основные направления коррекционно-логопедической работы.

Родительское собрание. Логопедический уголок для родителей.

Октябрь

3.

Анкетирование родителей.

Индивидуальные консультации.

Сентябрь, май

4.

Артикуляционная гимнастика.

Мастер – класс.

В течение года

5.

Приёмы выполнений домашних заданий учителя-логопеда, необходимость ежедневных занятий с ребёнком по занятиям учителя – логопеда.

Консультация на сайте ДОУ.

Октябрь

6.

Советы по автоматизации звуков в домашних условиях.

Индивидуальные консультации, беседы.

 В течение года

Предполагаемый результат:

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

Привлечение к участию в коррекционно-воспитательном процессе.

Заинтересованность в положительном конечном результате коррекционного процесса.

III

Организационный раздел

3.1. Материально-техническое оснащение

Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Кабинет оснащен наглядно-дидактическим материалом, мебелью.

  • Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы для оборудования.
  • Зеркала настенные.
  • Комплект магнитов.
  • Часы настольные
  • Игрушки.
  • Разрезная азбука (настенная)
  • Наглядно-дидактические материалыдля обследования и по развитию речи.
  • Методическая литература
  • Уголок для родителей

3.2. Методическое обеспечение

Программы:

  1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др. -М.: Просвещение. - 2008г.
  2. Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Методическое сопровождение:

  • Варенцова  Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мазаика – Синтез,2010.
  • Гербова В.В, Ильчук Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома: 3 - 5 лет – М.: Оникс, 2010
  • Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет – М.: Оникс, 2010
  • Гербова В.В. Занятия по развитию речив младшей группе детского сада.  – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.  – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  • Гербова В.В. Занятия по развитию речив старшей группе детского сада.  – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада.  – М.: Мозаика – Синтез, 2010
  • Ельцова  О.М. Подготовка дошкольников к обучению грамоте: основные направления работы. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2014
  • Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: Мозаика – Синтез,2010.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика – М.: ООО АСТ, 2002

  • Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  • Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
  • Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6, 6-7 лет: Конспекты фронтальных занятий. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей, подготовительной группе.  М.: Издательство Гном. - 2011.
  • Зырянова Л.Н, Лужбина Т.В. Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. - Р-н Д.: Феникс. - 2013.
  • Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем- логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
  • Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  • Коноваленко        В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия        в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  • Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН - М.: Гном и Д. - 2007.
  • Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексическо-семантическим темам: Осень, Зима, Весна, Лето, Человек. – М.: Гном и Д. - 2008.
  • Коноваленко В.В, Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012.
  • Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий: первый и второй год обучения. - М.: Творческий центр «Сфера». - 2010.
  • Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  • «Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет». Издательство «Учитель», 2014
  • Поваляева М.А. Справочник логопеда.
  • Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
  • Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
  • Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  • Соловьева Н.В. Подготовка и обучение грамоте детей с недостатками речи - М.: ТЦ «Сфера». - 2009.
  • Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  • Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
  • Филичева Т.Б, Туманова Т.В, Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР: Программно-методические рекомендации - М.: Дрофа – 2009.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
  • Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. Айрис – Пресс. - 2007.
  • Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать: Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I, II, IIIпериод.–М. Гном и Д. - 2008.
  • Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий в старшей и подготовительной логопедической группе. – М.: Гном и Д. - 2008.

а так же:

  • Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы
  • Пособия и материалы для обследования речи детей.
  • Альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.
  • Наборы наглядно-графической символики.
  • Пособия по развитию словарного запаса по темам: обобщающие понятия, предмет и части, части тела человека и животных, слова-действия, признаки предметов, слова-антонимы, слова с переносным значением и т.п.
  • Пособия по развитию: грамматического строя речи; связной речи; оптико-пространственных ориентировок.
  • Пособия по развитию графомоторных навыков.
  • Пособия по развитию мелкой моторики рук.
  • Пособия для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия.
  • Дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и другие изображения букв, в том числе со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради, прописи и т.п.

Приложение 1

Годовой план работы учителя-логопеда на 2018 -2019 учебный год

Направление деятельности

Формы и методы работы

Время проведения

Диагностическое

  1. Обследование речи детей  подготовительной и 2-х старших групп.
  2. Составление списка  детей, нуждающихся в  логопедической помощи.

3. Сбор анамнестических данных на детей, нуждающихся в  логопедической помощи, заполнение речевых карт.

01-15 сентября

01-20 сентября

01-30 сентября

Коррекционно-развивающая работа

Проведение индивидуальных, подгрупповыхифронтальных  занятий  в соответствии с календарным и индивидуальными планами каждого ребенка

01 октября -31 мая

Экспертная деятельность

  1. Оценка речевого развития выпускников ДОУ,

заполнение карт выпускников.

  1. Посещение  НОД педагогов

ДОУ и других образовательных учреждений.

май

В течение года

Консультативная деятельность

  1. Консультирование педагогов и родителей

ДОУ по речевому развитию детей.

  1. Ознакомление педагогов и родителей ДОУ с

результатами речевого обследования речи детей от 5 до 7 лет с последующими рекомендациями.

В течение года

В течение года

Просветительская деятельность

1.Выступления на родительских собранияхподготовительной и 2-х старших  групп ДОУ.

2.Размещение актуального материала для

родителей и педагоговна сайте ДОУ.

  1. Размещение материала в групповых уголках

и на стендах. Обновление банка консультаций.

По плану работы ДОУ

В течение года

В течение года

Организационно-методическая  деятельность

  1. Утверждение списка и комплектование  подгрупп детей для логопедических занятий,
  2. Составление и утверждение у заведующего

ДОУ циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, регламента подгрупповых , индивидуальных и фронтальных логопедических занятий на год.

  1. Составление рабочей программы, годового

плана работы учителя-логопеда.

  1. Составление перспективного и календарного

плана работы на учебный год.

  1. Планирование логопедической

индивидуальной, подгрупповой,  фронтальной  работы.

  1. Ведение речевых карт, индивидуальных

перспективных планов работы, индивидуальных домашних тетрадей детей.

  1. Организация взаимодействия со

специалистами поликлиник  (неврологи, отоларингологи, ортодонты и др.).

  1. Подготовка детей с ТНР на ТПМПК для определения оптимальных условий обучения и воспитания.
  2. Оформление отчетной документации.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

В течение года

В течение года

В течение года

февраль

В течение года

Повышение профессиональной квалификации

  1. Накопление материала для очередной

профессиональной аттестации.

2.Участие в педсоветах ДОУ, в работе районного методического объединения логопедов с целью обмена опытом.

3.Изучение методических новинок по

логопедии  в печатных изданиях и на интернет-порталах.

4.Посещение  открытых занятий, мастер классов.

В течение года

По плану работы ДОУ и района

В течение года

В течение года

Работа с педагогами ДОУ

  1. Создание единого коррекционного

пространства для детей, посещающих логопедические занятия.

  1. Информирование педагогического совета

ДОУ о результатах логопедической работы.

  1. Сотрудничество с  педагогами  (выявить

трудности в речевом обучении детей)

  1. Совместная подготовка детей к конкурсам и

утренникам, праздникам.

7. Обсуждение результатов логопедической, психологической и педагогической диагностики детей подготовительной к школе группы и старшей группы на педагогическом совете ДОУ.

8. Консультации для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах, семинарах:

 *Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков  правильного произношения звуков

*Фонематический слух - основа правильной речи.

*Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

*Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

*Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста.

*Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

В течение года

По плану ДОУ

В течение года

По плану ДОУ

В течение года

По плану ДОУ

В течение года

по плану ДОУ

Оснащение логопедического кабинета

1.Систематическое пополнение речевыми материалами (по автоматизации звуков, по дифференциации звуков).

2.Обновление оформления кабинета

3. Пополнение учебно-методического комплекса:

-новинки методической литературы

-пополнение имеющихся и создание

новых картотек по коррекционной работе с детьми

-пополнение консультаций для педагогов

 и родителей.

5.  Пополнение учебно-дидактического комплекса:

-новые игры и игрушки для работы с

детьми

-пособия для фронтальной, подгрупповой

и индивидуальной работы с детьми.

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

по мере  возможности

Приложение 2

Перспективное планирование логопедической работы по коррекции ФНР И ФФНР

Направления работы

I период обучения

II период обучения

III период обучения

Развитие общих речевых навыков

1.Выработка четкого, координированного движения органов  речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3.Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом

1.Продолжить работу над дыханием, голосом,координированными движениями органов  речевого аппарата.

2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

3. Выработка у детей умения пользоваться  высотой, темпом и тембром голоса.

1. Продолжить работу над речевым дыханием, темпом, ритмом и выразительностью речи детей.

2. Продолжить работу над координированными  движениями органов  речевого аппарата.

Звукопроиз-

ношение

1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков.

3. Постановка  и   первоначальное   закрепление   неправильно произносимых  и   отсутствующих  в  произношении  детей  звуков (индивидуальная работа)

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.

2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод,

Развитие языкового анализа, синтеза, представле-

ний

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2.Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

3.Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.)

4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).

5.  Подбор слов на гласные звуки.

6.Знакомство с согласными звуками

7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8.Знакомство   с   понятиями   «гласный   звук»   и   «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».                                                                                

9.  Анализ обратных и прямых слогов с изученными звукам (ом, мои т.п.)                                                                                

10. Звуковой  анализ  и  синтез слов из  трех звуков с изученными звуками (ива, мак и т. п.)

1.Знакомство со звуками [с]-[с'], [з]-[з']; [ц], [ш], [ж], [ш]- [ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.

2. Учить звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).

3. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при   составлении   схемы   слова   обозначать   твердые   согласные синим, а мягкие зеленым цветом).

4. Учить детей преобразовывать слова путем замены или  добавления звука.

5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».

6.Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.

1.Знакомство со звуками [и], [л], [л'], [р], [р'].

2. Обучать звуковому анализу слов из 3—6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.

3.Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

а)  с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

б)  с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.

  1. Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Я и детский сад», «Овощи, огород», Фруктовый сад», «Осень золотая», «Царство лешего. Лес, деревья, кустарники», «Хлеб всему голова», «Крылатые друзья», «Россия – Родина моя», «Я и моя семья», «Мебель, части мебели», «Поздняя осень».  

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Зимушка хрустальная», «Дикие животные», «Зверье мое – домашние животные», «Новогодние чудеса», «Рождественские посиделки», «Зимние виды спорта», «Одежда», «Веселое путешествие – транспорт, специальный транспорт», «Профессии», «День защитника отечества», «Русская народная культура, традиции».

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Милая мама», «Обитатели морей и океанов», «Весна, времена года, живая и неживая природа», «Перелетные птицы», «Будь здоров», «Космическое путешествие», «Я человек», «Моя безопасность», «Великая победа. История ВОВ», «Животные жарких стран».

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1.Отработка   падежных   окончаний   имен   существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).

4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п.

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3.Согласование существительных с числительными.

4.Образование названий детенышей животных.

5.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).

6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за).Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

1.Уточнить значение простых и  сложных предлогов  (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2. Отработать   правильное   употребление   в   речи   различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрыйбыстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее самый быстрый).

4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.

5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход,  самолет, кашевар приехал-уехал,усы-усики).

  1. Развитие связной речи

1. Составление простых распространенных предложений.

2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов по различным лексическим темам с использованием опорных схем.

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2.Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Развитие мелкой моторики

1. Обводка,  закрашивание  и  штриховка по трафаретам  (по лексическим темам I периода).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4.  Письмо узоров, элементов букв в тетрадях.

1.Работа по развитию  мелкой моторики рук (упражнения для

пальцев).

2. Работа по развитию конструктивногопраксиса.

3.Работа по обводке и штриховке фигур (по темам II периода).

4.Письмо  элементов.

1.Работа по развитию пальчиковой моторики.

2.Работа по развитию конструктивногопраксиса.

3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.

4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

Приложение 3

Тематическое планирование логопедической работы по коррекции  ФНР И ФФНР

Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий проводится  по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов ребёнка.

 Тема

Виды работы

Игры и упражнения

Оборудование

1 этап

1.Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания, памяти

1.Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

а) «Делай так»

б) «Что изменилось?»

в) «Чего не стало?»

г) «Разрезные картинки»

д) «Парные картинки»

е) «Кто больше запомнит или увидит»

ж) «Четвёртый лишний»

 а) «Угадай, чей голос»

б) «Шумовые коробочки»

в) «Улови шёпот»

г) «Жмурки с голосом»

д) «Отгадай, что звучит»

е) «Где позвонили?»

Дидактические игры, игрушки

Набор карточек

звучащие игрушки.

«Шумелочки»

музыкальные инструменты,

погремушки, колокольчик, дудочки

2.Развитие общей моторики

Комплексная гимнастика конечностей и туловища

Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки

Выполнение упражнений и  игры на развитие координации и чувства ритма

 комплекс упражнений.

3.Развитие мелкой моторики рук

Развитие движений кистей и пальцев рук:

1) Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики

2) Штриховка

3) Обведение шаблонов

4) Вырезание ножницами разных фигур

5) Сортировка по сортам семян, по цвету мозаик

6) Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определённые цели

«Мозаика»

«Золушка»

«Художник»

 «Шнуровка»

«Забей мяч в ворота»

«Расскажи стихи руками»

Колючие мячи

Прищепки

Дидактические игры

Мозаика

Шаблоны и трафареты

Речевой материал: (стихи и потешки

для развития мелкой моторики)

4.Развитие подвижности артикуляцион-ного аппарата

Основной комплекс артикуляцион-ной гимнастики

1.  Упражнения, направленные на развитие челюстей

2.Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

3. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

4. Упражнения для развития мышц щёк

1) «Бегемот»

2) «Обезьянки»

3)»Жевательная резинка»

1) «Лягушка»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – Хоботок»

4) «Окошко», «Рыбка»

5) «Трубочка»

1) «Лопаточка»

2) «Иголочка»

3) «Лопаточка – иголочка»

4) «Футбол»

5) «Часики»

6) «Качели»

7) «Лошадка»

8) «Накажем непослушный язычок»

9)«Качели»

10)«Расчесочка»

1)«Толстячок»

2)«Худышка»

Картотека артикуляцион-ных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

Картинки – символы артикуляционных упражнений

5.Комплекс упражнений, вырабатываю-щий правильный артикуляцион-ный уклад для свистящих звуков  

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

3. Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания

4. Упражнения, вырабатывающие умение образовывать желобок посередине языка

1) «Лягушка», «Улыбка», «Заборчик»

2) «Хоботок», «Трубочка», «Рупор»

3) «Лягушка – Хоботок»

4) «Упрямый ослик»

1) «Лопаточка», «Блинчик», «Лепёшка»

2) «Накажем непослушный язычок»

3) «Киска сердится», «Горка»

4) «Чистим нижние зубки»

5) «Посчитаем нижние зубки»

6) «Качели»

1) «Кто дальше загонит мяч»

2) «Подуем на лопатку»

3) «Дует ветер с горки»

4) «Сдуем с ладошки пёрышко»

5) «Тепло – холодно»

6) «Чей пароход лучше гудит?»

1) Улыбнуться, чтобы были видны все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; высовывать при растянутых губах распластанный язык наружу и дуть на его кончик («заморозим язычок»)

2) Высунуть широкий язык наружу, а затем, положив тонкую палочку (зонд или чайную ложку ребром) на середину языка и сделав в нём небольшое углубление, выдувать воздух по этому желобку

Картотека артикуляцион-

ных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

Пёрышки, полоски бумаги, ватка, «Музыка ветра»

Логопедические зонды (тонкие палочки)

Артикуляцион-ные загадки

Палочки,
чайная ложка, вата, спирт.

6.Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляцион-ный уклад для шипящих звуков  

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

3. Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания

1) «Лягушка – хоботок»

2) «Толстушки-худышки»

1) «Лопаточка», «Блинчик»

2) «Накажем непослушный язычок»

3) «Чашечка»

4) «Маляр»

5) «Вкусное варенье»

6) «Лошадка»

7) «Грибок»

8) «Гармошка»

1) «Фокус»

2) «Согреем ладошки»

3) «Посади бабочку на цветок»

4) «Сдуй снежинку»

Картотека артикуляцион-ных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

«Снежинки», ватка

д/и «Бабочка»

Артикуляционные загадки.

Зеркало

Вата

«Музыка ветра»

7.Комплекс упражнений, вырабатываю-щий правильный артикуляцион-ный уклад для звуков [л],  [ль]

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;

3.Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания;

для дизартриков: дополнительная гимнастика мышц зева ижевательно-артикуляторных мышц

1) «Лягушки»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – хоботок

1) «Накажем непослушный язычок»

2) «Блинчик»

3) «Вкусное варенье»

4) «Качели»

5) «Маляр»

6) «Чистим верхние зубы»

7) «Посчитаем зубки»

1)»Индюк»

2) «Пароход»

3) «Поймаем звук  «А»

Картотека артикуляцион-ных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

картинки – символы артикуляцион-ных упражнений

зеркало

пароходики

мелкие игрушки

бабочки

«Музыка ветра»

8.Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [р ],[рь ]

Общее количество занятий:

дислалия:6-8

дизартрия:8-10

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;

3.Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания;

4.Упражнения для растягивания подъязычной уздечки (при необходимости)

1) «Лягушка»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – хоботок»

1) «Качели»

2) «Маляр»

3) «Чистим верхние зубки»

4) «Посчитаем верхние зубки»

5) «Парус»

6) «Вкусное варенье»

7) «Лошадка»

8) «Грибок»

9) «Гармошка»

1) «Маляр»

1)»Дятел»

2) «Комарик»

3) «Кучер»

4) «Заведи мотор»

1) «Маляр»

2) «Барабан»

3) «Лошадка»

4) «Грибок»

5) «Гармошка»

Картотека артикуляцион-ных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

Картинки – символы артикуляцион-ных упражнений

«Артикуляционные загадки»

«Весёлый Язычок»

Зеркало

Опорные картинки

2 этап.

1.Постановка и коррекция звука

1.Знакомство с артикуляцией звука

1) Показ артикуляции перед зеркалом

2)Показ профиля данного звука

3) Показ положения языка кистью руки

4) Наглядная демонстрация звука

5) Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

Настенное зеркало;

Профили звуков;

Игровой материал

«Весёлый Язычок»

2.Постановка свистящих звуков

1) межзубная артикуляция (временно при боковом и шипящем сигматизме);

2) опора на звук [х] (шёпотом произнести звукосочетание «ихи», а затем повторить его со сжатыми зубами);

3) произнесение звука со сжатыми зубами (временно при межзубном сигматизме);

4) работа над вспомогательными звуками:

   а) многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шепотное  с нижнего подъёма  «т-т-т»)

   б) с присоединением голоса («д-д-д»)

   в) выполнение сильного задувания, вызывающего звукосочетание «тс-с»

5) опора на кинестетические ощущения (для звуков [з], [зь];

6) механическая помощь: а) удержание кончика языка у нижних резцов шпателем

б) отжимание нижней губы  книзу (при губно-зубномсигматизме)

в) образование «желобка» с помощью  палочки

«Водичка льётся»

«Комарик звенит»

«Тихо-тихо»

«Задуй свечу»

Настенное зеркало

Картинки – символы  упражнений

3.Постановка шипящих звуков

1) постановка звука [ш] от артикуляционного упражнения «Чашечка»;

2) постановка  звука [ш] от [р ];

3) постановка звука [ш] от [т];

4) постановка Ж от Ш

5) постановка звука [щ] от  звука [ш];

5) постановка звука [ч] от звукосочетания «тш»;

6) опора на кинестетические ощущения (для звука [ж];

7) механическая помощь:

а) поднимание вверх широкого язычка при произнесении звука [c]

б) отодвигание кончика языка вглубь от верхних резцов при произнесении звука  [т]  (при постановке звука [ч])  

« Ветерок шумит»

«Салют»

 «Дворник метет двор»

 «Поезд»

« Жук жужжит»

Настенное зеркало

палочки

4.Постановка звука Л

1) вызывание межзубного звука Л:

улыбнуться, прикусить широкий кончик языка и протяжно произнести звук [а] или [ы]

2) Механическая помощь при постановке звука:

прижатие широкого языка к верхним дёснам.

«Пароход гудит»

«Поймаем звук Л»

«Девочка поёт»

Настенное зеркало

палочки

5.Постановка звука Р

1) работа над вспомогательными звуками:

а) многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т-т-т»)

б) присоединение голоса: д-д-д

в) выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка («т-т-т-т-ттррр»)

2)механическая помощь при постановке звука:

а) удерживание кончика языка у верхних дёсен шпателем

б) вызывание дрожания кончика языка от звуков

«дддд» или звукосочетания «джжж»

«Песенка крокодила Гены»

«Танк стреляет»

«Пулемёт строчит»

«Собачка рычит»

Сдувание клочка бумажки с кончика языка (от упражнения «грибок»)

Упражнение «Балалайка»

«Машина буксует»

«Сердитая муха»

Настенное зеркало

 палочки

Картинки – символы  упражнений

6.Специальные упражнения для дизартриков

(дополни-

тельно)

Общее количество занятий:

дислалия:2-6

дизартрия:6-10

1. Работа над голосом:

а) вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса

б) произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса

2. Работа над дыханием:

а) выработка плавного длительного выдоха

б) работа над силой выдох

«Лесенка»

«Разведчики»

«Вьюга»

«Кораблик»

«Шторм в стакане»

«Листопад»

«Пропеллер»

Символы гласных звуков

Л.В.Лопухина «Логопедиче-ская работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартричес-кими расстройствами.

3 этап

1.Автоматизация поставленного звука в речи

Работа над звуком:

1.Изолированное произнесение

2.Звук в слогах

3.Звук в словах и в словосочетаниях

4. Звук в предложении

5. Звук в тексте

Игры на звукоподражание

Произнесение слогов, слов и предложений

Работа с игровым материалом, картинками

Работа с деформированным текстом

Заучивание и проговаривание чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Дидактические и речевые игры

Конспекты индивидуаль-ных занятий

Картотека речевого и картинного материала

2.Развитие фонематического восприятия, фонематичских представлений и аналитико – синтетической деятельности

3. Узнавание звука на фоне слога, слова

1) Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово

2) Запомнить на слух и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности

3) Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов

4) Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение с показом картинок)

5) Отхлопать ритмическую структуру слова

«Звуковая мозаика»

«Подними нужный символ»

«Раз, два, три, за мною повтори»

«Цепочка слов»

«Телеграф»

«Запомни, повтори»

«Морзянка»

«Шнурок»

Дидактические игры

Картотека речевых игр

Картинный и речевой материал

Символы звуков

4. Формирование фонематичес-кого анализа

1) Определить первый звук в слоге, слове

2) Определить последний звук

3) Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

4) Определить последовательность звуков в слове

5) Определить количество звуков в слове

«Звуковое домино»

«Весёлый поезд»

«Весёлый рыболов»

«Домики»

«Кто за кем?»

«Как нас зовут?»

Дидактические игры

Картинный и речевой материал, мяч

5. Развитие фонематического синтеза

1) Составить из названных звуков слог, слово:

     а) данных в ненарушенной последовательности;

      б) данных в нарушенной последовательности

«Путаница»

«Звуки поссорились»

«Доскажи словечко»

«Поймай звук»

Символы звуков, фишки

6. Развитие фонематичес-ких представлений

Общее количество занятий: дислалия: 5-10

дизартрия: 10-15

1) Подобрать слово на заданный звук, слог

2) Придумать слово по количеству данных звуков, слогов

3) Подобрать картинки на заданный звук

4) Преобразовать слова:

     а) добавить начальный или конечный звук;

     б) изменить гласный или согласный звук;

     в) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;

    г) разгадать ребусы, шарады

«Отбери картинки»

«Звук убежал»

«Звуковое лото»

«Отгадай»

«Скажи наоборот»

«Пуговицы»

«Пирамидка»

«Следопыт»

Картинный материал

Дидактические игры

Ребусы, шарады

Дидактические игры

4 этап

1.Дифференци-ация звуков, сходных артикуляци-онно и акустически

2.Автоматизация и дифференци-ация звука в самостоятель-ной речи. 3.Закрепление звука в речи

общее кол-во занятий

дислалия:10-15

дизартрия:

15-20

Работа над звуками:

1. Дифференциация звуков  на слух

2. Дифференциация звуков в слогах

3. Дифференциация звуков в словах

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь

«Звуковая мозаика»

«Звуки, я вас различаю»

«Четвёртый лишний»

«Цветные подарки»

Пересказ различных текстов

 Составление рассказов:

по опорным словам

по сюжетным картинкам

на заданную тему

придумывание части рассказа

Инсценирование сказок

 Работа со сказками-фильмами

Картинный и речевой материал

Дидактические игры

Символы звуков

Игрушки, сюжетные картинки, картинки по развитию речи, настольный театр, магнитофон, сборники по исправлению недостатков произношения

Итого общее количество занятий:

дислалия:

29--39

дизартрия:

39-55

Приложение 4

Тематическое планирование фронтальных занятий по формированию

лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

№ п/п

Сроки

Тема

Лексико-грамматические категории

1.

Сентябрь

1 неделя

Обследование

2.

2 неделя

Обследование

3.

3 неделя

Осень

Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже

4.

4 неделя

Овощи и фрукты

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк-, -очк-,   -еньк-,  -оньк- по теме.

5.

Октябрь

1 неделя

Части тела

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже

6.

2 неделя

Умывальные принадлежности

Учить подбирать глаголы к существительным по теме

7.

3 неделя

Детский сад

Закрепление умения согласовывать сущ. и прил. с притяжательными местоимениями мой, моя. Отработка падежных окончаний имен сущ. ед. ч.

8.

4 неделя

Дом и его части

Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами.

9.

Ноябрь

1 неделя

Квартира

Закреплять умение составлять предложения с предлогами

10

2 неделя

Мебель

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;  закреплять навык употребления существительных в родительном падеже.

11

3 неделя

Посуда

12

4 неделя

Одежда

Формирование умения согласовывать глаголы с существительными ед. ч. и мн. ч.

13

Декабрь

1 неделя

Обувь

Упражнять детей в умении подбирать слова противоположные по значению.

14

2 неделя

Начало зимы

Учить подбирать родственные слова

15

3 неделя

Зима. Зимние забавы

Закреплять умения употреблять предлоги движения в, к, из, от, по;  учить образовывать глаголы прошедшего времени.

16

4 неделя

Новый Год

Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имен существительных в различных падежах.

17

5 неделя

Семья

Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико – грамматических конструкций.

18

Январь

3 неделя

Зимующие птицы

Учить образовывать глаголы и закреплять знания о голосах птиц; учить образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

19

4 неделя

Дикие животные

Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за.

20

 Февраль1неделя

Почта

Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа

21

2 неделя

Транспорт

Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительного в форме косвенного падежа.

22

3 неделя

Наша армия

Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.  

23

4 неделя

Комнатные растения

Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова.

24

  Март

1 неделя

Праздник 8 Марта

Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительного женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам.

25

2 неделя

Весна.

Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежное окончания имен существительных единственного и  множественного числа.

26

3 неделя

Профессии

Учить называть профессию по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа.

27

4 неделя

Продукты

Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов

28

Апрель

1 неделя

Откуда хлеб пришёл?

Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания детей о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.

29

2 неделя

Домашние животные

Учить образовывать сложные слова; учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения

30

3 неделя

Лес. Грибы, ягоды,деревья

Согласование имен числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже

31

4 неделя

Перелётные Птицы

Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на – с, в – из; упражнение  в умении образовывать уменьшительно – ласкательную форму имен существительных.

32

Май

1 неделя

Насекомые

Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.

33

2 неделя

Лето

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов.

34

3 неделя

Обследование

35

4 неделя

Обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников 5-7 лет "

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неу...

Рабочая программа коррекционно - развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.

Данная рабочая программа разработана на основе "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей", авторы Т.Б Филичива, Г. В.  Чиркина, Т. В. Туманова. Москва....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

Программа разработа в соответствии с ФГОС, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта...

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

В связи с тем, что в последние годы  возросло количество детей с разнообразными нарушениями речи, возникла необходимость разработки специализированной программы  по коррекции данных нарушени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ".

Рабочая программа "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ" будет полезна логопедам, работающим в дошкольных отделениях. В публикации представлены теоретические аспекты ра...