План- конспект занятия. Деление слов на слоги
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Обучение детей навыкам деления слов на слоги. Длинные и короткие слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)

Тема: «Длинные и коротки слова »

Цель:   Формировать у детей представление о длине слов.

Задачи:

- Закрепить знания детей  о понятие слово;

- Познакомить детей со способами определения длины слов;

- Формировать опыт самостоятельного открытия нового знания.

- Развивать логическое мышление, инициативность, речь.

Материалы и оборудование:

  1. Демонстрационный: презентация «сказочный лес»,  вагоны поезда;
  2. Раздаточный:  мячики  су-джок;

3. Технические средства: мультимедийное оборудование (проектор, экран), компьютер.

                                       

                                              Ход образовательной ситуации:

 

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

- Мотивировать детей на включение в игровую деятельность путём создания игровой ситуации:

-Ребята, к нам за помощью обратилась волшебница из страны слов. В этой стране есть   леса, в которых живут много разных животных. Страна эта необычная, волшебная, поэтому животные там живут в домиках. Но вот беда, звери вышли на прогулку и теперь не могут попасть домой, они забыли в каком домике кто живет.

Хотите им помочь?

Сможете?

-Тогда отправимся в эту страну. А на чем можно туда добраться мы сейчас услышим. (Раздается звук поезда).

Дети угадывают вид транспорта.

 ( В процессе посадки логопед  раздает детям мячики су-джок)

 Под музыку  дети выполняют массаж мячиками су-джок.

Я мячом круги катаю,

Взад, вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошу,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

Музыка заканчивается, логопед забирает мячики у детей.

- Ребята, вот мы и приехали.

(Слайд 1 сказочный лес)  

Посмотрите на экран, как здесь красиво! А какой воздух! Давайте подышим свежим лесным воздухом.

(Дети делают глубокий вдох через нос, выдох через рот: ах!

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

-Актуализировать знания детей в названии диких животных.

- Ребята, назовите какие животные живут в этом лесу. (дети называют).

- Как одним словом можно назвать этих животных, они какие? (дикие)

-Ребята, послушайте звуки и определите, кто как кричит?

(Звуки диких животных)

Если дети не угадывают по звуку животное, логопед предлагает загадку про это животное.

 

3. Затруднение ситуации.

Дидактические задачи:

- Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о длинных и  коротких словах.

- Сформировать опыт под руководством логопеда фиксации затруднения и понимания его причины.

- Тренировать мыслительные операции, развивать логическое мышление, речь.

(Слайд 2 животные и дома)   

-  А теперь  расселите каждое животное в свой дом? Сможете? (Нет).

-  Почему? (Мы не знаем, какое животное, в каком доме живет?).

4.  Открытие  нового знания

Дидактические задачи:

- Формировать представление детей  о том, что слова бывают длинные и короткие.

- Формировать опыт самостоятельного открытия нового знания.

- Развивать логическое мышление, инициативность, речь.

- Ребята, внимательно посмотрите на волшебный лес и назовите, что вы видите.

- Все, что вы назвали сейчас это слова. Слова бывают длинными и короткими.

- Слова можно измерить с помощью рулетки, с помощью хлопков, с помощью шагов.

-Давайте измерим слово куница, дом. (прохлопать; прошагать, разматывая клубок ниток). Какое слово длинное,  какое короткое?

-Ребята, посмотрите на домики, чем они отличаются? (разное количество окон)

Давайте поможем животным найти свой домик. Если слово, которое обозначает название дикого животного короткое (1 хлопок), поселим в  домик с одним окном, если слово длиннее (2 хлопка), поселим в домик   с двумя окнами, если слово самое длинное (3 хлопка), селим в   домик с 3-мя окнами. (Дети расселяют животных по домам).

 - Молодцы, ребята, помогли   волшебнице расселить животных.

5. Включение нового знания в систему.

Дидактические задачи:

- Закрепить представление о длине слов.

- А теперь давайте на поезде вернемся в нашу группу.

- Ребята, в первый вагон (2 окна) сядет тот, у кого  имя не очень длинное (2 хлопка), во второй вагон (3 окна) сядет тот, у кого имя длиннее (3 хлопка), в третий вагон сядет тот, у кого имя самое длинное (3 хлопка).

Звучит музыка из мультфильма «паровозик из Ромашково».

- Ребята, вот мы и вернулись в группу.  

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

- Восстановить в памяти детей, что делали, и создать ситуацию успеха.

 - Ребята, кому вы сегодня помогали? (волшебнице)

 -Чем помогали? (заселяли животных в домики)

 -Что нового узнали? (слова могут быть длинными и короткими).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Конспект занятия по грамоте. Слог. Деление слов на слоги.

Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Формирование умения различать слово и слог;Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Технологическая карта занятия по речевому развитию Тема занятия: «Деление слов на слоги»

Технологическая карта занятия по речевому развитию Тема занятия: «Деление слов на слоги»...

Технологическая карта занятия по речевому развитию.Тема занятия: «Деление слов на слоги»

Занятия с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно ...