План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"
календарно-тематическое планирование по логопедии

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом формирования нормального звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_po_ffnr_kornilovoy_v.f.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр» 

Пояснительная записка: Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического слуха также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического слуха имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим слухом даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.

 Актуальность: Формирование фонематических процессов – это узловое образования целого комплекса развития речи. Слуховое восприятие, развиваемое у детей на занятиях, помогает им легче усваивать программный материал: формируется внимание к речи окружающих, а значит и умения выполнять речевые инструкции взрослых с большой точностью. На момент поступления в школу ребенок не должен обязательно владеть навыком чтения, но умение слышать, выделять речевые звуки, дифференцировать звуки на слух должно быть сформировано на высоком уровне. Чем лучше ребенок владеет звуковым анализом и синтезом, тем выше будет сформирован навык чтения и письма. Таким образом, проблема формирования у детей с нарушением речи фонематического слуха является одной из важнейших.

 Цель: Формирование и развитие у детей дошкольного возраста фонетико- фонематического слуха.

 Задачи: 1) Развивать слуховое внимание. 2) Развивать речевую моторику. 3) Развивать просодическую сторону речи. 4) Предупреждать речевые нарушения. 5) Расширять «словарь» детей. Поставленные задачи определили ход исследования в несколько этапов в период с 2014 по 2017 год. 1 этап- постановочно- организационный ( сентябрь 2014- май 2015 ) 2 этап- практический ( сентябрь 2015- май 2016 ) 3 этап- итоговый ( сентябрь 2016- май 2017 )

 Цель работы первого этапа: Определение целей и задач плана работы по реализации темы самообразования.

 Задачи: - отбор и изучение современных технологий и методик по обозначенной проблеме; - подбор диагностического инструментария; - написание тематического планирования по работе с детьми; - разработка годового плана по работе с родителями, педагогами (анкеты, доклады на родительских собрания, рекомендации и т. д. ). - оформление картотеки с упражнениями и играми по данной теме.

 Цели работы второго этапа: Практическое применение изученных методик. Внесение корректив в процесс обучения дошкольников.

 Задачи: - диагностирование детей; - введение тематического планирования в образовательный процесс с детьми; - апробация практического материала; - расширение педагогических знаний родителей, с целью сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду; - реализация годового плана работы с родителями и педагогами.

 Цели работы третьего этапа: Обобщение результатов работы.

Задачи: - подведение итогов работы за период инновационной деятельности, осуществление рефлексии полученного опыта; - мониторинг диагностики и анализ результатов усвоения материала детьми, выявление проблем; - обобщение результатов работы в итоговом отчете, методических рекомендаций; - публикация материалов на сайтах образовательных порталов; - представление опыта работы на городском методическом объединении учителей-логопедов.

Ожидаемые результаты у детей: - умение выделять заданный звук из ряда звуков; - умение отбирать слова с заданным звуком; - умение определять первый и последний звуки в слове; - умение отбирать слова с заданным звуком; - умение находить место заданного звука в слове; - умение проводить звуковой анализ слов.

Ожидаемые результаты у учителя- логопеда: - публикации в журналах, на сайтах; - повышение квалификационной категории; - изучение материала по теме; - повышение уровня самообразования по данной теме.

Основные направления коррекционной работы . 1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

3. Закрепление звукопроизношения: а) Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов; в) упражнение в звуко - слоговом анализе и синтезе; г) повторение лексико-грамматических упражнений; д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

 4. Фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия

 5. Коррекционная работа вне занятий: Во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

                                         Форма и сроки отчета 

 N

   Тема

Сроки

 Форма предоставленн-ых результатов

Где и кем    заслушивается

1.

«Дидактические игры по коррекции звукопроизношения, обучению грамоте и формированию фонематического восприятия»

Март 2019г

55 муниципальные педагогические чтения по проблеме «Современный педагог: компетентность, развитие, результат»

Педагоги дошкольных образовательных  учреждений, специалисты УО г.Якутска

2

 «Формированию  фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактических игр»

Ноябрь 2020г

Педагогических семинар

Педагоги МБДОУ

3

«Актуальные вопросы обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях»

Октябрь 2020г

Республиканский семинар

Педагоги ДОУ Республики Саха (Я)

4

«Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста посредством пособий и дидактических игр»

Ноябрь 2020г

Распространение опыта

Методическая организация учителей- логопедов г.Якутска

5

«Дидактические игры для развития фонематических процессов»

Октябрь2020г- январь2021г

Для составления картотеки дидактических игр

Методическая копилка

6

Сказка «12 месяцев»

Январь 2021г

Сценка

Дети, посещающие логопункт

7

Дидактическая игра «Веселые резиночки»

Январь 2021г

Публикация в nsportal

Педагоги

8

Дидактическая игра «Звуко- буквенная дощечка»

Январь 2021г

Публикация в nsportal

Педагоги

8

«Развиваем фонематическое восприятие»

Феврарь 2021г

Консультация для родителей

Родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционных сюжетно-тематических занятий».

Мастер-класс о том, как используя сюжет  и объединяя  различные виды деятельности   и  разные пед. технологии  развивать все компоненты  устной речи детей....

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...

«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»

В    последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории дет...

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...